
5 июля 1981 г. вышло Постановление Совмина о начале работ над сверхзвуковой противокорабельной ракетой. 10 марта 1982 г. в ОКБ-52 прошла защита эскизного проекта ракеты «Оникс». Позднее был выдуман псевдоним «Яхонт», также два индекса - П-800 и 3М-55. Ракета «Оникс» выполнена по обычной аэродинамической схеме с трапециевидным раскладным крылом и оперением. Аэродинамика планера в купе с высочайшей тяговооруженностью обеспечивает высшую маневренность (наибольший угол атаки - до 15°), позволяющую ракете делать действенные маневры уклонения от средств ПРО противника.
Силовая установка «Оникса» состоит из маршевого прямоточного воздушно-реактивного мотора (ПВРД), работающего на водянистом горючем, и твердотопливного ускорителя, установленного по принципу «матрешка» в камере сжигания маршевого мотора. За несколько секунд его работы ракета разгоняется до скорости 2 М. Потом ускоритель выключается, его выбрасывает из маршевого мотора потоком воздуха, и «Оникс» продолжает полет на скорости в 2,5 М, обеспечиваемой прямоточным жидкостным воздушно-реактивным движком. Движок разработан филиалом № 2 НПО «Машиностроение». Эскизный проект выполнен в 1983 г.
В принципе, вся ракета - от лобового воздухопоглотителя до среза сопла - представляет собой органично совмещенную с планером силовую установку. Кроме центрального конуса воздухопоглотителя, в каком расположены блоки системы управления, антенна радиолокационной станции самонаведения и боевая часть, все внутренние объемы ракеты, включая воздушный тракт прямоточного мотора, применены под маршевое горючее и встроенную твердотопливную стартово-разгонную ступень. Полетное задание формируется по данным от автономного источника целеуказания. РЛС головки самонаведения может захватывать надводную цель класса «крейсер» на дальности до 75 км. После начального захвата цели ракета выключает РЛС и делает понижение на максимально малые высоты (порядка 5-10 м). В итоге на среднем участке полет осуществляется под нижней границей зоны ПВО. В предстоящем, после выхода ПКР из-за радиогоризонта, РЛС врубается повторно, захватывает и аккомпанирует цель, на которую наводится ракета. На этом относительно маленьком участке полета сверхзвуковая скорость затрудняет поражение «Оникса» средствами ПВО малой дальности, также постановку помех его головке самонаведения.

Благодаря малому полетному времени и большой дальности деяния головки самонаведения ПКР «Оникс» не предъявляет жестких требований к точности инфы целеуказания. Обзор всей зоны положения целей с большой высоты делает условия подготовительного целераспределения ракет по кораблям группы и селекции неверных целей. Основное достоинство ракеты «Оникс» - программка наведения на цель, позволяющая действовать против одиночного корабля по принципу «одна ракета - один корабль» либо несколькими ракетами против ордера кораблей. Конкретно при залпе раскрываются все тактические способности комплекса. Ракеты сами распределяют и систематизируют по значимости цели, выбирают стратегию атаки и план ее проведения.
В автономную систему управления заложены данные не только лишь по противодействию средствам РЭБ противника, да и приемы уклонения от огня средств ПВО. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты штурмуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения 2-мя ракетами одной и той же цели. Для исключения ошибки при выборе маневра и поражения конкретно данной цели в бортовую вычислительную машину ракеты заложены электрические портреты кораблей всех нынешних классов. К тому же в бортовой вычислительной машине есть и чисто тактические сведения, например, о типе кораблей, что позволяет найти, что перед ракетой - конвой, авианосная либо десантная группа, и штурмовать главные цели.
Ракета «Оникс» стала первой ракетой ОКБ-52, размещенной в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) с «глухим» задним днищем. Транспортно-пусковой контейнер - неотъемлемая часть ракеты. В ТПК, будучи вполне готовой к боевому применению, ракета покидает завод-изготовитель, транспортируется, хранится и выдается на носитель. Без извлечения из контейнера через особый бортразъем контролируется техническое состояние ракеты и ее систем.
Доводка «Оникса» затянулась, и она очень медлительно внедрялась на флоте. Так, в период с 1986 г. по 1992 г. атомная подводная лодка проекта 670М К-452 (К-452 с 3 сентября 1992 г. - Б-452, а с 22 декабря 1997 г.-«Новгород Великий») на судоремонтом заводе № 10 в Полярном прошла полный ремонт и модернизацию по проекту 06704. В процессе модернизации демонтировали пусковые контейнеры ракет «Малахит» и заместо них установили ТПК СМ-315 для ПКР «Оникс». Установка СМ-315 имеет три ПУ в одном цилиндре-контейнере. Итого боекомплект составляет 24 ракеты. Все ПУ для ракет «Оникс» были разработаны в ПО Специального машиностроения (бывшее ЦКБ-34). Не считая того, ГАК «Рубикон» был заменен на ГАК «Скат-М».
Лодка Б-452 (К-452) пару раз выходила в море для испытаний ракет «Оникс». 30 мая 1998 г. Б-452 исключена из боевого состава флота, передана ОРВИ на длительное хранение и в бухте Ара (поселок Видяево)поставлена на прикол. На базе ракетного комплекса «Оникс» в НПО «Машиностроение» разработан подвижный береговой ракетный комплекс «Бастион». На базе автомобиля типа МАЗ-543 установлены контейнеры с ракетами. В состав комплекса «Бастион» входят: самоходные пусковые установки (до восьми), машина боевого управления, вертолетный комплекс целеуказания, оборудование для головного командного пт. Не считая того, согласно маркетинговой инфы НПО «Машиностроение»,им спроектирован и стационарный береговой ракетный комплекс «Бастион». В стационарном комплексе ракеты «Оникс» расположены в одинарных вертикальных пусковых установках шахтного типа. В составе комплекса быть может до 36 таких установок. Командные пункты, по желанию заказчика, могут быть как защищенные стационарные, так и мобильные - на машинах, вертолетах и т.д. Боеготовность комплекса к пуску из выключенного состояния аппаратуры - менее 4 минут. Площадь контролируемой комплексом зоны - выше 280 тыс. км2.
Источник: dogswar.ru