
Тактический неуправляемый ракетный комплекс БР-215 «Вихрь» - подвижная полевая реактивная система с неуправляемой ракетой с СПВРД предназначается для поражения целей в тактической и ближней оперативной глубине. Главными целями являются резервы противника, жива сила, боевая техника в районах сосредоточения, подразделения и части ракетной артиллерии на стартово-технических и выжидательных позициях, полевые базы сборки атомного орудия, принципиальные объекты армейского тыла противника, большие штабы и узлы связи, аэродромы, ж/д станции.
Разработка тактического неуправляемого ракетного комплекса «Вихрь» была начата по Постановлению Совмина № 189-89 от 13 февраля 1958 г. Тактико-техническое задание было выдано ГАУ 14 апреля 1958 г. за № 007589. Головным создателем комплекса было назначено ОКБ-670 ГКАТ, главный конструктор М.М. Бондарюк. Ракета «036» была сотворена на базе опытнейших ракет «025» и «034». Эскизный проект ракеты «036» был утвержден 30 июня 1958 г., и КБ приступило к выполнению технического проекта. Тесты ракеты проводились с 1958 г. на полигоне во Владимировке (под Астраханью).
Ракета «036» имела цилиндрический корпус с лобовым воздухопоглотителем прямоточного воздушно-реактивного мотора с центральным телом, создававшим два скачка уплотнения, за которым размещалась боевая часть, потом — бак горючего с системами подачи и в хвостовой части - движки. На ракете была использована двигательная установка «интегральной схемы», при которой стартовый движок находился снутри маршевого прямоточного воздушно-реактивного мотора. Реактивная струя стартового мотора проходила через камеру сжигания прямоточного мотора, как на ракете «034». Стартовый движок ПРД-61 с тягой 6570 кг был разработан в КБ-2 завода № 51 ГКАТ. Маршевый движок РД-036 с тягой около 1000 кг был разработан в (ЖБ-670. Движок работал на бензине Б-70.
Стабилизация ракеты осуществлялась четырехперым крестообразным оперением трапециевидной формы и неспешным проворотом ракеты в полете. Наибольшая дальность стрельбы ракеты «036» - 70 км, малая - 20 км. Рассеивание при наибольшей дальности составляло 700 м. Наибольшая высота линии движения 16,9 км. Наибольшая скорость полета 970—1000 м/с. Стартовый вес ракеты 450 кг. Полная длина 6056 мм. Поперечник корпуса 364 мм. Размах оперения 800 мм. В НИИ-24 для ракеты «036» была разработана осколочно-фугасная боевая часть весом 100 кг, содержавшая 45 кг взрывчатого вещества.
12 ноября 1957 г. ОКБ завода «Баррикады» приступило к проектированию пусковой установки Бр-215 для ракет «Вихрь». Бр-215 была сотворена на базе автомобиля ЯАЗ-214. В 1957–1958 гг. был сделан ее опытнейший эталон, который прошел тесты на полигоне Капустин Яр. На пусковой установке были смонтированы 6 спиральных направляющих для ракет типа «Вихрь». Вес пусковой установки с ракетами составил 18 тонн. Наибольшая скорость движения ПУ - 55 км/час, припас хода по шоссе - 850 км. Прямо за ракетой «036» в ОКБ-670была разработана ракета «036А». Она отличалась установкой более массивного маршевого мотора РД-036А с тягой 1100–1200 кг. Другие данные были примерно теми же, что и у ракеты «036». В 1958–1959 гг. было произведено 30 пусков ракет «034», «036» и «036А».
Порядок внедрения - перед стартом, зависимо от дальности до цели и других критерий, вручную устанавливался часовой механизм отсечки горючего СПВРД. Угол стрельбы неизменный. При помощи РДТТ осуществлялся старт и разгон ракеты. Под давлением набегающего потока воздуха происходил взвод взрывателя ударного деяния. С выработкой горючего ускорителя давление пороховых газов резко падало и раскрывался клапан подачи горючего, начинал поступать воздух в камеру сжигания СПВРД. Происходил пуск СПВРД, при помощи которого снаряд достигал скорости 970-1000 м/с (2,9-3М) с одновременным набором высоты до 12000 м. Дальше, зависимо от опции механизма управления дальностью полета, отсекалась подача бензина Б-70 в камеру, и начинался пассивный участок полета снаряда по баллистической линии движения.
Состав комплекса:
- Ракеты в укупорках
- Подвижная пусковая установка Бр-215
- Транспортно-заряжающая машина с агрегатами подготовки запуска
- Компрессорная установка
- Проверочная аппаратура
Модификации:
"025" (1952 г.) - опытнейшая ракета, НИОКР начаты по инициативе И.М.Вишнепольского в 1951 г. с внедрением данных по результатам испытаний опытнейшей ракеты с СПВРД Р-200 НИИ-1 МАП. Предназначение - дальнобойная ракета РСЗО. На ракете употреблялся СПВРД РД-025, разгонный РДТТ пристыкован тендемно как 1-я ступень ракеты. Ракета проходила тесты на полигоне в Капустином Яру в 1952-1953 г.г. наряду с созданием технического проекта (выпущен в 1953 г.), 1-ые отчеты о результатах летных испытаний получены в 1952 г. В процессе работ по "025" отработана надежная систему топливоподачи из бака, размещенного в центральном теле СПВРД.
КМ - опытнейшая ракета на базе ракеты "025" для отработки управляемой ракеты с СПВРД. Результаты испытаний ракеты КМ положены в базу проводимых по постановлению СМ СССР за № 188-88 от 13.02.1958 г. работ по созданию ЗУР ЗМ8 с СПВРД в составе ЗРК 2К11 "Круг". Всего выполнено 15 пусков вместе с "025".
"034" (1955-1957 г.г.) - опытнейшая ракета - макет ракеты "036", НИОКР с 1955 г., тесты велись в 1957-1958 г.г., РДТТ размещен в камере сжигания СПВРД РД-034. ТТХ ракеты близки к ТТХ более поздней ракеты "036".
"036" (1958 г.) - ракета комплекса "Вихрь", тесты 1958-1959 г.г.
"036А" (1958 г.) - модернизированный вариант ракеты "036", тесты в 1958-1959 г.г. на полигоне во Владимировке.
Тактико-технические свойства:
Пусковая установка БР-215
Оснащенная масса, т 18
Длина, м 8,6
Ширина, м 2,7
Высота, м 3,0
Движок - дизельный ЯАЗ-206Б, 205 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч 55
Припас хода по шоссе, км 830
Количество направляющих 6
Ракета “036” (“036А”)
Стартовая масса, кг 450
Длина, мм 6056
Поперечник корпуса, мм 364
Размах оперения, мм 800
Движки:
- стартовый - РДТТ ПРД-61, тяга 6,57 тс
- маршевый - СПВРД РД-036, тяга 0,932 - 1,118 тс
Дальность стрельбы, км 20 - 70 км (“036А” - до 75 км)
Наибольшая высота полета, м 16900
КВО, м 700 - 750
Скорость ракеты:
- Наибольшая, м/с 970 - 1000
- Маршевая, м 1,62 - 1,82
При встрече с землей, м/с 340
Система наведения - Нет. Наведение производилось пусковой установкой, стабилизация ракеты в полете осуществлялась стабилизаторами и неспешным вращением ракеты. Для управления дальностью деяния употреблялся часовой механизм отсечки СПВРД.
Боевая часть - Осколочно-фугасная, взрывчатое вещество "ПС", разработана НИИ-24 ГКОТ, взрыватели - разработаны НИИ-22 ГКОТ.
Источник: dogswar.ru