
Чуть успев принять на вооружение средний танк M4 «Шерман», южноамериканские военные озаботились поиском его подмены. Для них не были секретами значительные недочеты «Шермана», и сначала - его значимая высота, обусловленная фронтальным расположением коробки. Такая сборка, «унаследованная» от предшественников, с одной стороны, позволяла монтировать на танк самые разные типы движков, но, с другой - вынуждала наращивать высоту корпуса, чтоб пропустить карданный вал под боевым отделением. Требования к многообещающему танку, утвержденные 25 мая 1942 г, предугадывали заднее размещение коробки, что позволяло уменьшить высоту корпуса. Не считая того, следовало отрешиться от надгусеничных ниш, «втиснув» корпус танка меж гусеницами.
Благодаря этим решениям снижался забронированный объем, что позволяло при сохранении массы танка прирастить толщину брони. Ну, а раз масса оставалась предыдущей - то можно было обойтись и силовой установкой от «Шермана», поточнее, от одной из его модификаций - 8-цилиндровым V-образиым карбюраторным движком «Форд» GAA. В мае 1942 г фирме «Дженерал Моторс» заказали два макета нового танка под обозначением T20, а в сентябре подобные заказы получили конторы «Крайслер» (T22) и «Дженерал Электрик» (T23).
Из 3-х конкурсантов ранее всех совладали с заданием инженеры «Дженерал Электрик» - 1-ый макет T23 вышел на тесты уже в январе 1943 г., а 2-ой - в марте. Правда, такая спешка привела к тому, что на T23 применили старенькие телеги подвески с вертикальными пружинами (VVSS), значительно ограничивавшие подвижность. На T20 (1-ый макет был готов в мае 1943 г.) и T22 (в июне) применили новые телеги с горизонтальными винтообразными пружинами (HVSS). В вопросе выбора коробки конструкторы «Крайслера» показали консерватизм - их T22 получил механическую коробку, аналогичную применявшейся на M4A3 (естественно, переместив её в кормовую часть танка). На T20 стояла новенькая автоматическая гидромеханическая коробка «Торкматик» 30-30В. В конце концов, изделие «Дженерал Электрик», как и следовало ждать, получило электромеханическую коробку: карбюраторный движок приводил в действие генератор, а выработанный ток подавался на два электродвигателя, сблокированных с редукторами ведущих колес.
Все бывалые эталоны получили новое вооружение - 76,2-мм пушку M1 с одноплоскостным (исключительно в вертикальной плоскости) стабилизатором. И хотя калибр по сопоставлению со старенькым 75-мм орудием «Шермана» возрос на некий мм, благодаря длинноватому 52-калиберному стволу бронебойные свойства новейшей пушки существенно возросли. В качестве кандидатуры рассматривались 76,2-мм пушка M7 со стволом длиной 57 калибров (M1 была её облегченным вариантом) либо старенькое 75-мм орудие M3, но с автоматом заряжания. Вспомогательное вооружение у всех прототипов было схожим: два 7,62-мм пулемета (спаренный с пушкой и курсовой в корпусе) и 12,7-мм зенитный. Экипаж также был схожим - 5 чел.
T23 был тяжелее соперников (не в последнюю очередь благодаря электромеханической коробки) - 32,9 т против 29,8 т у T20 и 31,4 т у T22. Но благодаря той же коробки T23 показал феноменальную маневренность, а его скорость достигала 56 км/ч. Т20 сумел выдавить 48 км/ч, а T22 — всего только 40 км/ч. В конечном итоге был выдан заказ на создание 250 танков T23, и уже в октябре 1943 г. 1-ая машина сошла с сборочного потока завода «Дженерал Электрик». Но в строевые части T23 так и не попали - «концепция поменялась». Столкнувшись во время боев в Тунисе с германскими «Тиграми», южноамериканские танкисты в один момент поняли - для борьбы с этими «бронированными монстрами» необходимо что-то более суровое, чем 75-мм либо 76,2-мм пушки.

Ещё до начала выпуска T23 заказ на эти танки подвергся поправке: сейчас 50 машин следовало вооружить 90-мм пушкой в увеличенной башне. 40 из них обозначались T25, а 10 - T26. На последних, не считая нового вооружения, предписывалось прирастить толщину лобовой брони корпуса с 76 до 102 мм. Таким образом, предполагалось сделать танк, равный «Тигру» по вооружению и защите, но с еще наименьшим силуэтом и массой. По начальным прикидкам T25 был должен весить 32,5 т, а T26 - 36 т. Но в процессе предстоящей проработки танки значительно «поправились» - даже пустые они весили, соответственно, 36,7 и 40,5 т. Заказчик востребовал понизить массу Естественно, не за счет вооружения и бронирования - если пожертвовать этими параметрами, то вся затея с T25 и T26 теряла смысл, «Анти-Тигров» из них не вышло бы. Более значимым резервом оставалась томная электромеханическая коробка. Заместо неё решили применить гидромеханическую автоматическую коробку «Торкматик».
В конечном итоге, выстроили только два опытнейших T25 и один T26, а серийный заказ перевели на модификации T25E1 и T26E1, снабженные «Торкматиками». Их выпуск производил завод «Фишер Тэнк Арсенал» в Гранд Бланк (шт. Мичиган), принадлежавший концерну «Дженерал Моторс». В феврале-мае 1944 г тут сделали 40 T25E1 и 10 T26E1, использовавшихся для разных испытаний. Кроме гидромеханической коробки эти танки получили ещё и торсионную подвеску, сулившую целый ряд выгод по сопоставлению с пружинной. Во-1-х, она была проще в изготовлении и обслуживании, во-2-х, обеспечивала огромную плавность хода. В конце концов, торсионная подвеска позволяла достаточно просто прирастить ширину опорных катков и гусеницы, что было в особенности принципиально из-за хорошей массы танка. Последняя для T25E1 составляла 31,8 т, а для T26E1 - 36,9 т Как видно, отказ от электромеханической коробки отдал значимый выигрыш в массе. Ввиду этого, на T25E1 сохранили старенькие «шермановские» гусеницы шириной 483 мм, и только на T26E1 применили новые, шириной 610 мм.
Оба танка вооружались 90-мм пушкой 11 (потом стандартизированной как МЗ). На T25E1 она устанавливалась в маске T99, а на T26E1 - в T99E1 с увеличенной до 114 мм шириной бронирования. Башня представляла собой увеличенный вариант башни танка T23 с удлиненной кормовой нишей (это было нужно для уравновешивания более томного орудия). Тесты T25E1 и T26E1, проведенные весной 1944 г, проявили, что «облегченная» подвеска, установленная на первом танке, наименее надежна и просит более кропотливого обслуживания по сопоставлению с «тяжелой» подвеской T26E1. Когда же стали поступать известия о ходе танковых боев в Нормандии, военные совсем утратили энтузиазм к «недобронированному» T25E1, сосредоточившись на более томном варианте.
В принципе, уже весной 1944 г танк с 90-мм пушкой был готов к серийному производству, но его внедрение тормозилось, можно сказать, сознательно: к тому времени был сотворен истребитель танков M36 (на шасси «Шермана») с таким же орудием, и некие «светлые умы» сочли, что армия может полностью обойтись ним. Для «встряски» опять пригодился опыт боев и утрат - сейчас в Нормандии. Летом 1944 г германские танки достаточно удачно боролись с «Шерманами», а южноамериканские истребители танков ввиду слабенького бронирования башни годились на роль оборонительного орудия, действующего из засад, но никак не наступательного. В общем, стало понятно: без «нормального» томного танка не обойтись. 29 июня 1944 г систематизацию T26E1 изменили - из среднего он официально «подрос» до томного.
Источник: dogswar.ru