
Достаточно увлекательным прототипом корабельных зенитных ракетных комплексов (средств) является турельная установка 3М-47 «Гибка», созданная для обеспечения наведения и удаленного автоматического запуска ракет типа «Игла» («Игла-С») в интересах защиты надводных кораблей водоизмещением от 200 т и выше в зоне сверхмалой дальности от атак средств воздушного нападения в критериях естественных (фоновых) и искусственных помех (внедрения средств радиоэлектронного противодействия). Разработка данного эталона корабельного вооружения была вызвана несколькими обстоятельствами, более необходимыми из которых были последующие.
Во-1-х, в связи с возрастанием интенсивности ведения боевых действий на море и массовым распространением в военной авиации и военно-морских флотах многих государств мира ракетного орудия появилась необходимость увеличения продуктивности боевого внедрения зенитных ракетных комплексов малой дальности, имевшихся на вооружении боевых надводных кораблей малого водоизмещения и боевых катеров. Так как по определенным массо-габаритным ограничениям принятые на вооружение ВМФ СССР (РФ) высоко производительные зенитные ракетные комплексы не были бы расположены на таких носителях, зенитные ракетные средства в их комплексе вооружения были, начиная с 1980-х гг., представлены практически стандартными армейскими переносными зенитными ракетными комплексами семейства «Стрела», а потом - семейства «Игла», запускавшимися личным составом либо с плеча, либо с турельных (тумбовых) пусковых установок на две либо четыре ракеты.
Последние установки имели ручное наведение по азимуту и углу места (в первом случае угол наведения ограничивался наличием надстроек, антенн и других частей конструкции корабля-носителя, а во 2-м случае спектр углов наведения мог составлять - как у установки типа МТУ-4С - от -8° до +64°), что позволяло повысить продуктивность внедрения зенитного ракетного орудия по авиации противника за счет наличия способности ведения поочередного обстрела одной цели несколькими ракетами. Не считая того, такие установки - как, к примеру, четырехракетная морская тумбовая установка типа МТУ-4С - разрешали понизить воздействие на продуктивность боевого внедрения ПЗРК таких причин, как качка либо ветер (как естественный, так и «искусственный», создаваемый массивным надпалубным потоком воздуха, возникавшим при движении корабля и часто достигавшим скорости до 25 м/с). При всем этом упрощалось и наведение - оно производилось уже не «на глазок», а с помощью размещенного на морской тумбовой установке кольцевого прицела. Плюс к тому, модернизированный вариант таковой установки получил к тому же систему оповещения о приближении цели к сектору обстрела.
Высочайшая продуктивность - по тому времени - таких турельных (тумбовых) установок привела к их широкому распространению: их располагали не только лишь на кораблях малого водоизмещения либо катерах, но также и на более больших боевых надводных кораблях - таких, к примеру, как огромные десантные корабли разных типов, также на судах вспомогательного флота российского ВМФ. Но возрастание интенсивности и масштабов внедрения средств воздушного нападения потребовало существенного роста боевой производительности таких средств самообороны кораблей, что могло быть обеспечено только за счет интеграции боевых средств ПЗРК в системы с автоматическими системами управления огнем. Проще говоря, в критериях нынешней войны на море, характеризующейся массированным применением скоростных пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов и образцов ракетного орудия, время реакции человека - оператора ПЗРК закончило удовлетворять задачке обеспечения надежной ПВО корабля.

Во-2-х, улучшение и рост масштабов внедрения боевой авиации (самолетов и вертолетов разных типов) и противокорабельного высокоточного ракетного орудия наряду со понижением цены их разработки и внедрения привели к тому, что под их ударом оказались боевые корабли и катера малого водоизмещения, которые ранее оставались вовне «зоны внимания» авиации противника и его высокоточного орудия, имевшего еще совершенно не так давно достаточно высшую цена и поэтому остававшегося в резерве командиров боевых кораблей (экипажей боевых самолетов и вертолетов) для внедрения по более «ценным» целям. Обеспечить надежную противовоздушную (противоракетную) оборону кораблей и катеров малого водоизмещения от обозначенных средств поражения имевшимися артиллерийскими средствами не представлялось вероятным, а стоявшие на вооружении российского Военно-Морского Флота зенитные ракетные комплексы не были бы расположены на таких носителях ввиду собственных больших массо-габаритных черт.
В-3-х, работы по совершенствованию ПЗРК привели к созданию модификаций зенитных управляемых ракет, снаряженных высокочувствительными головками самонаведения и позволявшими производить действенный обстрел воздушных целей не только лишь на догонных, да и встречных курсах. Но увеличение боевой продуктивности внедрения таких ПЗРК на кораблях было ограничено применением их либо с плеча, либо с установок с ручным прицеливанием и наведением, также с ограниченным боезапасом на установку (максимум четыре ракеты, после этого нужно было производить их перезаряжание). Повысить боевую продуктивность внедрения данных средств поражения можно было только за счет внедрения систем автоматического наведения и ракетной стрельбы.
Во 2-ой половине 1990-х гг. в связи с ростом количества типов боевых надводных кораблей малого водоизмещения и боевых катеров, которые проектировались и строились в интересах русского Военно-Морского Флота, также предлагались для поставок в рамках военно-технического сотрудничества с забугорными странами, вопрос о необходимости сотворения на базе переносных зенитных ракетных комплексов семейства «Игла», разработанных и выпускаемых коломенским Конструкторском бюро машиностроения (КБМ), автоматической системы ПВО, имеющей дистанционное управление и нынешние приборы прицеливания, встал, что именуется, ребром. В конечном итоге в 1999 г. спецами Морского научно-исследовательского института радиоэлектроники (МНИИРЭ) «Альтаир» и серпуховского ОАО «Ратеп» (РАТЕП - от «РАдиоТЕхническое Предприятие») вместе с рядом других заинтересованных организаций приступили к проработке такового комплекса вооружения в рамках темы НИР, получившей шифр «Гибка». Головным по этой теме был назначен МНИИРЭ «Альтаир».
В течение 2001-2002 гг. спецы обозначенных компаний спроектировали, сделали и испытали опытнейший эталон такового зенитного ракетного комплекса сверхмалой дальности. При всем этом в целях сокращения сроков и удешевления разработки нового комплекса вооружения было решено использовать по максимуму узлы от уже имевших изделий, выпускаемых на предприятиях - участниках разработки. В процессе проведенных испытаний опытнейшего эталона, по оценке профессионалов, в целом были отработаны главные вопросы наведения ракет на цель в критериях качки и подтверждена возможность воплощения залпового запуска ракет по одной цели (2-ух ракет). При этом в 2003 г. был проработан вариант таковой установки, получивший обозначение «Гибка-956» и предусматривавшийся к установке на эсминцы проекта 956, но по ряду обстоятельств - сначала, денежных, - реализован данный проект не был.
Броско, что в свете отсутствия реального финансирования по теме «Гибка» главные участники данной программки -МНИИРЭ «Альтаир» и ОАО «Ратеп» - стали вести работы практически без помощи других и по сути в отдельности друг от друга. В конечном итоге появились две модели корабельного зенитного ракетного комплекса сверхмалой дальности под одним заглавием «Гибка». В 1-ое время более интенсивно маркетинг такового комплекса на внутреннем и наружном рынках вело конкретно серпуховское ОАО «Ратеп», а в 2005 г., когда комплекс «Гибка» был в первый раз официально представлен широкому кругу профессионалов снутри Рф - на втором санкт-петербургском Международном военно-морском салоне МВМС-2005, в экспозици представлены были оба варианта - и разработки «Альтаира», и разработки «Ратепа». При этом «Альтаир» получил за «Гибку» даже особый диплом от организаторов выставки - «За наилучший выставочный образец». С другой стороны, в будущем году на интернациональной выставке FIDAE-2006, проходившей в столице Чили, активный маркетинг «Гибки» вел серпуховский «Ратеп».
Вобщем, командование ВМФ Рф по результатам проведенного конкурса в итоге поддержало проект компании «Альтаир». В предстоящем тема ЗРК «Гибка» в рамках Концерна ПВО «Алмаз - Антей», куда входят и «Альтаир», и «Ратеп», была закреплена конкретно за «Альтаиром», который в текущее время под заглавием Научно-технический центр (НТЦ) «МНИИРЭ «Альтаир» структурно заходит в состав ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей», в свою очередь входящего в состав ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». «Альтаир» в течение 2004-2005 гг. удачно выполнил тесты комплекса 3М-47 «Гибка», снаряженного оптико-электронными средствами обнаружения цели, системой наведения в 2-ух плоскостях и устройством для крепления 2-ух либо 4 стрельбовых модулей «Стрелец» по две зенитные управляемые ракеты типа «Игла» либо «Игла-С» в транспортно-пусковых контейнерах в каждом (создатель -коломенское Конструкторское бюро машиностроения).
1-ый представленный опытнейший эталон отличался открытым расположением блоков электронно-оптической аппаратуры. На варианте комплекса, установленном на головном ракетно-артиллерийском корабле пр. 21630 «Астрахань», электронно-оптическое оборудование модуля МС-73 заключено в обтекаемый кожух, что понижает эффективную поверхность рассеяния и делает некую защиту от воздействия метеофакторов. Также необходимо подчеркнуть, что не считая личных средств обнаружения и наведения для боевого внедрения комплекса 3М-47 «Гибка» могут применяться и общекорабельные радиолокационные станции типов «Фуркэ», «Фрегат» либо «Позитив» (а именно, на малых артиллерийских кораблях проекта 21630 «Буян», на которых были установлены комплексы 3М-47 «Гибка», для этих целей употребляется РЛС «Позитив»).
Комплекс «Гибка» обеспечивает дистанционное наведение ЗУР типов «Игла» либо «Игла-С» в спектре курсовых углов от - 150° до +150°, а по углу места - от 0° до 60° (угловая скорость наведения - 45 град./с). Боевая масса установки - около 1000-1300 кг, дальность обнаружения воздушных целей средствами комплекса - до 12 км (зависимо от типа цели и ее черт), зона поражения по дальности при использовании ЗУР комплекса «Игла» - до 5600 м, а по высоте - до 3500 м. Наведение установки оператор производит с помощью телевизионного визира; сопряжение комплекса с общекорабельными системами - по цифровым канал обмена типа «Манчестер-2» и Ethernet 10/100 Base-TX; электропитание установки - от 2-ух корабельных несинхронизированных сразу работающих главного и запасного источников (трехфазный ток, 380 В, 50 Гц).
В состав зенитного ракетного комплекса сверхмалой дальности 3М-47 «Гибка» входят наводимая корабельная турельная пусковая установка «Гибка», управляющий модуль и палубная аппаратура. Фактически турельная установка включает в собственный состав модуль всеприменимый пусковой (МУП) типа 9С846 «Стрелец» (по 2-4 на каждой турельной установке, в каждом модуле - две ЗУР типа «Игла» либо «Игла-С») и блок МС-73 оптико-электронного приемного устройства (ОЭПУ) и опорно-поворотного устройства (ОПУ). Управляющий модуль включает автоматическое рабочее место (АРМ) оператора турельной установки с системой управления и отображения инфы о текущей тактической обстановке и состоянии комплекса. Боевое средство комплекса - зенитные управляемые ракеты типов «Игла» либо «Игла-С».
В свою очередь, палубная аппаратура включает комплекс устройств и оборудования, которые призваны обеспечивать наведение ОЭПУ и МУП на цель по угловым координатам по командам с управляющего модуля; передачу в управляющий модуль инфы о состоянии и действиях по цели; выдачу целеуказания на корабельную турельную пусковую установку и прием от нее данных по состоянию и боевой работе; предназначение режима обстрела; обеспечение автоматической регистрации процесса функционирования корабельной турель-ной пусковой установки; оценку результатов стрельбы; проведение занятий боевого расчета комплекса и компанию взаимодействия комплекса «Гибка» с общекорабельными системами.
В 2006 г. комплекс 3М-47 «Гибка» был принят на вооружение ВМФ Рф. Первым его получил «Астрахань» - головной малый артиллерийский корабль проекта 21630 «Буян» (1х6 пусковая установка). Следом данный комплекс получили и серийные корабли данного типа, также малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М» (2х4 пусковые установки). Комплекс также вызвал высочайший энтузиазм у забугорных заказчиков. Существует также возможность интеграции комплекса «Гибка» в состав единой системы ПВО/ПРО на базе зенитного ракетного комплекса «Штиль-1», что, дозволит повысить совокупные тактико-технические свойства системы. За счет понижения дальности до ближней границы возрастает глубина суммарной зоны поражения, возрастает огневая производительность встроенной системы, а за счет получения своевременного и четкого целеуказания от средств ЗРК «Штиль-1» понижается время реакции установки «Гибка».
В свою очередь компания ОАО «Ратеп» продолжила работы по теме сотворения корабельной зенитной ракетной установки сверхмалой дальности, но уже под заглавием «Комар» (встречается также обозначение «Гибка-Р»). В базисном варианте комплекс создавался на базе ПЗРК типа «Игла». Работы по этой теме были начаты на предприятии в 2005 г. под управлением управлением головного конструктора А.А.Жильцова, как указывается в российских источниках - по заданию ВМФ РФ. При всем этом серпуховскими спецами обширно использовались выработки, приобретенные ими в рамках работ по теме «Гибка». Турельная установка «Комар» создана для обеспечения наведения и удаленного автоматического запуска ракет типа «Игла» в интересах обороны важных береговых малоразмерных и точечных объектов, прикрытия огневых сил и средств зенитно-ракетных войск от ударов средств воздушного нападения в критериях радиоэлектронного и огневого противодействия, также для защиты надводных кораблей в зоне сверхмалой дальности от атак противокорабельных и противорадиолокационных ракет, самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов противника в критериях естественных (фоновых) и искусственных помех (внедрения противником средств РЭБ).
Автоматическое наведение ракет на цель осуществляется по данным целеуказания, приобретенным от наружной корабельной (береговой) РЛС общего обнаружения, тогда как автономное наведение и слежение за целью осуществляется оператором комплекса при помощи телевизионной низкоуровневой камеры высочайшего разрешения. Сразу комплекс может обстреливать только одну цель. Состав комплекса орудия «Комар» в целом структурно аналогичен таковому у комплекса «Гибка». Количество всеприменимых пусковых модулей - от 1 до 4, количество ракет на одном пусковом модуле - 2 шт. Масса комплекса - от 400 кг (находится в зависимости от комплектации). Границы зоны поражения комплекса: по высоте - от 5 до 3500 м, по дальности - от 500 до 5000 м, а при использовании в качестве боевого средств ракет типа «Игла-С» дальность поражения растет до 6000 м. Комплекс обеспечивает дистанционное наведение ЗУР типов «Игла» либо «Игла-С» в спектре курсовых углов от - 150° до +150°, а по углу места - от 0° до 60° (угловая скорость переброса наводимого модуля - от 40 до 60 град./с). Дальность обнаружения воздушных целей средствами комплекса: самолетов, вертолетов и БЛА - до 12-15 км, противокорабельных ракет - до 8 км. Время реакции комплекса - менее 8 с (малое время от момента обнаружения цели до запуска ракеты), время приведения в боевую готовность из положения «Выключено» - менее 3 мин. Наведение установки оператор производит с помощью телевизионного визира.
Комплекс «Комар» предположительно прошел тесты в 2006 г. на борту малого артиллерийского корабля «Астрахань» (проект 21630 «Буян»), но на данных кораблях было принято решение устанавливать комплекс аналогичного предназначения «Гибка», а комплекс «Комар» был расположен на борту огромного противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков» (проект 1155) во время его ремонта и модернизации на санкт-петербургском ОАО «Северная верфь». В пресс-службе ОАО «Ратеп» также докладывали, что 23 декабря 2008 г. Министерство обороны РФ утвердило тактико-технические свойства и экспортную комплектацию турельной установки «Комар» с ПЗРК типа «Игла» (Паспорт экспортного вида 8209/08/ НЭП). 1-ый официальный показ «Комара» состоялся на интернациональной выставке вооружений IDEX-2009, проходившей в 2009 г. в г. Абу-Даби - столице Объединенных Арабских Эмиратов.
В заключение необходимо подчеркнуть, что на выставке МВМС-2013, проходившей летом 2013 г., компания «Ратеп» показала новейшую модификацию экспортного варианта комплекса «Комар», отличающегося посреди остального завышенной защищенностью важных узлов корабельной турельной пусковой установки. Посреди особенностей новейшей модификации также можно отметить новые технические решения и конфигурации в составе аппаратурной части комплекса, сначала - оптико-электронный блок.
Тактико-технические свойства системы 3М-47 «Гибка»
Количество сразу обстреливаемых целей 1
Количество пусковых модулей 9С846 «Стрелец» - 2 либо 4
Количество ракет на пусковом модуле - 2
Тип применяемых ракет - 9М39 «Игла», 9М342 «Игла-С»
Режим стрельбы:
- поочередный - 1-4 либо 1-8 ракет
- залп - 2 ракеты с различных пусковых модулей
Метод наведения - по телевизионному каналу
Время реакции, с. - наименее 8
Дальность зрительного обнаружения цели оператором на дисплее автоматического рабочего места с вероятностью 0,8, км
- самолет, вертолет и т.п. 12-15
- противокорабельная ракета и т.п. 8
Масса турельной установки «Гибка», кг 1000-1300
Масса пусковой установки, кг 650-950
Время реакции (малое время от момента обнаружения цели до запуска ракеты), с. до 8
Время приведения из выключенного состояния в боевую готовность, мин. до 3
Условия внедрения:
- скорость ветра, м/с до 20
- температура для наводимой пусковой установки, °С от -40 до +55
- влажность для наводимой пусковой установки при температуре +35°С, % 100
Источник: dogswar.ru