
Сначала 2-ой мировой войны легкие танки были обширно представлены в армиях всех воюющих сторон. Но развитие бронетанковой техники привело к тому, что машины этого класса очень стремительно утратили свое значение на поле боя. Обуславливалось это очень слабеньким бронированием и вооружением легких танков, также возрастанием подвижности танков средних, по этому легкие машины утратили свое единственное преимущество. Создание и проектирование легких танков закончились во всех странах. Единственным исключением были Соединенные Штаты Америки. Их военные настояли на разработке отменно новейшей машины этого класса, итогом которой стало возникновение M24 Chaffee - лёгкого танка, по массе сравнявшегося со средними танками исходного периода войны, но по подвижности и вооружению значительно их превосходившего. Такая машина уже не рассматривалась в качестве линейной, а предназначалась для вооружения разведывательных частей.
В первых столкновениях с вермахтом в Северной Африке опыт внедрения американских легких танков M3A1 и M5 был разноплановым. С одной стороны, их 37-мм пушки не могли отлично поражать неприятельские танки, а броня была очевидно слабенькой. С другой - эти танки проявили себя надежными, нетребовательными и ординарными в обслуживании машинами, а M5 с его автоматической коробкой оказался ещё и очень легким в управлении. Именно потому. Комитет вооружений в марте 1943 г определил тактико-технические требования к новенькому легкому танку, получившему индекс T24. Боевая машина должна была унаследовать от M5 наилучшие свойства этого танка: высшую подвижность, легкость управления и простоту обслуживания. Сразу требовалось усилить вооружение - в требованиях отмечалось, что установка на легкий танк пушки калибром наименее 75 мм не имеет смысла. Требования к защищенности определили достаточно «мягко» - допускалось усиление бронирования T24 по сопоставлению с существующими легкими танками «по мере возможности». Таким образом, танк практически проектировался вокруг избранного для него орудия.
Америкосы уже имели опыт сотворения легкого танка с 75-мм пушкой, правда, не совершенно успешный: опытнейшая машина T7 в итоге «подросла» до среднего танка M7, так и не пошедшего в серию. Этот пример наглядно показал, что при установке томного и крупногабаритного 75-мм орудия M3 (главного вооружения среднего танка M4) уложиться в ограничение по массе 20 тонн нереально. В то же время, на рубеже 1942-1943 гг были проведены тесты орудия M3, установленного в открытой сверху башне самоходной гаубицы M8. Они проявили, что в принципе, даже при массе наименее 20 т, легкий танк представляет собой полностью устойчивую платформу для 75-мм орудия. Оставалось только подобрать подходящую артсистему. На помощь танкистам пришли авиаторы. Они применяли на бомбовозах В-25Н «Митчелл» 75-мм орудие T13E1 (потом стандартизированное под индексом M5) - еще более легкое, чем M3, но унифицированное с ним по боеприпасам. На воздушных судах оно устанавливалось на лафете AN-M9, обеспечивающем длиннющий и мягенький откат Правда, авиационная пушка имела более маленький ствол и, как следует, наименьшую исходную скорость снаряда, чем танковая, но это не числилось суровым недочетом.

Дело в том, что южноамериканская доктрина внедрения танковых войск строилась на незыблемом принципе: «танки с танками не воюют». Танковые соединения должны были действовать в оперативной глубине обороны противника, где возможность столкнуться с неприятельскими танками была малой. Потому основным качеством для танкового орудия числилась не бронебойные свойства, а поражающая мощь осколочно-фугасного снаряда - а с этим у орудия M5 было все в порядке. Для установки пушки M5 на легкий танк спроектировали новый лафет T9G, снабженный концентрическим противооткатным механизмом ТЗЗ. Конструктивно он представлял собой развитие решений, заложенных в лафете AN-M9. Главным элементом противооткатного механизма являлась спиральная пружина, «обернутая» вокруг ствола и помещенная в металлической кожух. Вышла очень малогабаритная конструкция по сопоставлению с противооткатными механизмами обычного типа. Так как длина отката танкового орудия ограничивалась 305 мм (этот параметр диктовался поперечником погона башни, составлявшим 1520 мм), пружина была усилена по сопоставлению с авиационным вариантом. После принятия на вооружение танковая пушка получила индекс M6, а лафет - M64.
Телескопический прицел располагался слева от орудия, справа предусмотрели установку спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета. Наводчик, кроме телескопического прицела, получил набор устройств, нужных для ведения огня непрямой наводкой: буссоль, артиллерийский угломер M9 и артиллерийский квадрант M1. Орудие МЗ весило 405 кг, а Мб - всего 182 кг Имея более легкий ствол, Мб резвее перегревалось при ведении насыщенного огня, а живучесть ствола была ниже. Но эти недочеты сочли полностью терпимыми: по определению легкие танки, на которые возлагались задачки разведки, патрулирования и поддержания связи, не должны были так активно использовать свое орудие, как средние.
Проектирование T24 производили спецы компании «Cadillac» (отделения концерна «Дженерал Моторс»). Изготовка первого макета закончилось в октябре 1943 г, но уже месяцем ранее T24 был классифицирован как эталон, применимый для ограниченных закупок для армии. Это отдало зеленоватый свет подготовке серийного производства. Заказ на 1000 последних танков M5A1 был переведен на такое же количество T24. 1-ый макет был доставлен на Абердинский полигон 15 октября 1943 г, 2-ой присоединился к нему в декабре. Оба макета в деталях отличались от будущих серийных танков. На них отсутствовала командирская башенка. Доступ в башню осуществлялся через два лючка с прямолинейными очертаниями: командира (одностворчатый, откидывающийся вспять) и заряжающего (двухстворчатый, откидывающийся вперед). Вентилятор на крыше башни находился перед лючком командира (позже его расположили перед лючком заряжающего). На крыше башни установили стойку для зенитного пулемета. В правой стене башни отсутствовал смотровой устройство, заместо него установили гнездо под антенну радиостанции. Командир располагал 2-мя поворотными перископами: один устанавливался перед его лючком, 2-ой - в крышке лючка.
Полигонные тесты T24 прошли очень удачно. В их ходе были вскрыты только малозначительные недочеты противооткатного механизма орудия, амортизаторов, вентиляторов системы остывания, также коробки, которые удалось стремительно убрать. Также по результатам испытаний было рекомендовано установить командирскую башенку - что также сделали без заморочек.
Танк T24 был стандартизован и принят на вооружение как M24. Не считая того, ему присвоили наименование «Chaffee» - в честь Эдны Р. Чаффи, устроителя и первого командующего бронетанковым корпусом Армии США в 1940 г Выпуск серийных машин начался в апреле 1944 г В июле заказ прирастили до 5000 экземпляров, что вынудило привлечь к его выполнению вторую фирму - «Массей-Харрис». До июня 1945 г сделали 4795 танков, заказ на оставшихся 205 экземпляров аннулировали. В самом конце войны 289 танков М24 поставили Англии, а два - СССР, но ни какой-то из них не принял роли в боевых действиях.

M24 Chaffee имел классическую сборку с отделением управления в фронтальной части корпуса, боевым отделением с башней - в средней и моторным - в кормовой. В ходовой части заместо обычных для южноамериканского танкостроения тележек с вертикальными винтообразными пружинами применили торсионную подвеску. Ходовка (применительно к одному борту) состояла из 5 спаренных обрезиненных опорных катков огромного поперечника, ведущего колеса фронтального расположения и направляющего - заднего, также 3-х обрезиненных поддерживающих роликов. Опорные катки подвешивались на балансирах, при этом балансир заднего катка был связан с направляющим колесом особым компенсационным рычагом. Такое решение позволяло сохранять нужное натяжение гусеницы при движении по пересеченной местности и препятствовало её сбросу. Гусеница T72 - железная, шириной 406 мм, состоящая из 75 траков.
Необыкновенная схема ходовой части M24 Chaffee, вызывавшая у американских боец ассоциации с германскими танками, принудила командование летом-осенью 1944 г провести цикл показов нового легкого танка в частях, чтобы обойти вероятных ошибок в идентификации в боевых критериях. M24 Chaffee имел очень соответствующий маленький силуэт Так как большая часть бронелистов корпуса имели толщину, не превышавшую 25 мм, для увеличения снарядостойкости они устанавливались под большенными углами наклона. Башне же дали обтекаемую форму. Благодаря этому защищенность разных частей танка составляла (в эквиваленте вертикального листа): лобовой проекции корпуса - 38-64 мм, кормы и бортов - 19-32 мм, лобовой части башни и маски пушки - до 57 мм, бортов башни - 32 мм.
Источник: dogswar.ru