
Самоходная установка АСУ-76 предназначалась для вооружения самоходно-артиллерийских дивизионов воздушно-десантных дивизий взамен самоходных установок СУ-76. Она была разработана в 1947 г. в конструкторском бюро ММЗ (завод №40) под управлением головного конструктора завода Н.А. Астрова в согласовании с Постановлением СМ СССР от 17 октября 1946 г. При проведении ОКР имела обозначение «Объект 570». Эскизный проект был закончен в марте 1947 г., технический проект - в июне. Изготовка первого опытнейшего эталона было завершено в декабре 1947 г. В январе-мае 1948 г. он прошел фабричные тесты, а в июне-июле - междуведомственные. Войсковые и полигонные тесты, в каких участвовали 5 (четыре на войсковых и один на полигонных) опытнейших образцов, проходили наряду с 1 июля по 1 сентября 1949 г.
Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1949 г. САУ АСУ-76 была принята на вооружение Русской Армии. По утвержденным ГБТУ чертежам ММЗ сделал и в декабре 1950 г. окончил тесты 2-ух головных образцов. Но они из-за ряда маленьких производственных и беспринципных конструкторских изъянов тесты не выдержали. 25 августа 1951 г. результаты испытаний подверглись рассмотрению Министерством авто и транспортной индустрии и ГБТУ. Был составлен список работ по доработке к декабрю 1951 г. технической документации для серийного производства АСУ-76. Из-за отсутствия средств на проведение доработки, значимой перегрузки КБ, сообщений о том, что планер, созданный для перевозки АСУ-76 и буксировщик этого планера испытаний не выдержали и работы но их созданию прекращены, решением министра обороны СССР Н.А. Булганина от 27 августа 1953 г. работы по АСУ-76 были приостановлены до отработки новых СУ АСУ-57П и СУ-85.
Самоходная установка АСУ-76 относилась к полузакрытому типу САУ с кормовым расположением боевого отделения. Для получения малых размеров машины были совмещены - боевое отделение, отделение управления и отделение силовой установки. В совмещенном отделении слева от пушки располагались командир машины (он же наводчик) и заряжающий, справа от нее - механик-водитель.

Главным орудием машины являлась 76,2-мм пушка Д-56С (ЛБ-76С) с щелевым дульным тормозом и клиновым затвором. Пушка, имевшая длину ствола 42 калибра, устанавливалась на станке, приваренном к днищу корпуса. При стрельбе из пушки прямой наводкой употреблялся телескопический прицел ОП2-9, при стрельбе с закрытых огневых позиций - панорама. Наводка пушки осуществлялась при помощи подъемного механизма пушки секторного тина и винтообразного поворотного механизма. Углы наводки по вертикали составляли от -5° до + 12°, по горизонтали - в секторе ±8°30'. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 4000 м, большая - 11 800 м. Для поражения бронированных целей использовались унитарные выстрелы с бронебойными снарядами, с исходной скоростью 680 м/с. Масса бронебойного снаряда - 6,5 кг. Ликвидирование открыто расположенной живой силы противника и небронированных целей производилось осколочными снарядами, имевшими массу 6,2 кг и исходную скорость 655 м/с. Боевая скорострельность составляла 7 выстр./мин. Боекомплект к пушке состоял из 30 унитарных выстрелов. В набор машины также входили 7,62-мм ручной пулемет РП-46 с боекомплектом 1000 патронов и 6 ручных гранат Ф-1.

Самоходная установка АСУ-76 имела противопульное бронирование. Корпус машины был сварен из железных броневых листов шириной 3, 4. 6, 8 и 13 мм. Верхний лобовой лист корпуса шириной 13 мм был размещен под углом 45° от вертикали. В кормовом броневом листе корпуса слева имелась дверь для доступа к обитаемому отделению. Для защиты от осадков обитаемое отделение сверху запиралось съемным тентом из брезента. В корпусе САУ справа сзади была размещена силовая установка. Главной ее составной частью являлся шестицилиндровый карбюраторный движок ГАЗ-51Е мощью 57 кВт (78 Л.С.). Емкость топливных баков составляла 180 л. Этого количества бензина хватало на 235 км пробега при движении САУ по шоссе. Для облегчения запуска мотора при низких температурах в его систему остывания был введен подогреватель калориферного типа с паяльной лампой. Механическая коробка состояла из головного фрикциона сухого трения (сталь по феродо), четырехступной коробки, карданного вала, демультипликатора, главной передачи, 2-ух бортовых фрикционов с тормозами и 2-ух бортовых редукторов.
В ходовой части применялась персональная торсионная подвеска с поршневыми гидроамортизаторами на фронтальных ее узлах и гусеничный движитель с фронтальным расположением ведущих колес. Со стороны каждого борта устанавливалось по четыре однодисковых опорных катка с внешней амортизацией и по два цельнометаллических поддерживающих катка. Последние опорные катки сразу делали функции направляющих колес. Среднее давление на грунт составляло 45 кПа (0,46 кгс/см). В балансирах последних узлов подвески были интегрированы механизмы натяжения гусениц. Ведущие колеса имели цевочное зацепление с гусеницами, любая из которых состояла из 71 трака с ОМШ. Электрическое оборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. Для наружной связи машина была оборудована радиостанцией 10РТ-12, для внутренней - танковым переговорным устройством ТПУ-47.
Технические свойства АСУ-76
Боевая масса - 5,8 т;
экипаж 3 чел.;
вооружение: пушка - 76,2 мм, пулемет - 7,62 мм;
броневая защита - противопульная;
мощность мотора - 57 кВт (78 л.с.);
наибольшая скорость - 45 км/ч.
создатель статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»
Источник: dogswar.ru