Зенитный ракетный комплекс 9К33 Оса (СССР)

Было ясно, что одной организации с таковой большой задачей не совладать. Потому разработка главных частей ЗРК 9К33 "Оса" была поручена: НИИ-20 Госкомитета СССР по радиоэлектронике - головной создатель ЗРК в целом и создатель боевой машины; КБ-82 Тушинского машиностроительного завода Госкомитета СССР по авиационной технике - головной создатель зенитной управляемой ракеты (главный конструктор ЗУР - А. Потопалов); Всесоюзный НИИ всеохватывающего электрического оборудования Министерства электротехнической индустрии СССР — создатель системы электропитания; Кутаисский авто завод Министерства авто индустрии СССР — создатель самоходного шасси.
Сразу боевые средства комплекса 9К33 "Оса" разрабатывались как составные части ЗРК «Оса-М», созданного для зашиты кораблей ВМФ от низколетящих средств воздушного нападения. Стоит отметить, что на формирование концепции построения такового автономного ЗРК определенное воздействие оказали сведения о выполнявшейся в США разработке автономного самоходного зенитного комплекса «Маулер» (заявленная дальность стрельбы 10-15 км). В забугорной печати сообщалось, что все боевые средства этого ЗРК должны быть расположены на одном самоходном шасси. В качестве такого был избран обширно всераспространенный в то время американский гусеничный бронетранспортер М-113. Выполнить эти требования оказалось в то время неосуществимым. Ради исторической достоверности следует сказать, что в итоге американским создателям не удалось сделать таковой комплекс и в июле 1965 года разработка ЗРК «Маулер» бьпа прекращена.
В нашей стране решение схожей задачки всё-таки было осуществлено, хотя разработка такового эксклюзивного ЗРК шла очень тяжело, сопровождалась подменой основных конструкторов (как комплекса в целом, так и его главных частей) и организаций-разработчиков. В сентябре 1964 года особым решением правительства был назначен новый создатель ЗУР — МКБ «Факел» (главный конструктор — П. Грушин), разработка специального колесного самоходного плавающего шасси для ЗРК «Оса» была поручена новенькому предприятию — Брянскому авто заводу. Основным конструктором ЗРК 9К33 "Оса" в целом был назначен В. Ефремов - директор Научно-исследовательского электромеханического института Минрадиопрома СССР (прошлый НИИ-20 Госкомитета СССР по радиоэлектронике). В июле 1970 года ЗРК «Оса» был предъявлен на совместные тесты на Эмбинском полигоне.
Мобильный войсковой зенитный ракетный комплекс 9К33 «Оса» предназначался для обеспечения противовоздушной обороны Сухопутных войск и объектов в боевых порядках мотострелковых дивизий в разных формах боя и на марше. ЗРК 9К33 "Оса" был принят на вооружение войск ПВО Сухопутных войск в 1972 году. В первый раз ЗРК 9К33 "Оса" был показан на военном параде на Красноватой плошади в Москве в ноябре 1975 года. Комплекс получил наименования: SA-8 (по терминологии США) и Gesco (по терминологии НАТО).
ЗРК 9К33 "Оса" являлся всепогодным автономным мобильным средством ПВО Сухопутных войск, имел неплохую проходимость и плавучесть, обеспечивал достаточно высшую продуктивность, обладал неплохой помехозащищённостью.
В состав ЗРК 9К33 "Оса" входят последующие средства: — боевая машина 9А33Б со средствами разведки, наведения и запуска ракет; — зенитная управляемая ракета 9М33; — транспортно-заряжаюшая машина.
Боевая и транспортно-заряжающая машины расположены на трехосных плавающих колесных шасси БАЗ-5937. Это шасси с 3-мя ведущими мостами было обустроено массивным ходовым дизельным движком, который обеспечивал работу водомета для движения на плаву. Шасси имело неплохую проходимость и плавучесть, было снабжено средствами навигации, топопривязки, жизнеобеспечения, связи и электроснабжения комплекса - от газотурбинного агрегата и генератора отбора мощи от ходового мотора. Конструкция боевых средств комплекса позволяла транспортировать их воздушным (самолет Ил-76) и жд (с подготовительной укладкой антенно-пускового устройства) транспортом.
Самоходное шасси обеспечивало средние скорости движения ЗРК по грунтовым дорогам: деньком — 36 км/ч, ночкой - 25 км/ч, при всем этом по грунтовым дорогам наибольшая скорость движения составляла 45-55 км/ч, по шоссе - до 80 км/ч. На плаву комплекс передвигался со скоростью 7-10 км/ч.
РЛС обнаружения воздушных целей, размешенная на боевой машине комплекса, позволяла обнаруживать воздушные цели на месте и в движении, также опознавать их муниципальную принадлежность по признаку «свой-чужой». РЛС производит радиальный поиск воздушных целей при вращении антенны со скоростью 33 оборота за минуту, при всем этом истребитель при полете на высоте 5 км обнаруживался на дальности 40 км, а при высоте полета 50 метров — на датьности 27 км.
Размещённая на боевой машине РЛС сопровождения воздушных целей обеспечивала захват на автосопровождение на дальности 23 км (при полете на высоте 5 км) и на дапьности 14 км (при полете на высоте 50 метров). В критериях сильных активных радиопомех автосопровождение воздушной цели могло осуществляться по угловым координатам при помощи телевизионно-оптического визира, а по дальности — по данным РЛС обнаружения.
В ЗРК 9К33 "Оса" употреблялся принцип командного наведения ЗУР на воздушную цель. В состав зенитной управляемой ракеты комплекса входили последующие блоки: аппаратура управляющего управления, автопилот, радиовзрыватель, бортовой источник питания, боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом (расположены в носовой части ракеты); двигательная установка, антенны командного радиоблока и бортового ответчика, трассеры для сопровождения ЗУР при помощи телевизионно-оптического визира (расположены в хвостовой части ракеты). Масса ЗУР - 128 кг, масса боевой части — 15 кг, длина ЗУР - 3.158 мм, поперечник - 206 мм. размах крыла - 650 мм.
ЗУР не добивалась предстартовой подготовки, исключая установку литеры частот бортовой радиоаппаратуры. Ракета поступала в войска в вполне собранном и оснащенном виде и не добивалась проведения подстроечных и проверочных работ при эксплуатации в войсках (не считая регламентных проверок на арсеналах и базах один раз в год).
Массовое создание боевых средств ЗРК 9К33 "Оса" было скооперировано на Ижевском электромеханическом заводе Минрадиопрома СССР (боевая машина), на Кировском машиностроительном заводе им. XX партсъезда Минавиапрома СССР (ЗУР). В 1975 году на вооружение войск ПВО Сухопутных войск был принят модернизированный комплекс «Оса-АК». Этот комплекс по сопоставлению с ЗРК 9К33 "Оса" имел увеличенные размеры зоны поражения, также 6 ЗУР в транспортно-пусковых контейнерах на пусковой установке, обеспечивал поражение более высокоскоростных и маневренных воздушных целей.
Предстоящая модернизация комплексов этого типа получила наименование «Оса-АКМ» (принят на вооружение войск ПВО Сухопутных войск в 1980 году). Главное отличие ЗРК «Оса-АКМ» заключалось в его завышенных способностях по борьбе с вертолетами, потому что в это время вертолеты, снаряженные противотанковыми управляемыми ракетами, стали главным средством борьбы с бронированными целями. В ракете комплекса «Оса-АКМ» был доработан радиовзрыватель и обеспечена возможность поражения на фактически нулевой высоте вертолетов на дальностях от 2 до 6,5 км. При всем этом обеспечивалось поражение как зависших, так и парящих со скоростью до 80 м/с вертолетов. Также поражались вертолеты, находящиеся на земле.
ЗРК 9К33 "Оса" и его модификации состояли на вооружении зенитного ракетного полка мотострелковых дивизий Сухопутных войск. Зенитный ракетный полк состоял из 5 зенитных ракетных батарей и командного пт полка с батареей управления. Зенитная ракетная батарея состояла из 4 боевых машин 9К33 "Оса" и батарейного командирского пт. В составе батареи управления зенитного ракетного полка имелся пункт упрааления ПУ-12 и РЛС обнаружения воздушных целей П-15.
Для обеспечения функционирования боевых средств зенитного ракетного комплекса 9К33 "Оса" разработаны: транспортно-заряжаюшая машина (9Т27), машина технического обслуживания (9В210), машина группового ЗИПа (9Ф372), юстировочная машина (9В914), автоматическая контрольно-испытательная проверочная станция (9В242), комплекс наземного оборудования (9Ф16).
ЗРК 9К33 "Оса" постаалялся в вооруженные силы государств Варшавского контракта, Индии, Ирака, других государств Близкого Востока, Азии и Африки.
Тактико-технические данные 9К33 "Оса" Ракета 9М33 Масса ракеты,кг 128 Масса боевой части,кг 15 Длина ракеты,мм 3158 Поперечник корпуса,мм 206 Размах крыла, мм. 650 Скорость полета ЗУР,м/с 500 Зона поражения, км - по дальности 2..9 - по высоте 0,05..5 - по параметру 2-6 Возможность поражения истребителя одной ЗУР 0,35..0,85 Наибольшая скорость поражаемых целей,м/с до 420 Время реакции,с 26-34 Время развертывания,мин 3-5 Число ЗУР на боевой машине 4
Источник: dogswar.ru
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.