ArtGuns » Боеприпасы » Крылатая ракета Х-20 (СССР)

Крылатая ракета Х-20 (СССР)

21 март 2025, Пятница
0
0
Единственный русский стратегический бомбовоз Ту-95, способный достигнуть южноамериканского материка и возвратиться вспять, имел незначительно шансов прорвать ПВО больших военных, промышленных и административных центров и произвести бомбометание. Выходом из положения было создание ракеты «воздух - земля», которая могла бы запускаться до входа в зону деяния зенитных ракетных комплексов ПВО, принятых на вооружение в 1950-1960-е гг. 11 марта 1954 г. вышло постановление Совмина СССР № 412182 о разработке комплекса К-20 в составе самолета Ту-95К и самолета-снаряда Х-20. История возникновения числа «20» в маркировке комплекса такая. Сначало планировалось принять на вооружение бомбовоз «95» под заглавием Ту-20. Но в процессе разработки самолета была выпущена такая масса документации с индексом «95», что военные решили сохранить в заглавии самолета индекс ОКБ. А цифра 20 из индекса Ту-20 сохранилась только в заглавии ракеты и системы управления. Кстати, на Запад дошли какие-то клочки инфы, и там длительное время Ту-95 называли Ту-20. Параллельно создавался проект комплекса 3М-К-20 - вооружения ракетами Х-20 бомбардировщиков конструкции Мясищева. Но из-за велосипедного шасси и малого просвета под фюзеляжем подвеска ракеты Х-20 под фюзеляжем исключалась. В конечном итоге проектом предусматривалась подвеска Х-20 под крылом с симметричным размещением весогабаритного макета под другим крылом. Из-за этого мясищевский вариант проиграл туполевскому. Эскизный проект Ту-95К был подписан А. Н. Туполевым 26 октября 1954 г. Через год военные согласовали макет ракетоносца. По сопоставлению с бомбардировочным вариантом на борт самолета были внесены последующие конфигурации: в носовой части расположили двухантенную РЛС «ЯР» для поиска цели и наведения на нее ракеты, в отсеке фюзеляжа расположили балочный держатель БД-206 для подвески ракеты в полуутопленном положении и ее запуска, изменили конфигурацию фюзеляжных топливных баков и ввели доп бак для питания силовой установки Х-20. Во время полета держатель совместно с ракетой находился в поднятом положении, а носовая часть ракеты Х-20 запиралась обтекателем. Перед запуском держатель с ракетой опускался, запускался движок Х-20, ракета сбрасывалась и уходила к цели. Для проведения испытаний Х-20 с 1 марта по 31 октября 1955 г. были переделаны в Ту-95К два строившихся бомбовоза Ту-95. 1 января 1956 г. одна машина сделала 1-ый полет. Летом такого же года была готова и 2-ая машина. Разработка ракеты Х-20 велась в ОКБ-155 (г. Москва) под управлением М. И. Гуревича. Систему управления разрабатывало КБ-1 под управлением В. М. Шабанова. Система управления Х-20 была комбинированная. Согласно проекту запуск ракеты выполнялся на удалении 800 км от цели с высоты 9-12 км. После отделения ракета проседала в воздухе на 300-400 м, а потом начинала набор высоты, проходя впереди носителя. На четвертой минутке после старта начинался участок радиоуправляемого полета. Х-20 наводилась по радиокомандам с самолета. На шестой-седьмой минутке полета ракета достигала высоты 15 км и дальше летела горизонтально по данным барометрического высотомера. Самолет-носитель летел в сторону цели прямо за ракетой. На дистанции около 450 км РЛС носителя обнаруживала цель. Оператор определял положение самолета и ракеты относительно цели и, соответственно, передавал команды системе управления ракеты. Участок радиоуправления заканчивался, когда ракета находилась на расстоянии около 70 км от цели. В это время Ту-95К находился на расстоянии 270-360 км от цели. Дальше ракета управлялась автопилотом «ЯК», а самолет разворачивался и уходил. По истечении отрезка времени, данного оператором Ту-95К при выключении радиоуправления, ракета переходила в пикирование под углом к горизонту. На заблаговременно данной высоте происходил подрыв спецзаряда. Снаружи ракета Х-20 походила на истребитель МиГ-19. Аэродинамическая схема обычная самолетная. Длина ракеты 14,95 м, наибольший поперечник корпуса 1,8 м, размах крыла 9,15-9,4 м. Стартовый вес ракеты 11,6-11,8 т. На ракете стоял турбореактивный движок АЛ-7ФК. Дальность полета 600 км. Скорость 1800 км/ч. Высота над целью 15 км. Пока строились бывалые экземпляры самолетов-снарядов Х-20, было решено провести тесты их системы управления на летающих аналогах - истребителях, переработанных из серийных МиГ-19. Были сделаны два типа самолетов-аналогов - беспилотный СМ-20 и пилотируемый СМ-20П. Самолеты-аналоги подымалиь в воздух на бомбовозах Ту-95К. После сброса пилотирование выполнялось по сигналам системы управления К-20. На СМ-20П отрабатывалась система самонаведения на последнем участке полета. Летчик выводил самолет СМ-20П на цель, система самонаведения захватывала ее, после этого летчик отключал систему и уводил самолет от цели. Пилотировали аналоги многие бывалые летчики, в том числе Амет-хан Султан, заслуженный летчик-испытатель СССР. Запуски самолетов-аналогов проводились с декабря 1956 г. по 24 января 1957 г. Потом начались тесты самих ракет Х-20. 1-ый запуск ракеты Х-20 был произведен 17 марта 1958 г. с высоты 11 км. Ракета набрала высоту 12,5 км заместо задуманных 15 км из-за завышенного расхода горючего. Заместо 400 км Х-20 пролетела 200 км. Зато скорость ракеты достигнула 2,22 М заместо расчетных 1,6 М. Движок был доработан. После 4-ого запуска Х-20, проведенного 29 июля 1958 г., решили перейти к шагу муниципальных испытаний. К этому времени для Х-20 был разработан новый ядерный заряд мощью 0,8-3 мегатонны, и в конструкцию ракеты внесены некие конфигурации. Новенькая модификация получила индекс Х-20М. Высота полета Х-20М была доведена до 20 км. Муниципальные тесты начались 5 октября 1958 г. с ракетой Х-20, а закончились с ракетой Х-20М 1 ноября 1959 г. Заметим, что тесты велись уже на серийных машинах Ту-95К. Всего в процессе муниципальных испытаний было запущено 16 ракет. Постановлением Совмина СССР № 1000-415 от 9 сентября 1960 г. комплекс К-20 был принят на вооружение. Создание Ту-95К длилось до 1962 г. Первыми самолетами Ту-95К вооружили 1006-й и 1226-й томные бомбардировочные авиаполки. С января по октябрь 1962 г. было выполнено 19 пусков ракет Х-20, из них 15 удачных. Любознательный случай произошел с ракетой Х-20 в самом конце ее эксплуатации. В 1983 г. на полигоне у мыса Шевченко в Каспийском море один из ракетоносцев создавал тактический запуск Х-20, другими словами делал весь цикл нужных действий (ракета выходил из лючка, ее движок запускается, работала аппаратура наведения), не считая самого запуска. Одной из последних операций было включение фотоприставки, которая должна была зафиксировать момент отделения ракеты. Когда она штатно не включилась, бортинженер порекомендовал штурману «перебросить» один из переключателей на ее панели, по-современному - «перезагрузить». Как выяснилось позднее, возникшее таким образом сочетание положений переключателей (никогда ранее не случавшееся) привело в действие цепь сброса. Самолет тряхнуло. Стрелок из собственной кабины доложил: «Ракета пошла». Но летчики поняли это очень поздно, чтоб отвернуть и высвободить ракете дорогу. В итоге 11-тонная громада Х-20 стукнула по самолету сзади-снизу. Удар пришелся по фюзеляжу, но самолет его выдержал. Экипаж удачно посадил покоробленную машину, а ракета упала в море, где ее в течение полутора месяцев находили корабли Каспийской флотилии, но так и не отыскали. В 1958-1961 гг. на заводе № 18 было выпущено 48 ракетоносцев Ту-95К, из которых 28 позднее переоборудовали в вариант Ту-95КД. (Ту-95КД - самолет-носитель ракет Х-20М, снаряженный устройством дозаправки в воздухе). Повышение дальности деяния американских перехватчиков ПВО и введение в строй ЗРК «Бомарк» с дальностью 420 км, а потом и «Супер Бомарк» с дальностью 710 км резко уменьшило возможность подхода к цели ракетоносца Ту-95. Сразу в СССР начали поступать на вооружение межконтинентальные баллистические ракеты Р-7А, Р-9, Р-16 и другие. И хотя цена Ту-95К с ракетой Х-20М составляла 40% цены самой дорогой Р-7А, ценностью военного строительства стали баллистические ракеты. В связи с этим в 1958 г. управление ВВС и ГКАТ решило перенацелить Х-20М и узнать возможность использования против авианосных соединений. С 15 августа по 10 октября 1960 г. были проведены экспериментальные запуски ракет Х-20М по ордеру кораблей (цель - авианосец имитировали два крейсера проекта 68-бис). Поиск целей и запуски ракет выполнялись с высот до 10 км, да и такая высота обеспечила обнаружение ордера с дистанции в 400 км. Запуски выполнялись по середине ордера. Но для безопасности кораблей в систему управления Х-20М были внесены поправки, обеспечивающие плавный перелет 15 км по отношению к цели. Запуски выполнялись на дистанции около 350 км. Из 3-х пусков два оказались плохими, а один -частично удачным. В первом пуске ракета была подорвана с перелетом около 4 км и отклонением на лево на 8,5 км относительно условленной точки, в которую она должна была попасть. Во 2-м пуске ракета из-за отказа аппаратуры «ЯР» прошла над ордером и пролетела еще 300 км до того, как была подорвана по радиокоманде. В 3-ем пуске также отказала аппаратура «ЯР», и он завершился безуспешно. Эти тесты проявили, что возможность потопления авианосца ракетой Х-20М даже с термоядерным зарядом (до 3 мегатонн) невелика. Но даже при таковой «меткости» стрельбы обеспечено потопление 2-3 кораблей ордера. Что все-таки касается авианосца, то при самом метком пуске ракеты его можно было навечно вывести из строя. Тактико-технические свойства Размах крыла, м 9,03 Площадь крыла, м2 25,14 Длина, м 15,415 Длина без ПВД, м 14,6 Поперечник фюзеляжа, м 1,895 Высота, м 3,015 Масса стартовая, кг 11600-11800 Масса пустой, кг 5878 Дальность запуска, км 600 Высота запуска, км 9-12 Наибольшая скорость полета М=2 создатель статьи: Александр Широкорад первоисточник: журнальчик «Оружие» 2017 г. №09

Источник: dogswar.ru

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!