
Танк ИС-2М являлся улучшенным танком ИС-2 периода Величавой Российскей войны. При эксплуатации танка в мирное время выявилась недостающая надежность работы мотора, коробки, головного фрикциона, бортового редуктора и некоторых узлов ходовой части. Полный список конструктивных конфигураций и объем мероприятий по устранению конструктивных недочетов танка были разработаны конструкторским бюро ЧКЗ в 1948-1951 г. Мероприятия по модернизации танков ИС-2 были проведены в 1951-1954 гг.
В 1957 г. начальником ГБТУ было принято решение провести последующие конструктивные улучшения при полном ремонте танка с целью оснащения его более нынешним оборудованием и унификации ряда агрегатов и устройств с другими танками. Объем конструктивных конфигураций был разработан танкоремонтными заводами №17 и 7 МО СССР и был реализован в 1957-1959 гг. В 1997 г. танк был снят с вооружения МО РФ. Главными мероприятиями по усовершенствованию танка являлись: повышение боекомплекта к пушке с 28 до 35 выстрелов, отмена установки пулемета в тыльной части башни, введение второго вентилятора в башне для понижения загазованности боевого отделения при стрельбе, установка мотора В-54К-ИС мощнocтью 382 кВт (520 л.с.), подогревателя НИКС-1, более совершенной коробки с масляным насосом и охлаждающей системой масла при помощи 2-ух радиаторов.
На рабочем месте механика-водителя устанавливался ночной устройство ТВН-2 и дневной призменный перископический устройство, сокративший непросматриваемое место впереди машины с 10-12 м до 4-5 м и увеличивший горизонтальный сектор обзора с 40 до 65°. На рабочем месте командира танка устанавливался смотровой устройство ТПК-1. Танк был вооружен 122-мм нарезной пушкой Д-25Т, 2-мя 7,62-мм пулеметами ДТМ (спаренным и курсовым) и 12,7-мм пулеметом ДШКМ в зенитной установке. При стрельбе из спаренной установки употреблялся телескопический шарнирный прицел ТШ-17. При стрельбе из пулемета ДШКМ употреблялся коллиматорный прицел К10-Т. Углы наводки пушки по вертикали находились в интервале от -4 до +20°. Стрельба из пушки велась выстрелами с бронебойно-трассируюшими и осколочно-фугасными снарядами раздельно-гильзового заряжания.
Дальность прямого выстрела бронебойно-трассируюшим снарядом при высоте цели 2 м составляла 1000 м. Наибольшая дальность стрельбы при помощи прицела ТШ-17 составляла 5000 м, при помощи бокового уровня - 15 000 м. Был введен башенный угломер, позволяющий отсчитывать углы горизонтальной наводки пушки при стрельбе с закрытых огневых позиций. Боевая скорострельность не превосходила 3 выстр./мин. В боекомплект танка входили 35 выстрелов к пушке, 2000 патронов к пулеметам ДТМ и 300 патронов к пулемету ДШКМ. Не считая того, в танке укладывались два 7,62-мм автомата АК-47 с 600 патронами, 20 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с 20 сигнальными патронами. На части танков при полном ремонте заместо 122-мм пушки Д-25Т устанавливалась 100-мм танковая пушка Д10-Т, обеспечивавшая более действенное поражение танков противника.

Броневая защита танка конфигураций не перетерпела. Носовая часть корпуса ступенчатой формы (у танков выпуска 1943 г.) представляла собой громоздкую фасонную отливку шириной от 60 до 120 мм из броневой стали высочайшей твердости. Спрямленная верхняя носовая часть (у танков выпуска 1944 г.) имела толщину 100 мм при угле наклона 60° от вертикали. При сварной конструкции броневого корпуса толщина верхнего и нижнего листов из катаной брони средней твердости составляла 90 мм с углами наклона от вертикали соответственно 60° и 30°. В днище кopпyca под коробкой приваривалась броневая накладка шириной 16-20 мм. Литая башня с вварной крышей была сделана из броневой стали высочайшей твердости. Толщина лобовой брони башни составляла 100 мм. Для тушения пожара в танке употреблялся ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2, находившийся в боевом отделении. Для постановки аэрозольных (дымовых) завес на верхнем кормовом листе корпуса крепились две дымовые шашки БДШ-5 с удаленным управлением.
Движок B-54K-ИC представлял собой серийный дизель В-54, в каком была изменена конструкция водяного насоса, введен торсионный валик в приводе к масляному насосу и уменьшена общая высота мотора за счет конфигурации расположения обозначенных насосов. Общая емкость топливных баков была увеличена с 790 до 880 л за счет введения доп внешнего бака. Все четыре доп внешних бака общей емкостью 360 л были включены в топливную систему мотора. Были установлены два воздухоочистителя ВТИ-2 с эжекционным удалением пыли из бункера и 2-мя ступенями чистки воздуха. Периодичность обслуживания воздухоочистителя возросла с 90 км до 400 км пробега машины. Заместо инерционного стартера ИС-9 был введен электростартер СТ-700. В системе сл!азк!1 мотора был установлен электромаслозакачивающий насос МЗН-2, а в систему остывания мотора был введен форсуночный подогреватель. В носовой части танка на левой надгусеничной полке был установлен доп бак для масла емкостью 35 л.
В конструкцию опорных катков и направляющих колес были введены шариковый и роликовый подшипники заместо конических роликоподшипников, требовавших регулировки осевого зазора через каждые 500-600 км пробега танка. В состав электрического оборудования танка были введены дополнительно две аккумуляторные батареи, электростартер СТ-700 мощью 11 кВт (15 л.с.), электродвигатель МВ-42 доп вентилятора в башне и 2-ая фара со светомаскировочным устройством. Для связи использовались радиостанция Р-113 и ТПУ Р-120. На командирских танках ИС-2М дополнительно устанавливались радиостанция Р-112 и бензиновый энергоагрегат.
Технические свойства танка ИС-2М.
Боевая масса - 48,5 т;
экипаж - 4 чел.;
орудие: пушка - 122 мм, пулемет - 12,7 мм, 2 пулемета - 7, 62 мм;
броня -противоснарядная;
мощность дизеля - 382 кВт (520 л.с.);
наибольшая скорость - 40 км/ч.
создатель статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»
Источник: dogswar.ru