ArtGuns » Военный флот » Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» (СССР)

Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» (СССР)

29 июнь 2025, Воскресенье
5
0
Отказ от внедрения титана в конструкции корпуса и возврат к стали дозволил сделать субмарины проекта 971 «Щука-Б» достаточно массовыми. Подлодки из титана могло строить только одно русское предприятие - северодвинский «Севмаш», со сталью же могли работать и другие фабрики. Согласно начальным планам предполагалась постройка 25 подлодок проекта 971 - 13 на заводе имени Ленинского комсомола (№199; сейчас - «Амурский завод») в Комсомольске-на-Амуре и 12 на «Севмаше» (заводе №402). В 1983-1993 годах было заложено 20 субмарин, из них достроено 14 (по семь на каждом предприятии). Подлодки постройки завода №199 пополняли состав Тихоокеанского флота, завода №402 - Северного. К истинному времен численность боеспособных атомных подводных лодок проекта 971 «Щука-Б» в ВМФ Рф существенно сократилась. В строю находятся только две субмарины на Тихоокеанском флоте («Магадан» и «Кузбасс») и три - на Северном («Пантера», прошедшая капремонт с модернизацией в 2006-2008 годах, «Тигр» и «Гепард»). «Акула», «Барнаул» и «Ак-Барс» уже списаны, другие либо находятся в резерве, либо проходят ремонт и модернизацию. А именно, в 2015 году ожидается окончание модернизации «Леопарда», в 2017-м - «Волка». Головная атомная подводная лодка проекта 971 - К-284 «Акула» - была построена в Комсомольске-на-Амуре и вошла в строй 30 декабря 1984 года. Следом за ней состав Тихоокеанского флота пополнили К-263 «Дельфин» (потом «Барнаул»; 1987), К-322 «Кашалот» (1988), К-391 «Кит» (потом «Братск», 1989), К-331 «Нарвал» (потом «Магадан», 1990), К-419 «Морж» (потом «Кузбасс», 1992) и К-295 «Дракон» (потом «Самара», 1995). На «Севмаше» первую лодку этого типа - К-480 «Ак-Барс» - сдали заказчику 30 декабря 1988 года. За ней последовали К-317 «Пантера» (1990), К-461 «Волк» (1991), К-328 «Леопард» (1992), К-154 «Тигр» (1993). В 1995 году вошла в строй подлодка К-154 «Тигр» с модифицированной конструкцией крепкого корпуса и новым оборудованием (время от времени ее проект обозначается как 971М). В конце концов, в 2001 году состав Северного флота восполнила К-335 «Гепард», отличающаяся не только лишь модифицированным корпусом, да и более нынешним оборудованием. Еще две субмарины проекта 971, заложенные на «Севмаше» в 1992 и 1993 годах (К-337 «Кугуар» и К-333 «Рысь»), по начальному проекту не достраивались. Их корпуса использовались для постройки подводных ракетоносцев проекта 955 - К-535 «Юрий Долгорукий» и К-550 «Александр Невский». Посреди 1990-х годов на «Амурском заводе» находились две недостроенные АПЛ проекта 971 «Щука-Б» - К-152 «Нерпа» и «Ирбис». Длительное время судьба их оставалась неясной. На «Нерпе» еще велись кое-какие работы, финансирование же постройки «Ирбиса» закончилось в 1996 году. Спасением для лодок стало подписание в январе 2004 года соглашения с Индией о достройке и передаче в аренду этой стране 2-ух подлодок. Достройка осуществлялась по откорректированному экспортному проекту 971 И. Сначало предполагалось, что «Нерпа» будет передана новенькому обладателю уже в августе 2007 года, но предприятие оказалось неспособным выдержать сроки. Ситуацию ухудшила трагедия в процессе испытаний 8 ноября 2008 года, когда из-за несанкционированного срабатывания системы пожаротушения погибли 20 человек. В конечном итоге лодка была передана Индии исключительно в январе 2012 года, получив заглавие «Чакра». Передача Индии 2-ой подлодки (бывшего «Ирбиса») планируется на 2018 год. По собственной конструкции лодка проекта 971 «Щука-Б» является двухкорпусной, одновальной, с "лимузинным" огораживанием выдвижных устройств и с высочайшим кормовым оперением, на котором расположен обтекатель для буксируемой антенны. Легкий корпус покрыт противогидроакустическим резиновым покрытием. Крепкий корпус металлической, выполнен из прочной стали с пределом текучести 100кгс/мм2 и поделён на 6 отсеков и румпельное отделение. При строительстве лодки употреблялся блочный способ. Оборудование монтировалось в амортизированных блоках и после сборки задвигалось вовнутрь крепкого корпуса и подсоединялось там к кабелям и трубопроводам бортовых систем. Амортизация блоков вела к уменьшению акустического поля корабля, не считая того, такая блочная конструкция значительно облегчала установка оборудования. На АПЛ использована развитая система двухкаскадной амортизации, существенно снижающая структурный шум. Все механизмы расположены на амортизированных фундаментах. Каждый блок изолирован от корпуса АПЛ резинокордными пневматическими амортизаторами, образующими 2-ой каскад виброизоляции. В конечном итоге лодка стала самой малошумной в российском флоте. Усилия создателей корабля увенчались фуррором, по уровню скрытности новый атомоход в первый раз в истории российского подводного судостроения затмил наилучший американский аналог - многоцелевую АПЛ 3-го поколения “Лос-Анджелес”. I отсек - торпедный, в его верхней половине размещены казенные части торпедных аппаратов и весь боезапас на автоматических и доп стеллажах. Под герметичным настилом, разделяющим верхнюю и нижнюю части отсека, размещено помещение 2-й палубы, на которой установлены стойки аппаратуры радиоэлектронного вооружения (РЭВ) - в главном гидроакустики, средства вентиляции и кондиционирования отсека и РЭВ, также батарейные автоматы. Под 2-й палубой - носовой и кормовой трюмы, посреди - аккумуляторная яма (АЯ), по бортам - цистерны ТРК. II отсек - четырехпалубный, конструктивно представляет собой единый амортизированный блок. На 1-й палубе размещены главный командный пост, рубки, аппаратура боевой информационно-управляющей системы (БИУС); 2-я и 3-я палубы заняты жилыми, публичными и мед помещениями. На 4-й палубе - стойки аппаратуры РЭВ, средства кондиционирования, общекорабельные системы. III отсек - вспомогательных устройств. Две его верхние палубы заняты рубками и аппаратурой, на нижних находится различное вспомогательное оборудование, включая компрессоры, холодильные машины, дизель-генераторную установку, водоотливные и осушительные насосы. В этом отсеке расположены все подъемно-мачтовые устройства, не считая перископов. IV отсек - реакторный. Верхнее помещение отделено от других крепкой палубой с био защитой. Под ней находится фактически помещение паропроизводящей установки (ППУ), разделенное на аппаратную и насосную выгородки. Сама ППУ подвешена на консольных опорах, заделанных в переборки. V отсек - турбинный, фактически весь отдан блочной паротурбинной установке (ПТУ). VI отсек - вспомогательных устройств. Через него проходит валопровод с основным упрямым подшипником в носу и уплотнением гребного вала в корме. За этим отсеком находится румпельное отделение, в каком расположено 5 управляющих гидравлических машин, также румпели и концы баллеров вертикального руля, огромных и малых кормовых горизонтальных рулей. За счет внедрения всеохватывающей автоматизации экипаж лодки удалось уменьшить до 73 человек (в том числе 33 офицера), что практически вдвое меньше численности экипажа американской АПЛ типа “Лос-Анджелес” (141 человек). По сопоставлению с АПЛ проекта 671РТМК «Щука» на новеньком корабле несколько усовершенствованы и условия обитаемости. Весь экипаж размещён во 2-м жилом отсеке в каютах. В других отсеках личный состав несёт вахту и делает свои служебные обязанности. В конструкции АПЛ проекта 971 «Щука-Б» были реализованы такие новаторские решения, как всеохватывающая автоматизация боевых и технических средств, сосредоточение управления кораблем, его орудием и вооружением в едином центре — главном командном пт (ГКП), применение всплывающей спасательной камеры (которая удачно прошла проверку на лодках 705-го проекта). Все главное оборудование и боевые посты расположены на амортизаторах в зональных блоках, представляющих из себя пространственные каркасные конструкции с палубами. Зональные блоки изолированы от корпуса лодки резинокордными пневматическими амортизаторами. Благодаря использованию зональных блоков удалось значительно уменьшить уровень акустического поля, обезопасить экипаж и оборудование от динамических нагрузок, также рационализировать технологию постройки корабля. АЭУ состоит из 1-го реактора водо-водяного типа на термических нейтронах ОК-650Б, мощью 190 мВт (в книжке Апалькова Ю.В. говорится о том, что таким реактором была оборудована только К-284, а на всех других ПЛ серии установлен реактор ОК-9ВМ) с 4-мя парогенераторами и паровой одновальной блочной паротурбинной установки с широким резервированием состава механизации. Мощность около 50.000 л.с. Два турбогенератора переменного тока. В качестве источника неизменного тока имеются две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя. В случае выхода из строя главной энергетической установки для следующего ее ввода предусмотрены аварийные источники электроэнергии. На борту корабля имеется дизель-генератор (два ДГ-300) с обратимым преобразователем на 800 л.с. (2 х 750 л.с.) с припасом горючего на 10 суток работы. Они созданы для выработки неизменного тока для гребных электродвигателей и переменного - для общекорабельных потребителей. В качестве движителя употребляется семилопастной винт неизменного шага с усовершенствованными гидроакустическими чертами и уменьшенной частотой вращения. Есть два подруливающих устройства с гребными электродвигателями неизменного тока мощью по 300 (410) л.с., обеспечивающие движение со скоростью до 5 узлов и служащие для маневрирования. Радиоэлектронное и гидроакустическое оснащение лодки в общих чертах совпадает с оборудованием проекта 945 «Барракуда» и содержит в себе: - гидроакустический комплекс МГК-540 «Скат-3» с цифровой обработкой сигналов, - навигационный комплекс «Симфония-У», - комплекс сателлитной радиосвязи «Молния-МЦ», - радиолокационный комплекс «Радиан» (МРКП-58 либо МРКП-59), - система галлактической связи «Цунами-БМ», - перископ «Сигнал-3», - перископ «Лебедь-11» либо «Лебедь-21». - станция обнаружения по кильватерному следу МНК-200-1 «Тукан» — начиная с К-322, не считая К-461, К-328 и экспортной К-152. Также, на лодке установлен особый аппаратный комплекс для управления крылатыми ракетами «Гранат». АПЛ проекта 971 «Щука-Б» получила массивное ударное вооружение, существенно превосходящее (по числу и калибру торпедных аппаратов, также ракетно-торпедному боекомплекту) потенциалы российских и забугорных подводных лодок аналогичного предназначения. Как и корабль проекта 945, новенькая лодка должна была вести борьбу с подводными лодками и корабельными группировками противника, производить минные постановки, вести разведку и участвовать в проведении операций специального предназначения. Вооружение состоит из четырёх 533мм ТА и четырёх 650мм ТА, с обычным для российских ПЛ носовым двухрядным расположением в верхней по высоте носовой оконечности. Под торпедными аппаратами находится выгородка с антенной ГАК. Боекомплект торпед - 40 единиц. Вероятна стрельба торпедами, крылатыми ракетами “Гранат”, подводными ракетами и ракето-торпедами (“Шквал”, “Водопад” и “Ветер”), также самотранспортирующимися минами. Часть боекомплекта может заменяться минами, постановка которых также осуществляется через ТА. Вооружение позволяет отлично биться с подводными лодками и надводными кораблями, также с высочайшей точностью поражать наземные объекты крылатыми ракетами. В 90-х годах на вооружение подводных лодок проекта 971 «Щука-Б» поступила всеприменимая глубоководная самонаводящаяся торпеда УГСТ, сделанная “НИИ морской теплотехники” и ГНПП “Регион”. Она пришла на замену электронной противолодочной торпеде УЭСТ-71М и высокоскоростной противокорабельной торпеде 53-65К. Новенькая торпеда создана для поражения подводных лодок и надводных кораблей противника. Мощная термическая энергетическая установка и значимый припас горючего обеспечивают ей большой спектр глубин хода, также возможность поражения скоростных целей на огромных дистанциях. Аксиально-поршневой движок на унитарном горючем и малошумный водометный движитель позволяют УГСТ развивать скорость более 50 узлов. Движитель без редуктора впрямую связан с движком, что, вместе с другими мерами, позволило существенно прирастить скрытность внедрения торпеды. На УГСТ применены двухплоскостные рули, выдвигающиеся за обводы торпеды после выхода ее из трубы ТА. Комбинированная акустическая аппаратура самонаведения имеет режимы локации подводной цели и поиска надводного корабля по его кильватерному следу. Имеется система проводного телеуправления (длина торпедной катушки - 25 км). Комплекс бортовых микропроцессоров обеспечивает надежное управление всеми системами торпеды при поиске и поражении цели. Необычным решением является наличие в системе наведения метода “Планшет”, моделирующего на борту торпеды тактическую картину в момент стрельбы, наложенную на цифровую картину акватории (глубины, рельеф дна, фарватеры). После выстрела данные обновляются с борта корабля-носителя. Нынешние методы присваивают торпеде характеристики системы с искусственным умом, что позволяет, а именно, использовать сразу несколько торпед по одной либо нескольким целям в сложной мишенной обстановке и при активном противодействии противника. Длина торпеды УГСТ - 7,2 м, масса - 2200 кг, масса взрывчатого вещества - 200 кг, глубина хода - до 500 м, скорость хода - более 50 уз., дальность стрельбы - до 50 км. Длится улучшение и ракето-торпед, входящих в состав вооружения АПЛ 971-го проекта. В текущее время они оснащаются новейшей 2-ой ступенью, представляющей собой подводную ракету АПР-3М (калибр 355 мм, масса 450 кг, масса БЧ 76 кг) с гидроакустической системой самонаведения, имеющей радиус захвата 2 км. Внедрение закона наведения с приспосабливающимся углом упреждения позволило сдвинуть центр группировки попаданий ракеты к середине подводной цели, поражая ее в крепкий корпус. На торпеде применен регулируемый турбо-водометный движок на смесевом высококалорийном горючем, обеспечивающий АПР-3М высшую скорость сближения с целью, затрудняющей применение противником средств гидроакустического противодействия. Скорость подводного хода ракеты – 18-30 м/с, глубина поражения цели - до 800 м, возможность поражения цели при среднеквадратичной ошибке целеуказания 300-500 м - 0,9. В то же время на основании Cоветско-американских договоренностей 1989 года из состава вооружения многоцелевых АПЛ были исключены системы орудия с ядерным снаряжением - ракето-торпеды “Шквал” и “Водопад” с СБП, также КР типа “Гранат”. РЭВ содержит в себе ГАК МГК-540 “Скат-3” с цифровой системой обработки инфы, в состав которого входят - носовая антенна, две бортовых антенны большой протяженности, также буксируемая протяженная антенна, размещенная в контейнере, расположенном на вертикальном оперении. Дальность обнаружения целей средством нового комплекса возросла по сопоставлению с Угасал, установленных на лодках второго поколения, втрое. Существенно сократилось и время определения характеристик движения цели. Не считая ГАК, АПЛ проекта 971 «Щука-Б» снабжены высокоэффективной, не имеющей глобальных аналогов системой обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу (установленная на лодке аппаратура позволяет фиксировать таковой след спустя многие часы после прохождения подводной лодки противника). На корабле установлены навигационный комплекс “Симфония-У”,комплекс радиосвязи “Молния-МЦ” с системой галлактической связи “Цунами” и буксируемой антенной. Технические свойства АПЛ проекта 971 «Щука-Б» Экипаж 73 человека (в том числе 31 офицер) Скорость (надводная) 11,6 узла Скорость (подводная) 33 узла Рабочая глубина погружения 520 м Предельная глубина погружения 600 м Автономность плавания 100 суток Водоизмещение надводное 8140 т Водоизмещение подводное 12 770 т Длина большая (по КВЛ) 110,3 м Ширина корпуса наиб. 13,6 м Средняя осадка (по КВЛ) 9,6 м Силовая установка - Атомная. 1 реактор типа ОК-650М (190 МВт) на термических нейтронах, два вспомогательных электродвигателя по 410 л.с.,лишь на 972МТ два дизель-генератора ДГ-300 по 750 л.с. 1 аварийный эд работающий от АБ Торпедно-минное вооружение - 4 х 650 мм ТА (12 торпед) - 4 х 533 мм ТА (28 торпед) Ракетное вооружение - РК Калибр для 533 мм ТА (ранее C-10 «Гранат»), заместо части торпед, подводные ракеты и ракето-торпеды, мины ПВО - ПЗРК «Стрела-3М», «Верба», 3 пусковых контейнера, 18 ракет

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!