ArtGuns » Артиллерия » Крылатая ракета С-5 (СССР)

Крылатая ракета С-5 (СССР)

21 март 2025, Пятница
0
0
Еще в самом начале работ над морской крылатой ракетой П-5 В.Н.Челомею пришла мысль сделать на ее базе сильную фронтовую крылатую ракету. Осенью 1958 г. на полигоне Капустин Яр Челомей показал Хрущеву картину, где крылатая ракета стартовала с грузовика. Хрущеву мысль приглянулась, и уже 1 мая 1959 г. по Красноватой площади проехали два ЗИЛовских грузовика с большущими зеленоватыми цилиндрами. 1-ый запуск комплекса С-5 состоялся только 21 июля 1960 г. К работе над комплексом, не считая головного ОКБ-52 было привлечено много НИИ и заводов. Так, обыденную боевую часть проектировал ГСКБ-47, систему управления - НИИ-923 ГКАТ, заряды стартового мотора - НИИ-125, пусковую установку - завод №476 ГКАТ, а серийные ракеты изготавливали фабрики №242 и №99, и т.д. Ракета С-5 была сотворена на базе ракеты П-5 и снаружи напоминала ее. Система наведения ракеты инерциальная. НИИ-125 разработало для С-5 заряд стартового ускорителя СПРД-34М-6 с шашкой длиной 2160 мм и поперечником 122 мм. Старт ракеты С-5 выполнялся из транспортно-пускового контейнера под углом к горизонту 15°. Стартовый вес ракеты 5400 кг, наибольшая дальность стрельбы 500 км, малая 80 км. Автошасси для комплекса было доверено сделать заводу ЗИЛ. За базу ЗИЛовцы взяли четырехосный плавающий тягач ЗИЛ-135Б, 1-ый эталон которого был сделан в октябре 1958 г. Шасси, модернизированное под С-5, получило индекс ЭИЛ-135К. Автомобиль ЗИЛ-135К был обустроен 2-мя карбюраторными движками ЗИЛ-375 мощью по 180 л.с. каждый. ЗИЛ-135К с заряженными контейнерами мог по шоссе развивать скорость 60–65 км/час. В 1960–1962 гг. на ЗИЛе было сделано 9 шасси ЗИЛ-135К. Но Постановлением Совмина № 830–354 от 7 сентября 1961 г. массовое создание ЗИЛ-135К было передано Брянскому автозаводу, который был должен в 1961 г. сделать 6 шасси, а в 1962 г. - 55 шасси. 2-ой запуск ракет С-5 проводился в конце июля 1960 г. на полигоне Капустин Яр в присутствии Н.С. Хрущева и министра обороны Р.Я.Малиновского. Восьмиколесный ЗИЛ-135К лихо проехал мимо трибуны с высочайшими гостями, а потом, круто развернувшись, двинулся по целине на отведенное ему место старта. Пока начальство следило за другими «номерами» программки, стартовая команда, во главе которой был Сергей Хрущев (отпрыск премьера), лихорадочно готовила ракету к пуску. И, как на зло, в момент пуска маршевого мотора два раза отходил бортразъём, соединявший ракету с пусковой. В конце концов бортразъём защелкнулся, и ракета с ревом ушла в гигантскую черную грозовую тучу. Невзирая на фуррор испытаний, ракета нажила много противников посреди генералитета, которые предпочитали баллистические ракеты и гусеничные шасси. Основным аргументом против С-5 числилась его уязвимость от огня ПВО баллистическую ракету-де сбить нереально, а крылатую, летящую с околозвуковой скоростью, убить ничего не стоит. Были даже проведены «испытания» - установили несколько батарей ЗСУ-4-23 «Шилка» на точно сверенной трассе полета. Момент старта сказали расчетам по радио, потому возникновение ракеты не оказалось внезапным, ее встретила стенка огня, и, естественно, ее сбили. Понятно, что это была «липа», хотя в принципе ни одна крылатая ракета не застрахована от воздействия средств ПВО. К примеру, в процессе «Бури в пустыне» иракские «Шилки» сбивали «Томагавки». В.Н.Челомей, в свою очередь, обосновывал, что при одном и том лее стартовом весе (5,4 т) ракета С-5 летит на 500 км, а баллистическая ракета Р-11 - на 150 км, обе имеют однообразное радиальное возможное отклонение (3 км), но заряд С-5 в пару раз сильнее. Не считая того, воззвание с керосином, примененном в качестве горючего в С-5, несоизмеримо проще и безопаснее, чем с кислотой в Р-11. Как писал С.Н. Хрущев: «Ракета С-5 была только благодаря незримой поддержке отца». Муниципальные тесты комплекса С-5 были окончены в октябре 1961 г. после 5 запусков ракеты. В конце концов Постановлением Совмина № 1182 - 52 от 30 декабря 1961 г. комплекс С-5 был официально принят на вооружение Русской армии. Для больщей секретности ракета получила «несекретный индекс» 4К95, а пусковая установка па шасси ЗИЛ-135-2П-30. Не считая того, комплекс С-5 время от времени назвали ФКР-2. Практически сразу после принятия С-5 начались работы по созданию новых комплексов на его базе. Хотя установка 2П-30 была достаточно мобильна, у конструкторов появилась идея сделать еще больше мобильную пусковую установку, которая могла бы скрытно доставляться вертолетом в хоть какой район, в том числе туда, куда не могла пройти ни колесная, ни гусеничная техника. Противник мог получить ракетный удар из района, в каком он не подразумевал наличия ракет. 5 февраля 1962 г. Постановлением Совмина №135-66 была утверждена разработка вертолетного варианта С-5В. Для вертолетных пусковых установок (ВПУ) ЗИЛ разработал особое четырехколесное шасси с газотурбинным движком. ВПУ, получившая индекс 9П116, имела очень необычную конструкцию. Несущей конструкцией был контейнер с ракетой С-5 поперечником 1,8 м, к которому крепилась кабина, газотурбинный движок, колеса и т.д. Все четыре колеса имели приводы от электродвигателей типа ДТ-15 мощью 22 кВт, размещенных совместно с редукторами в самих колесах. Задние колеса агрессивно (без рессор) закрепляли к корпусу пусковой установки. Фронтальные, управляемые, колеса установлены на вертикально расположенных шкворнях и также агрессивно закреплены на корпусе. Электромоторы, как и приводы вертикального наведения пусковой, поправлялись от генератора, соединенного с газотурбинным движком ГТД-350 мощью 350 л.с. 9П116 предназначалась для перемещения на маленькие расстояния порядка 20–30 км от места десантирования. Высота пусковой установки по кабине - 3263 мм. Вес установки (без ракеты) - около 5,5 т. В кабине помещалось 2 человека. В 1963 г. на 4 таких шасси на заводе №475 были смонтированы пусковые контейнеры. В ОКБ M.Миля на базе вертолета Ми-10 был сотворен ракетный вертолетный комплекс 9К74. Сам вертолет получил индекс Ми-10РВК. Взлетный вес его достигнул 44,6 т. Пусковая установка 9П116 могла быть доставлена вертолетом на дальность до 200 км и после приземления могла быть готова к пуску в течение 5 минут. Тесты нашли ряд существенных недочетов комплекса 9К74. Посреди них была большая «парусность» вертолета с 9П116 и снос его ветром, дальность полета вертолета оказалась меньше расчетной и т. д. Постановлением Совмина от 11 ноября 1965 г. работы по вертолетной пусковой установке были прекращены. 19 февраля 1962 г. Постановлением Совмина №178-84 была утверждена разработка комплекса С-5Т с хим боевой частью «Туман-1», со сроком предъявления на совместные тесты в III квартале 1964 г. Головным создателем был назначен НИИ-4.03 Госкомитета по химии. Головка с «Туманом» должна была снаряжаться отравляющим веществом типа «Р-55» либо «60». Ракета С-5Т с веществом «60» должна заражать более 300 гектаров с концентрацией 0,03 г/м 2при средних метеоусловиях (от -20 °C до +20 °C). Хим боевые части были взаимозаменяемы со штатными боевыми частями ракет С-5 (ТК11 и 3II23). Транспортировка пусковой установки с ракетой С-5Т могла осуществляться со скоростью менее 35–40 км/час по шоссе и 20–25 км/час по грунтовой дороге. 1-ый запуск ракеты С-5Т состоялся 9 октября 1964 г. Согласно Постановлениям Совмина №707-292 от 28 июня 1960 г. и №55–22 от 9 января 1963 г. разрабатывался комплекс С-5М, отличавшийся от С-5 в главном системой управления. В счетно-решающее устройство, связанное с радиовысотомером, не считая ряда других конфигураций, был внесен блочек, вычисляющий вторую производную, что позволило ракете огибать препятствия по высоте и выходить на эффективную высоту подрыва специальной боевой части ТК-11 (1000 м ±150 м). Новый комплекс С-5М получил армейский индекс 2К17М, а ракета - 9М78, а немного модернизированные пусковые установки 2П-30 стали называться 9П123. 1-ый запуск ракеты С-5М состоялся 7 августа 1964 г. на полигоне Капустин Яр. С 1 августа по 20 октября 1964 г. прошли Муниципальные совместные тесты С-5М. В процессе Муниципальных испытаний пусковая установка 9П123 прошла 3500 км, а перед этим на промышленных испытаниях - еще 1500 км. Во время испытаний провели 6 пусков ракет С-5М. В отчете же были приведены данные только 4 пусков на дальность 423 км. Высота полета задавалась 400, 280 и 200 м. Тесты проявили, что С-5М может совершать полет в гористой местности на высотах от 200 до 800 м и стабильно огибать препятствия, на равнине же высота полета быть может от 200 до 1000 м. Время предстартовой подготовки у С-5М составило 39 минут, для сопоставления, у С-5 - 63 минутки. Для собственного времени комплексы С-5 с боевыми частями ТК-11 и С-5Т с «Туман-1» были сильными средствами воздействия на противника и могли удачно решать тактические, оперативно-тактические, а в некоторых случаях и стратегические задачки. Сделанные русскими конструкторами устройства (транспортно-пусковой контейнер, автомат выдвижения крыла и др.) на десятилетия обогнали забугорные разработки.

Источник: dogswar.ru

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!