ArtGuns » Артиллерия » Тактический ракетный комплекс 2К6 «Луна» (СССР)

Тактический ракетный комплекс 2К6 «Луна» (СССР)

26 апрель 2025, Суббота
1
0
Ракетный комплекс 2К6 «Луна» (по систематизации НАТО - FROG-3 (с ракетой 3Р9), FROG-5 (с ракетой 3Р10), экспортное заглавие - R-30) - русский тактический ракетный комплекс с твёрдотопливной неуправляемой ракетой. Комплекс 2К6 «Луна» стал русским ответом MGR-1 Honest John. С принятием на вооружение комплексов 2П1 и 2П4 с ракетами «Марс» и «Филин» Сухопутные войска получили оперативно-тактическое ядерное орудие. Но по дальности внедрения эти ракеты уступали американской ракете «Онест Джон». Не считая того, «Марс» и «Филин» с их гусеничными шасси значительно уступали по мобильности колесным пусковым установкам MGR-1 Honest John. Наши гусеничные пусковые установки 2П2 и 2П4 не удовлетворяли условиям «гарантийного километража», В особенности это было приметно на комплексе «Марс». Для передвижения на огромные расстояния комплексы «Марс» и «Филин» транспортировались на колесных трейлерах. Проектирование комплекса «Луна» было начато в 1953 г. в Столичном институте теплотехники под управлением Н.П. Мазурова, а полномасштабные работы - в 1S56 г. В том же году В.Г.Грабин в ЦНИИ-58 окончил проектирование самоходного пускового комплекса С-125А («Пион») под ракету «Луна». Комплекс представлял собой маневренную полевую систему, состоявшую из 2-ух самостоятельных агрегатов - самоходной пусковой установки С-123А и самоходной заряжающей установки С-124А. Установки создавались на шасси специального гусеничного транспортера «объект 160» и «объект 161» соответственно. Конструкция этого транспортера была разработана на Сталинградском тракторном заводе на базе танка ПТ-76. Но конструкторы, сохранив только схему ходовой части танка, фактически сделали новое шасси. После защиты эскизного и технического проектов вышло Постановление Совмина № 558–583 от 16 мая 1957 г. об изготовлении опытнейших частей комплекса и проведении их испытаний. Ракета изготавливалась на заводе № 75 Кемеровского совнархоза. А на опытнейшем производстве ЦНИИ-58 в 1958 г. были сделаны по одной пусковой установке и транспортно заряжающей машине и в том же году начались их тесты. Осенью 1958 г. комплекс С-125А участвовал в смотре военной техники на полигоне Капустин Яр, на котором присутствовали ответственные лица во главе с Н.С. Хрущевым. Согласно рукописи историка завода «Баррикады» и ОКБ «Титан» А.Ф. Рябеца «Обратная сторона комплекса «Луна» этот визит значительно воздействовал на комплекс «Луна». «Перед началом показа тракспортио-заряжающая машина, загруженная 2-мя ракетами по штатному, подошла к пусковой установке, зарядила ее своим краном и удалилась с оставшейся одной ракетой в конец плаца. Прибыли гости. Когда произвели осмотр пусковую установку, владелец положения показал рукою на стоящую вдалеке транспортно-заряжающую машину и спросил: — А это что? — Никита Сергеевич, там транспортно-заряжающая машина для этой пусковой. — Как! Она с одной ракетой?! Вблизи не оказалось сведущих генералов, чтоб правильно ответить на обычный вопрос. — Нет. Для 2-ух ракет. И вот итог: — Убрать! Так неведение главных черт лишило комплекс машины с краном. Поняли данный факт стремительно. Но поправить положение с транспортно-заряжающей машиной высшие чины не решились». И потому в 1958 г. на зимние климатические тесты в Забайкальский военный округ отправилась только пусковая установка С-123А, которой присвоили индекс 2П16. В этих испытаниях участвовали также главные машины комплекса «Марс», и «Луна» показала наилучшие результаты, хотя к ней тоже было много придирок — и к ракете, и к ходовой части пусковой установки. Н.П. Мазуров, невзирая на решение «обкорнать» комплекс «Луна» и другие беды, отыскал внутри себя силы пересмотреть все выработки, в особенности ракеты и состава комплекса «Луна», и заместо 1-го варианта ракеты 3Р5 предложил два варианта: 3Р9 с фугасным зарядом и 3Р10 с ядерной боевой частью. Для ядерного заряда пришлось делать новейшую ракету 3Р10 с более тяжеленной надкалиберной головной частью 3Н14. Ракетный движок обеих ракет был схож. Твердотопливный движок имел два сопловых блока и две камеры, подобно ракете 2Р1 комплекса «Марс». За счет наименьшего веса и наилучшей аэродинамики боеголовки ракета 3Р9 имела огромную дальность стрельбы, чем 3Р10 (44,5 км против 32,2 км). Двигательная установка была спроектирована НИИ-1 и НИИ-125. 8 апреля 1959 г. по предложению НИИ-1 вышло Постановление Совмина № 378–180, которое развивало постановление 1953 г. и предусматривало: — изготовка и отстрел опытнейших ракет 1Р9 и 1Р10 (НИИ-1); — углубленную модернизацию «объекта 160» (СТЗ); — решение вопроса по комплектации комплекса 2К6 краном и транспортной машиной (НИИ-1, ГАУ); — изготовка опытнейшей партии пусковых установок 2П16 и транспортных машин (завод «Баррикады»); — создание колесного варианта пусковой установки (ОКБ завода «Баррикады» и ОКБ ЗИС). На 1-ые три разработки ГАУ выдало тактико-технические требования № 007428, на колесные базу — тактико-технические требования № 007762. Предусматривалось создать большегрузное и маневренное колесное шасси с чертами выше, чем для ракетного комплекса «Онест Джон». В 1959 г. проводилась предстоящая доработка комплекса «Луна». Для роста дальности при данной точности требовалась реализация новых технических решений. Для осреднения деяния эксцентриситета тяги на исходной, «критической», части полета в переходник меж камерами меж движками установили особый движок поворота. Периферийные сопла обеих камер сориентировали в сторону центра тяжести ракеты. Всего конструкторы занесли в ракету более сотки конфигураций. Активно проводились работы и по пусковой установке С-123А (2П16). В 1959 г. ее доставили из Забайкальского окрестность на полигон Капустин Яр для обеспечения промышленных испытаний новых модификаций ракет комплекса «Луна», радиодатчиков «Треугольник» и «Вибратор», взрывателей И-37 и И-38. До испытаний инженеры и рабочие НИИ-1 со своими смежниками провели некие доработки. Новенькая пультовая аппаратура устанавливалась в бункер, на пусковой установке добавили новый отрывной разъем. Когда установка 2П16 выходила на старт, к ней тянулись 10-ки кабельных сборок. Сразу с доработками боевой машины велись работы на 8-й площадке полигона, с которой проводились запуски. Тут выстроили стартовые позиции, корпуса, дороги. Запуски ракет проводились в марте — апреле 1959 г., после этого до июля было проведено еще несколько пусков для доп испытаний радиодатчиков ВНР. В процессе работ над «объектом 160» его артиллерийская часть возросла практически на 40 % по сопоставлению с артиллерийской частью «Марса», а общий вес пусковой установки «Луны» превысил 18 т. Анализ эксплуатации пусковых установок комплекса «Марс» стал смертным приговором и для утяжеленной пусковой установки «Луны»: от нагрузки клиренс устремляется к нулю; верхние и нижние листы от ударов и выпуклости дорог деформируются и имеют значимый прогиб; этот прогиб приводит к расцентровке осей коробки и мотора, и к деформации балансира. Создалось критичное положение, но конструкторы под управлением С.А. Федорова занесли значительные конфигурации в конструкцию шасси. Были поставлены дополнительно усиленные буферные пружины у второго и 5-ого опорного катков, усилены опорные катки и балансиры, изменен механизм натяжения гусеничных цепей — он стал кривошипно-винтовым. С этими доработками конструкторская документация была запущена в создание. Новые узлы должны были быть готовы к августу 1959 г. Для их установки на СТЗ прибыли пусковая установка 2П16 и транспортно-заряжающая машина комплекса «Марс» 2ПЗ. С пусковой установки демонтировали направляющую и совместно с транспортно-заряжающей машиной направили на завод «Баррикады». Дело в том, что на направляющей из-за насыщенных пусков ракет расстояние меж внутренними поверхностями боковых полозков вышло из допустимого размера 416±1 мм, и требовалось восстановление. А транспортно-заряжающую машину 2ПЗ необходимо было переоборудовать для транспортировки ракеты «Луна». В связи с устранением транспортно-заряжающей машины С-124А в состав комплекса «Луна», которому к тому времени был присвоен индекс ГАУ 2К6, пришлось ввести автокран К-6 грузоподъемностью 5 т. Несколько позднее (16 апреля 1959 г.) НИИ-1 получило указание заместо С-124А ввести в состав комплекса транспортную машину. Мазуров решил сделать ее на базе полуприцепа 2У663, буксируемого автомобилем ЗИЛ-15ТВ. 12 ноября 1959 г. две транспортные машины были сделаны заводом № 29 и прошли тесты на трассе Свердловск — деревня Чусовое. Согласно заключению комиссии: «Полуприцеп 2У663 отвечает всем требованиям тактико-технического задания как исходя из убеждений стойкости, прочности, жесткости конструкции, так и надежности в эксплуатации». Муниципальные тесты комплекса «Луна» должны были начаться посреди января I960 г. Но, не дожидаясь их результатов, 29 декабря 1959 г. вышло Постановление Совмина, согласно которому фабрики «Баррикады» и Сталинградский тракторный должны были приступить к серийному производству. 1-ые 5 машин заводам предписывалось сдать к началу Муниципальных испытаний. Муниципальные тесты комплекса «Луна» выполнялись в два шага и на нескольких полигонах: стрельбы — на Ржевке под Лениградом, ходовые тесты — в Бронницах и в Кубинке под Москвой. Тесты эти проводились сразу — с января по март 1960 г. На Ржевку были доставлены две пусковые установки 2П16 № 503 и № 504, две транспортные машины 2У663, три автокрана К-51, АК-5Г и К-121, автомобиль МАЗ-200 и другое оборудование. За время испытаний проведено 73 запуска ракет с разными головными частями. Все запуски проходили нормально, не считая 29-го, когда ракета заместо 10 км пролетела всего 2,5 км. Причина беды была найдена стремительно — подвела недостающая точность баллистических таблиц. Пусковую установку 2П16 № 503, с которой безуспешно стартовала ракета, выслали в НИИДТ в Бронницы, где ока вместе с очередной пусковой установкой 2П16 № 501 продолжила ходовые тесты. Обе пусковые установки прошли более 3000 км любая. Очень низкая температура в процессе испытаний достигала -27 °C. Были выявлены недочеты машин, для устранения большинства которых достаточно было мероприятий, вносимых в эксплуатационную документацию. Но некие недочеты, выявленные на испытаниях, добивались вмешательства конструкторов. К примеру, требовалась разработка нового крепления, исключающего упругое и остаточное передвижение ракет на походе. В целом вывод подкомиссии по испытаниям был таким: «По ходовым испытаниям машины отвечают предъявленным требованиям и могут быть рекомендованы для принятия на вооружение Русской армии». А тем временем на Ржевку прибыла пусковая установка 2П16 № 502, с которой длилось запуски ракет. На предпоследнем, 72-м, пуске через 0,5 с из-за недостатка пороховой шашки произошел разрыв корпуса фронтального полудвигателя. Это происшествие, естественно, воздействовало на выводы комиссии по испытаниям, тем паче что в процессе испытаний отмечались и другие недочеты частей комплекса «Луна». Автокраны из-за нехороший маневренности не успевали за пусковыми установками, а к транспортной машине 2У663 комиссия высказала целый ряд придирок, в том числе недостающая крепкость рамы, отбойников и торсионов. Низкая проходимость по сопоставлению с пусковой установкой и система подогрева не отвечала требованиям тактико-технического задания. Выводы Гос комиссии с учетом 2-ух шагов испытаний были последующие: 1. Ракета «Луна» и пусковая установка 2П16 рекомендуются для приемки на вооружение. 2. Ходовой ресурс пусковой установки 2П16 утвердить 2000 км. 3. Автокраны АК-5Г и К-51 принять, но, беря во внимание малую проходимость этих кранов, снижающих маневренность комплекса, рекомендуется создать кран на шасси высочайшей проходимости. 4. Транспортная машина 2УС63 не быть может принята на вооружение»»

Источник: dogswar.ru

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!