ArtGuns » Артиллерия » Тактический ракетный комплекс 9П113 «Луна-М» (СССР)

Тактический ракетный комплекс 9П113 «Луна-М» (СССР)

25 июнь 2025, Среда
4
0
Ракетный комплекс 9П113 «Луна-М» (по систематизации НАТО - FROG-7) - семейство русских тактических ракетных комплексов с неуправляемой баллистической ракетой, пришло на замену комплексу 2К6 «Луна». Посреди 1970-х годов комплекс начал замещаться комплексом «Точка». 16 марта 1961 г. вышло Постановление Совмина № 247–104 о разработке ракетного комплекса 9К52 «Луна-М». Приоритетной целью разработки комплекса было повышение дальности стрельбы тактической ракетой до 65 км. Согласно Постановлению Совмина в состав комплекса входили ракеты с несколькими головными частями: ядерной, хим и фугасной. На всякий случай Постановлением было задано проектирование 2-ух пусковых установок - колесной и гусеничной. Головным исполнителем работ был назначен Столичный институт теплотехники. Ракета 9М21Ф имела фугасную боевую часть 9Н18Ф, оснащенную 200 кг сильного взрывчатого вещества ТГА-40/60. Взрыватель неконтактного деяния. При разрыве 9Н18Ф создавалось около 15 ООО осколков. Ракета 9М21Б комплектовалась специальной боевой частью АА22 с радиовзрывателем. Позднее появились ракеты 9М21Б1 с более сильной боевой частью АА38. Ракета 9М21Г комплектовалась хим боевой частью 9Н18Г. Разработка 9Н18Г отставала от графика, и на вооружение ракета 9М21Г поступила не ранее конца 1965 г. Уже в процессе работ над «Луной-М» в НИИ-24 была разработана ракета 9М21А с агитационной головной частью 9Н18А. 1-ые летные тесты 9М21А были проведены в марте 1964 г. В 1963–1964 гг. начались тесты ракет 9М21-ОФ с кассетной боевой частью 9Н18-ОФ. Вес боевой части 9Н18-ОФ был около 400 кг. Она содержала 42 боевых элемента весом по 7,5 кг каждый. Элемент содержал 1,7 кг взрывчатого вещества и давал более 1400 осколков. Осколки боевых частей одной ракеты могли поразить живую силу и легкобронированные объекты противника на площади, соответственно, 5–5,5 гектара и 3,5–4 гектара. Головная часть 9Н18-ОФ снабжалась радиовзрывателем. Подрыв головной части и разлет боевых частей выполнялись на высоте 1400–1000 м. На вооружение ракета 9М21-ОФ поступила только в 1969 г. Не считая того, для учебных целей использовались ракеты 9М21Е и 9М21Е1. Все ракеты комплекса «Луна-М» имели однообразный пороховой движок 3X18. Принципно его работа была подобна движку ракет «Луна». 29 февраля 1960 г. (другими словами еще до выхода Постановления Совмина № 247–104) ОКБ завода «Баррикады» начало проектирование колесной пусковой установки Бр-231 на шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМ. А 14 июня 1960 г. ОКБ параллельно начало проектирование гусеничной пусковой установки Бр-237 на шасси объект 910. Объект 910 был сотворен на базе ПТ-76 на Волгоградском тракторном заводе под управлением И.В. Гавалова. А 29 марта 1961 г. началось проектирование для «Луны-М» уникальной пусковой установки Бр-257 (9П114). Эта пусковая установка была сотворена на базе легкого компактного самоходного двухосного шасси и предназначалась для перевозки в вертолете. Сначала 1960-х годов в СССР были сделаны массивные вертолеты, способные перевозить авто, артиллерийские орудия и другую технику. Наши военные желали иметь особые компактные и легкие самоходные пусковые установки для тактических и оперативно-тактических ракет, которые могли бы транспортироваться вертолетами. 5 февраля 1962 г. вышло Постановление Совмина № 135-66 о разработке комплекса 9К53 «Луна-МВ». Замышлялась целая система ракетно-вертолетных комплексов Ми-10РВК и Ми-бРВК. В первом комплексе вертолет Ми-10 транспортировал самоходную пусковую установку 9П116 с крылатой ракетой 4К95 (С-5В). А вертолет Ми-6 мог транспортировать как комплекс 9К73 с баллистической ракетой Р-17В, известной на западе как «Скад», так и комплекс 9К53 с ракетой «Луна-МВ». В комплексе 9К53 ракета «Луна-МВ» устанавливалась на легкую самодвижущуюся пусковую установку 9П114 и лебедкой затаскивалась в грузовую кабину вертолета Ми-6 либо В-10. Предполагалось, что вертолет может доставить ее в удаленный либо труднодоступный для наземного транспорта район, а то и в тыл противника. Дальше по мере надобности пусковая установка могла сделать еще некий путь на колесах и потом в один момент нанести ракетный удар из точки, где неприятель и не мог полагать наличие ракетной установки. Создателями «Луны-МВ» были НИИ-1 (по комплексу) и ОКБ-329 ГКАТ (по приспособлению вертолетов Ми-б и В-10 в качестве носителей пусковых 9П114). Вертолетная пусковая установка (ВПУ) была разработана в KB завода «Баррикады» (сейчас ЦКБ «Титан»), Главные свойства ВПУ Бр-257 (9П114) Вес ВПУ без ракеты, т 4,5 Вес ВПУ с ракетой, т 7,5 Скорость самодвижения с ракетой, км/час 3-8 Припас хода по горючему, км 40-45 Скорость буксировки за тягачом, км/час: ВПУ с ракетой 10 ВПУ без ракеты 15 Габариты ВПУ без ракеты, м: Высота 1535 Ширина 2430 Длина 8950 В качестве мотора ВПУ был применен карбюраторный движок М-407 мощью 45 л.с. от автомобиля «Москвич». В процессе разработки проект ВПУ был модернизирован и получил индекс Бр-257-1. Завод «Баррикады» сделал два эталона Бр-257-1, Фабричные тесты первого эталона проходили с 29 сентября по 6 октября 1964 г., а второго эталона - с 12 по 17 марта 1965 г. В 1964 г. все три пусковые установки комплекса «Луна»: колесная Бр-231 (индекс ГРАУ - 9П113), гусеничная Бр-237 (9П112) и вертолетная Бр-257 (9П114) прошли полигонные тесты на Ржевке под Ленинградом. По результатам испытаний пусковой установки 9ГП14было решено ее доработать. Забегая вперед, скажу, что в 1965 г. комплекс Ми-бРВК (9К53 и 9К74) поступил в войска для опытнейшей эксплуатации. Не вдаваясь в подробности, скажу, что создание ракетно-вертолетных комплексов было в целом несуразной мыслью, имевшей массу заранее неискоренимых недочетов. В итоге этого ни какой-то из них так и не поступил на вооружение. Все же необходимо отметить, что конструкторы ЦКБ «Титан» в целом удачно совладали с задачей и разработали ряд увлекательных узлов и конструкций. Гусеничная пусковая установка Бр-235 (9П112) после испытаний была забракована. А на вооружение приняли комплекс 9К52 «Луна-М», в составе которого были ракеты 9М21Б и 9М21Ф, колесная пусковая установка 9П113 и транспортная машина 9Т29. Пусковая установка 911113 была сотворена на базе автомобиля 311Л-135ЛМ, разработанного в 1983 г. на заводе ЗИЛ. В том же году создание этих машин было перенесено на Брянский автозавод. ЗИЛ-185ЛМ имел четырехосное шасси высочайшей проходимости со всеми ведущими колесами. Силовая установка состояла из 2-ух движков ЗИЛ-375Я. Движки карбюраторные, 8-цилиндовые, V-образные, с жидкостным остыванием, мощью по 180 л.с. каждый. Установка 2-ух движков на шасси позволяла с малозначительными ограничениями продолжать движение на одном движке в случае выхода из строя другого мотора. Радиус поворота 9П113-12,5 м. Наибольший угол подъема на сухом жестком грунте (с ракетой) - 30°. Допустимый наклон при движении по косогору - 20°. Преодолеваемый брод - 1,2 м. Установка 9П113 имела свой гидромеханический кран грузоподъемностью в 2,6 т для погрузки ракет, что позволило исключить самоходный кран из состава комплекса. Кран дозволил создавать не только лишь заряжание пусковой установки ракетой с транспортно-заряжающей машины, но делать перестыковку (замену) головных частей на собственной направляющей. Установка 2П113 могла гарантированно произвести более 200 пусков ракеты «Луна-М». При этом по мере надобности она могла вести огнь прямой наводкой. Транспортно-заряжающая машина 9Т29 была сотворена также на шасси ЗИЛ-135ЛМ. Она перевозила три ракеты «Луна-М» хоть какой модификации. Расчет машины - 2 человека. Пусковая установка 9П113 серийно выполнялась на заводе «Баррикады» с 1964 по 1972 г. Так, в 1970 г. завод «Баррикады» сделал 60 ПУ 9П113, в 1971 г. - 62 ПУ, а в 1-м полугодии 1972 г. - еще 29 ПУ. По специальному заданию правительства в 1968 г. на базе комплекса 9К52 «Луна-М» был сотворен комплекс 9K52TC, адаптированный к условиям тропического климата. При всем этом пусковая установка 9П113ТС и транспортная машина 9Т29ТС были доработаны для эксплуатации ракет только с фугасными боеголовками. 29 июля 1966 г. вышло Постановление Совмина о новейшей модернизации комплекса «Луна». Основной целью модернизации комплекса было повышение точности стрельбы. Как старенькие ракеты ЗР-10 и ЗР-9, так и новые ракеты «Луна-М» имели КВО от 1200 до 2000 м (на различных дальностях стрельбы). Модернизацию проводили МИТ и ЦНИИАГ. В процессе модернизации предполагалось: ограничить КВО 500 м для 80 % ракет «Луна-3» и КВО 1000 м для других 20 %; исключить из комплекса 9К52М радиотехнические средства метеозондирования «Проба» и метеозонды, запускавшиеся перед стартом всех неуправляемых снарядов («Марс», «Филин», «Луна» и «Луна-М») и очень демаскировавших комплекс; отработать унифицированный радиопередатчик для воздушного подрыва боевых частей 9Н18К, 9Н18Г и 9Н18Д. Для увеличения точности стрельбы в ракете устанавливался так именуемый корректор дальности, управляющий аэродинамическими щитками. В 1967 г. ОКБ завода «Баррикады» провело модернизацию комплекса 9К52. Новый комплекс 9К52М с пусковой установкой 9П113М мог создавать запуски как ракет «Луна-М», так и ракет «Луна-3». В 1968–1969 гг. были проведены летно-конструкторские тесты ракет «Луна-3». Всего проведено 23 запуска ракет с корректором дальности и 25 пусков без него. Разница оказалась невелика. При стрельбе на дистанцию 60 км с корректором дальности отклонение по дальности составило 3150 м, а боковое - 2400 м, другими словами корректор работал неудовлетворительно. Было признано проведение последующих работ по усовершенствованию «Луны» нецелесообразным и принято решение для дивизионной тактической ракеты начать проектирование полномасштабной системы управления. Таким ракетным комплексом стала «Точка», разработка которого началась в марте 1968 г. «Точка» поставила точку в развитии дивизионных тактических неуправляемых ракет. Несколько слов стоит сказать о боевой службе ракетных комплексов «Луна» и «Луна-М». В 1961 г. в штат русских мотострелковых и танковых дивизий были введены отдельные ракетные дивизионы, снаряженные войсковыми ракетными комплексами 2К6 «Луна». В состав дивизиона входили две огневые батареи. Любая батарея имела на вооружении две пусковые установки 2П16, транспортную машину 2У663 (полуприцеп к тягачу ЗИЛ-157В на 2 ракеты), также авто кран К-51 грузоподъемностью 5 т. Расчет фактически пусковой установки комплекса «Луна-М» составлял 7 человек (экипаж транспортно-заряжающей машины - 2 человека), но с учетом потребностей боевого и технического обеспечения штатная численность дивизиона из 4 пусковых установок (две огневые батареи) составляла более 120 человек. Со 2-ой половины 1960-х годов на оснащение отдельных ракетных дивизионов поступали войсковые ракетные комплексы «Луна-М» (9К52). Батарея ракет комплекса «Луна-М» включала две пусковые установки 9П113, транспортную машину 9Т29 на 3 ракеты (также на шасси ЗИЛ-135ЛМ), а автокран из ее состава был исключен - любая пусковая установка комплекса была вооружена бортовым гидромеханическим краном. В октябре 1962 г. на Кубу были доставлены четыре специально сформированных «мотострелковых полка особенного назначения». В состав этих полков входили: 3 мотострелковых батальона, 1 танковый батальон, 1 ракетный дивизион в составе 3-х пусковых установок 2П16 комплекса «Луна», одна батарея ПТУРС в составе 10 машин, одна батарея САУ-85 в составе 10 орудий, одна батарея 57-мм пушек в составе 6 стволов и одна зенитно-пулеметная рота в составе 10 ДШК. Численный состав каждого полка составлял 4000 человек. Каждому полку было выдано по два ядерных боевых заряда. Комплекс 9К52 обширно экспортировался в разные страны мира. Комплекс «Луна-М» употреблялся Иракской армией в процессе операции «Буря в пустыне». При поглощении ФРГ ГДР комплекс «Луна-М» со всей документацией и обслуживающим персоналом попал в распоряжение командования НАТО. Свойства ракет: 3Р-10 / 3Р-9 / «Луна-М» / «Луна-3» Калибр, мм: ракеты 415 / 415 / 544 / 544 надкалиберной боевой части 540 / 415 / 544 / 544 Длина ракеты, мм 10600 / 9100 / 8960/9400* / 8960 Размах оперения, мм - / - / 1700 / - Вес боевой части, кг 503 (особая) / 358 (фугасная) / 420 / 455 Вес горючего, кг 840 / 840 / 1080 / 1100 Вес ракеты стартовый, кг 2287 / 2175 / 2432–2450/2486* / около 2500 Дальность, км: наибольшая 32,2 / 44,5 / 67-68 / 70-75 малая 10 / 12 / 12-15 / 15 Время работы мотора, с 4,3 / - / - / - Длина активного участка, км 2,0 / - / - / - Скорость наибольшая, м/с 767 / - / около 1200 / - Данные пусковых установок комплексов «Луна» / «Луна-М» Индекс ПУ2П16 / 9П113 Угол ВН, град +60° / +15°+65° Угол ГН, град ±5° / +7° Длина направляющих, мм 7710 / 9970 Расстояние от грунта до оси цапф качающейся части, мм 1635 / - Габариты установки, мм: длина - / 10690 ширина 3140 / 2800 высота с ракетой - / 3350 высота без ракеты - / 2860 Ширина колеи, мм - / 2300 Клиренс, мм 370 / - Вес шасси, кг 11519 / около 10500 Вес качающейся части без ракеты, кг 1494 / - Вес артиллерийской части с ракетой, кг 5548/5433* / - Вес всей установки, кг: без ракеты 15080/15077* / 14890 с ракетой 17367/17252* / 17560 Мощность мотора, л. с 235 / 360 Скорость движения с ракетой, км/час: по бездорожью - / 20 по грунтовой дороге 16-18 / 40 по шоссе 40 / 60 Время запуска, мин.: из походного положения 7 / 10 из боевого положения(готовность №2) 5 / 7 Расчет, чел 11 / 7 Припас хода по шоссе (по контрольному расходу горючего), км - / 650 * С ракетой 3Р10/3Р9.

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!