
Предстоящим направлением развития корабельного зенитного ракетного комплекса М-22 «Ураган» («Штиль») стали поначалу разработка новейшей зенитной управляемой ракеты, а потом и конструктивная переработка всего комплекса и сначала - создание подпалубной установки для обеспечения вертикального запуска ракет. И в конечном итоге комплекс, хоть и сделанный на передовой научно-технической базе, но относившийся все таки к образчикам корабельных средств обеспечения противовоздушной обороны предшествующего поколения, в новеньком веке и тысячелетии «заиграл» совсем заного. В итоге сейчас он по полному праву может именоваться корабельным зенитным ракетным комплексом последнего поколения, по всем характеристикам подходящим требованиям, предъявляемым к образчикам корабельного вооружения данного класса в рамках стратегии и стратегии ведения нынешней войны на море.
Первым направлением модернизации зенитного ракетного комплекса М-22 «Ураган» («Штиль») стало создание для него новейшей зенитной управляемой ракеты, при этом работами по ней занимались уже только спецы Долгопрудненского научно-производственного предприятия, которое сейчас заходит в состав Концерна Воздушно-космической обороны (ВКО) «Алмаз-Антей». Ранее, по ракетам семейства 9М38, спецы конструкторского бюро данного предприятия работали в кооперации со свердловскими сотрудниками при их ведущей роли, и только работы по модификации 9М38М1 создатели из Долгопрудного вели уже без помощи других.
Разработка новейшей зенитной управляемой ракеты была осуществлена на Долгопрудненском научно-производственном предприятии в период 1994-1997 гг под управлением головного конструктора, а потом и генерального директора предприятия Василия Петровича Эктова (род. 10.08.1929). В первый раз же новенькая ракета в ее экспортном варианте под обозначением 9М317Э была представлена широкому кругу профессионалов в рамках проведения санкт-петербургского Интернационального военно-морского салона летом 2003 г. При всем этом новенькая зенитная управляемая ракета предназначалась для использования в составе как модернизированных корабельных зенитных ракетных комплексов «Штиль-1» (главный конструктор комплекса по состоянию на 2015 г. - Александр Томский, НТЦ «Альтаир»), так и в составе модернизированных армейских самоходных зенитных ракетных комплексов «Бук-М1-2» и «Бук-М2».
Новенькая ракета дозволила прирастить досягаемость целей по дальности до 32 км, а по высоте - до 25 км. В то же время ракета 9М317 имеет расширенную зону поражения до 45-50 км по дальности и до 25 км - по высоте и параметру, также огромную номенклатуру поражаемых целей. От собственной предшественницы, зенитной управляемой ракеты 9М38, новенькая ракета 9М317 отличалась огромным размахом и наименьшей хордой крыла, которое при всем этом было сдвинуто вперед для понижения статической стойкости в целях улучшения маневренности. В составе новейшей модификации зенитной управляемой ракеты были использованы:
- двухрежимная твердотопливная двигательная установка РДТТ с тяговооруженностью и коэффициентом весового совершенства, подходящим уровню наилучших ракет данного класса;
- массивное аэродинамическое управление, реализующее линию движения наведения ракеты с наименьшим промахом в точке ее встречи с целью;
- инерциально-корректируемая система управления с новейшей многорежимной полуактивной доплеровской радиолокационной головкой самонаведения с встроенным в нее бортовым вычислителем, функционирующей в системах с различной структурой сигналов подсвета и радиокоррекции (о последней будет сказано несколько дальше);
- боевое снаряжение с двухканальным (активным импульсным и полуактивным) радиовзрывателем, системой контактных сенсоров цели и осколочно-фугасной боевой частью с поражающими элементами, приспособленными ко всему парку поражаемых целей.

С помощью полуактивной доплеровской радиолокационной головки самонаведения за счет гибкости технических решений, заложенных в бортовой аппаратуре ракеты и в боевых средствах ЗРК, в первый раз для комплексов с полуактивным радиолокационным самонаведением удалось обеспечить эффективную стрельбу по радиоконтрастным наземным целям. Зенитная управляемая ракета 9М317 создана для поражения нынешних и многообещающих маневрирующих самолетов тактической и стратегической авиации, вертолетов огневой поддержки, в том числе зависающих, тактических баллистических, крылатых и авиационных ракет, также надводных и наземных радиоконтрастных целей. Ракета прошла полный цикл наземной и летной отработки в составе разных комплексов и систем орудия. На шаге отработки ракетами 9М317 поражены мишени - аналоги тактических баллистических ракет, стратегических крылатых ракет, противокорабельных ракет, самолетов армейской, тактической и стратегической авиации, вертолеты, надводные и наземные радиоконтрастные цели. Так, в первый раз в практических стрельбах была доказана высочайшая продуктивность поражения противокорабельных ракет, парящих на сверхмалых (до 5 м) высотах.
Конструктивное выполнение зенитной управляемой ракеты 9М317 обеспечивает:
- постоянную готовность ракеты к применению по предназначению, гарантирует высшую мобильность, малое время реакции и наивысшую скорострельность систем;
- среднее сочетание инерциального наведения и радиокоррекции с полуактивным самонаведением;
- поражение с высочайшей продуктивностью широкого класса целей: от высоколетящих скоростных баллистических и аэробаллистических ракет до противокорабельных, парящих на максимально малых высотах;
- перехват высокоманевренных целей в широком спектре зоны внедрения ракеты.
Зенитная управляемая ракета 9М317 поставляется в эксплуатацию в стеклопластиковом транспортном контейнере, вполне готовая к боевому применению, и не просит проверок бортовой аппаратуры в течение всего установленного срока эксплуатации. Ракета всеклиматического выполнения и допускает эксплуатацию и боевое применение в хоть какое время года и суток после воздействия и при воздействии на нее осадков при температуре окружающего воздуха от минус 50C до плюс 50°С, относительной влажности 98% при плюс 35°С.
Предстоящим логическим направлением развития зенитного ракетного комплекса стало увеличение его боевых способностей за счет улучшения тактико-технических черт используемой в нем зенитной управляемой ракеты и сокращения временного интервала меж запусками ракет с одной пусковой установки. В первом случае спецами ОАО «Долгопрудненское научно-производственное предприятие» была разработана новенькая ракета типа 9М317МЭ (так обозначается ее экспортный вариант, при этом в ряде источников указывается, что в корабельном выполнении ракета имеет обозначение 9М317МФЭ), отличавшаяся от предшественницы усовершенствованными чертами, новыми головкой самонаведения и РДТТ, также увеличенной до 45 км дальностью стрельбы. Но самое основное заключалось в том, что благодаря примененной на новейшей зенитной управляемой ракете газодинамической системе ориентации ракеты в пространстве после пуска, обеспечивающей склонение ракеты в сторону цели, новейшую зенитную управляемую ракету можно было использовать из подпалубных установок вертикального запуска.
Ну а во 2-м случае была сотворена и фактически именно эта корабельная подпалубная установка вертикального запуска сотового типа, получившая обозначение 3С90Э.1 и разработанная, так же как и палубная пусковая установка балочного типа, спецами Научно-производственного предприятия «Старт». В работах по созданию данного комплекса также воспринимали активное роль спецы Столичного научно-исследовательского института радиоэлектроники (МНИИРЭ) «Альтаир». В первый раз информация о новейшей зенитной управляемой ракете и ее макет были представлены в рамках работы всемирно известной интернациональной выставки военно-морских вооружений и военно-морской техники «Евронаваль», проходившей в пригороде Парижа Ле-Бурже в 2004 г.
Высочайшие свойства новейшей зенитной управляемой ракеты по сопоставлению с ракетами типов 9М38М1Э и 9М317Э были обеспечены создателем за счет внедрения принципно новых технических решений:
- улучшенное аэродинамическое качество, завышенная тяговооруженность, увеличенное время управляемого полета ракеты, обеспечение способности «холодного» вертикального старта ракеты из транспортно-пускового контейнера с пуском маршевого мотора после старта и склонения ракеты в сторону расчетного места встречи с целью;
- разработка бортовой системы управления, включающей доплеровскую радиолокационную головку самонаведения и инерциальную систему управления (наведения), которые имеют большой объем памяти, высокоскоростные вычислительные устройства (ЭВМ), встроенные в единую систему, что позволяет воплотить сложные разветвленные методы обработки входных данных, стабилизации и наведения ракеты. В итоге обеспечивается возможность поражения малоразмерных, неприметных, скоростных целей в жестких критериях нынешнего боя;
- создание радиолокационного взрывателя, который реализует метод сравнения области повреждения с областью детонации и который более правильно берет во внимание информацию об критериях столкновения ракеты с обстреливаемой целью.
Зенитная управляемая ракета 9М317МЭ, владея более высочайшими чертами по сопоставлению с ракетой 9М317Э, в то же время имеет наименьшие массогабаритные свойства: длина ракеты - 5,18 м, наибольший поперечник ракеты - 0,36 м, размах поверхностей управления (рулей) - 0,82 м. За счет использования газовых рулей появилась возможность склонения ракеты в сторону расчетного места нахождения цели после старта, что, в свою очередь, позволило повысить скорострельность комплекса «Штиль-1» и обеспечить оборону от массированного налета средств воздушного нападения.

Ракета 9М317МЭ запускается с внедрением «холодного» старта из транспортно-пускового контейнера и не просит подготовительного наведения пусковой установки по азимуту, обеспечивая, таким образом, зенитной ракетной системе сектор обстрела по азимуту 360 градусов. Вкупе с возросшей скорострельностью (запуски могут производиться каждые 2-3 секунды) новенькая ракета отличается наилучшими показателями тяговооруженности, более высочайшей скоростью полета и маневренностью. При всем этом ракета 9М317МЭ поставляется в на сто процентов собранном виде, размещенная снутри герметичного транспортно-пускового контейнера и не просит неизменного либо предстартового обслуживания и проверки бортовой аппаратуры, также не имеет ограничений по перевозке по стальной дороге, воздухом либо морем, и готова к незамедлительному пуску в течение всего срока собственной службы.
Особенности зенитной управляемой ракеты 9М317МЭ:
- многорежимная полуактивная головка самонаведения с улучшенным вычислительным устройством (ЭВМ);
- активный и полуактивный радиовзрыватели и осколочно-фугасная боевая часть массой 62 кг с более высочайшими поражающими чертами, которые позволяют с высочайшей продуктивностью поражать разные цели, включая цели, последующие над самыми гребнями волн;
- действенная система управления, благодаря которой имеется возможность склонения зенитной управляемой ракеты после ее запуска в требуемом направлении и обеспечения ее следующего полета в сторону обстреливаемой цели;
- инерциальная система управления (наведения);
- твердотопливный движок с усовершенствованными внутрибаллистическими чертами, обеспечивающий существенное увеличение средней скорости полета зенитной управляемой ракеты;
- в первый раз в истории развития зенитных управляемых ракет семейства 9М38 - 9М317 обеспечено хранение ракеты и ее поставка заказчикам в герметичном транспортно-пусковом контейнере в на сто процентов готовом к применению по назначению виде при отсутствии необходимости неизменного обслуживания в течение всего гарантийного срока службы ракеты. При этом данный контейнер представляет собой цилиндрический контейнер, герметично закрытый жесткими крышками либо полужесткими диафрагмами, который защищает ракету от воздействия наружной среды, упрощает транспортировку и сервис ракеты, обеспечивает увеличение надёжности и боеготовности комплекса;
- вертикальный старт ракеты из корабельной установки вертикального запуска с пуском ее главного мотора на неопасном расстоянии от пусковой установки.
В ракете 9М317МЭ предусматривается внедрение инерциально-корректируемой системы управления с новейшей полуактивной доплеровской радиолокационной ГСН. Бортовая аппаратура ракеты выполнена на принципно новейшей элементной базе и имеет широкие функции адаптирования к условиям работы, что позволяет добиться наибольших вероятностей поражения целей в критериях сильного радиопротиводействия. Основной шаг полета ракета проходит в инерциально-корректируемом режиме, а при подлёте к цели осуществляется самонаведение, для оснащения новейшей ракеты был разработан спец пакет составного выполнения головок самонаведения, в который заходит многорежимная полуактивная доплеровская радиолокационная головка самонаведения (ПАРГСН) 9Э432 с встроенным бортовым вычислителем. ПАРГСН 9Э432 способна работать в системах с различной структурой сигналов подсвета и радиокоррекции и программируется перед стартом под тип поражаемой цели (самолет, вертолет, наземная, надводная, неприметная). Боевая часть - осколочно-фугасная весом 62 кг, вооружена контактным и неконтактным взрывателями.
Ракета может храниться в ТПК без регламентных работ до 15 лет. Ракета поставляется на флот в стеклопластиковом транспортном контейнере, вполне готовая к боевому применению, и не просит проверок бортовой аппаратуры в течение всего установленного срока эксплуатации. Ракета всеклиматического выполнения и допускает эксплуатацию и боевое применение в хоть какое время года и суток после воздействия и при воздействии на нее осадков при температуре окружающего воздуха от минус 50'С до плюс 50°С, относительной влажности 98% при плюс 35°С.

Установка вертикального запуска, примененная в новеньком варианте корабельного зенитного ракетного комплекса «Штиль-1» имеет составную конструкцию и зависимо от конфигурации может включать 12, 24 либо 36 ракет. При всем этом такая пусковая установка может устанавливаться в носовой либо кормовой частях надводных боевых кораблей водоизмещением более 1500 тонн. Одноступенчатая твердотопливная ЗУР 9М317МЭ располагается в транспортно-пусковом контейнере МС-487. Старт ЗУР 9М317МЭ - вертикальный под действием катапульты с следующим пуском маршевого мотора. Главными отличиями 9М317МЭ от сухопутного варианта являются складывающиеся аэродинамические рули, существенно уменьшенные крылья и наличие специального блока газовых рулей, размещаемого на сопловом блоке маршевого РДТТ. Этот блок обеспечивает автоматическое склонение ракеты в сторону цели после старта из вертикальной ПУ 9М317МЭ комплектуется двухрежимным маршевым движком с усовершенствованной энергетикой и по сопоставлению с макетом имеет более высшую скорость полета (до 1550 м/с) и маневренность. Наибольшая дальность полета - 50 км.
Тактико-технические свойства новейшей установки вертикального запуска (УВП), которая конструктивно содержит в себе фактически пусковые устройства и отсеки с электрическим оборудованием и с гидрообрудованием, в первый раз на Международном военно-морском салоне в 2011 г., смотрятся последующим образом: длина - 7150 мм, ширина - 1750 мм, высота без транспортно-пусковых контейнеров ракет - 950 мм, глубина погреба - 7,4 м, количество ракетомест в одном модуле - 12, интервал меж запусками - 2-3 секунды, время открывания крышки - менее 1,5 секунд, энергопотребление - 3-50Гц, 380В, 6 кВт, масса модуля без боекомплекта - менее 8000 кг, масса модуля с боекомплектом - менее 21200 кг.
Данная УВП, согласно инфы создателя, может располагаться на всех боевых надводных кораблях различного водоизмещения и имеет в одном модуле, как уже указывалось выше, 12 пусковых ячеек, также блоки электро- и гидравлической аппаратуры. На корабле быть может установлено различное количество установок вертикального запуска - зависимо от водоизмещения и наличия требуемого места. Например, при подмене на эсминцах проекта 956 1-го комплекса ЗРК «Ураган» на его место быть может установлено до 3-х модулей ЗРК «Штиль-1» с боезапасом 36 ракет, что на 50% больше того боезапаса, который имеется на одну пусковую установку ЗРК «Ураган» (24 ракеты), и обеспечивается за счет отсутствия устройств подачи ракет на палубную пусковую установку балочного типа.
Применение подпалубной установки вертикального запуска позволило уменьшить интервал меж запусками ракет в комплексе «Штиль-1» до 2-3 секунд (в комплексе с наклонной одно-балочной ПУ оно, напомним, составляет аж 12 секунд). При стрельбе из УВП ракета выбрасывается с помощью порохового газогенератора из транспортно-пускового контейнера, в каком она хранится, на высоту несколько 10-ов метров, где врубается ее маршевый движок. Не считая увеличения боевого потенциала ЗРК применение УВП позволило исключить воздействие раскаленной газовой струи на корабельные конструкции, повысив их пожарозащищенность. По словам представителей компании-разработчика, модернизированный комплекс «Штиль-1» имеет переменную комплектацию и может обеспечивать одновременный обстрел от 2-ух до 12-ти целей, на каждую цель может наводиться от одной до 3-х ракет (количество назначается системой управления комплекса автоматом). При всем этом количество мотивированных каналов и боезапаса комплекта, размещаемого на корабле, находится в зависимости от водоизмещения носителя и потребности заказчика.
Корабельный ЗРК средней дальности «Штиль-1» уже издавна получил признание военных моряков и профессионалов в мире. На сегодня этот комплекс, пожалуй, наилучший в собственном классе. Используя для стрельбы данные корабельных РЛС радиального обзора, ЗРК «Штиль-1» обеспечивает всенаправленную оборону корабля-носителя и соединения кораблей от массированных атак нынешних ударных самолетов, противокорабельных и противорадиолокационных ракет Благодаря собственной эксклюзивной, не имеющей аналогов в мире, круговой составной структуре комплекс оказался не только лишь надежным и применимым для установки на широкий класс кораблей, да и способным к бессчетным модернизациям.
Поддерживая традиции узнаваемых русских корабельных комплексов ряда «Кашмир» - «Штиль», ЗРК «Штиль-1» продолжает совершенствоваться. Не так давно в составе комплекса появились новенькая зенитная управляемая ракета с вертикальным стартом - ЗУР 9М317МЭ и новый, с значительно усовершенствованными чертами, телевизир. Новенькая ЗУР располагается в транспортно-пусковом контейнере, в составных подпалубных пусковых установках сотового типа и имеет «холодный» (с пуском мотора в воздухе) вертикальный старт. ЗУР 9М317МЭ и пусковая установка вертикального старта дали комплексу совсем новое качество. Значительно повысилась огневая производительность ЗРК, возрос темп стрельбы, снизилось время реакции, масса и габариты комплекса, снизилась заметность его палубных конструкций в радио и оптическом спектрах, повысилась надежность и другие эксплуатационные свойства. Другими словами продуктивность комплекса и его эксплуатационные свойства заполучили новое качество. Раскрылась его способность к интеграции с кораблем, что позволило предлагать ЗРК «Штиль-1» для размещения на кораблях относительно малого водоизмещения типа «корвет» с сохранением заявленных черт.
Оснащение ЗРК «Штиль-1» новым телевизиром увеличивает его помехозащищенность и позволяет в зоне до 20 км получать четкие координаты целей, в том числе совершающих насыщенный маневр, также управлять приданной мелкокалиберной зенитной артиллерией и проводить оценку факта поражения цели. Последнее событие повысило продуктивность комплекса и обеспечило лучший расход боезапаса ЗУР. Открытая круговая составная структура ЗРК «Штиль-1» позволяет интегрировать в структуру комплекса доп модули и корабельные системы, обеспечивая создание на базе ЗРК «Штиль-1» высокоэффективных эшелонированных многорубежных систем противовоздушной обороны надводных кораблей. Такая возможность реализуется наличием в корабельной системе управления (центрального элемента структуры ЗРК «Штиль-1») автоматической системы полной обработки инфы (АСПОИ) и автоматического командного пт (КП).
Подсистема АСПОИ производит обработку первичной цифровой либо видеоинформации от разных радиолокационных и оптических источников. Она производит на этой базе данные о воздушной обстановке и данные четкого целеуказания для всех приданных огневых средств. КП, в свою очередь, имея в собственном составе управляющую цифровую вычислительную систему с унифицированными устройствами цифровой и аналоговой связи с разветвленным математическим и программным обеспечением, обеспечивает интеграцию периферийных подсистем и устройств комплекса, также приданных огневых средств, набор которых быть может индивидуален и оптимизирован под каждый проект корабля.
В состав корабельного зенитного ракетного комплекса «Штиль-1» входят:
- корабельная многоканальная система управления огнем (КМСУО) 3Р91Э1;
- система внутридивизионных записей (ВДЗ) «Азов»;
- набор устройств памяти УП-3М91Э1.1;
- составная пусковая установка 3С90Э.1;
- аппаратура стартовой автоматики (АСА) 3090Э1.1;
- набор зенитных управляемых ракет;
- комплекс базисных средств технического обслуживания (КБСТО);
- средства технического обслуживания (100).
Отметим, что тесты зенитного ракетного комплекса «Штиль-1» планировалось сначало провести еще на большенном противолодочном корабле (ВПК) «Очаков» проекта 1134Б, но его переоборудование так и не было завершено по денежным причинам, а позднее сам корабль сослужил последнюю службу в процессе узнаваемых Крымских событий 2014 г. В итоге тесты ЗРК «Штиль-1» проходили уже на головном фрегате проекта 11356 «Адмирал Григорович», который был построен по заказу ВМФ Рф. Тесты были удачно завершены в ноябре 2015 г.
Тактико-технические свойства ЗРК «Штиль-1»
Число сразу обстреливаемых целей, шт 2-12 (зависимо от комплектации)
Количество пусковых модулей, шт. 1-12
Количество ракет на пусковом модуле, шт. 12
Тип зенитной управляемой ракеты 9М317МЭ
Масса комплекса зависимо от конфигурации, т 13-28
Масса 1-го модуля установки вертикального запуска (без боезапаса), кг 3700
Дальность стрельбы по самолетам (высота полета цели - более 1000 м, ЭПР цели - 3 кв. м, скорость цели - 300 м/с), км 3,5-50
Дальность стрельбы по противокорабельным ракетам при дальности обнаружения цели 22 км при условии:
- высота полета равна либо более 10 м, ЭПР цели - 0,1 кв. м, скорость цели - 330 м/с, км 3,5-12
- высота полета равна либо более 5 м,ЭПР цели - 0,1 кв. м, скорость цели - 330 м/с, км 3,5-8
Дальность стрельбы по вертолетам над морем при условии:
- высота полета цели - более 1000 м, ЭПР цели -1 кв. м, скорость цели от 50 до 140 м/с, км 3,5-25
- высота полета цели - наименее 1000 м,ЭПР цели -1 кв. м, скорость цели от 50 до 140 м/с, км 3,5-18
Дальность стрельбы по радиоконтрастным катерам (кораблям), км 3,5-18 (25)
Высота поражаемой цели, м:
- самолет 15-15000
- противокорабельная ракета 5-10000
- вертолет более 15
Наибольшие курсовые характеристики цели, км:
- самолет 18
- противокорабельная ракета 6
- вертолет (зависимо от скорости полета) 12-18
Наибольшая скорость поражаемых целей, м/с:
- самолет 420-830
- противокорабельная ракета 330-830
- вертолет 140
Время готовности к стрельбе из дежурного режима, с 5-10
Число каналов, шт. 2-12
Боезапас, шт. 12-144
Источник: dogswar.ru