
Начиная с 70-х годов прошедшего века мировой рынок неатомных подводных лодок фактически монополизировали верфи Федеративной Республики Германии. Хорошие «U-боты» 209-го проекта поставлялись флотам полутора 10-ов государств, а в Турции, Индии, Бразилии и Южной Корее была налажена их постройка по лицензии. Успехи других государств были еще скромнее. Пытаясь составить конкурентнсть германским субмаринам, французское судостроительное объединение DCN достигнуло от собственного правительства согласия на внедрение в экспортном проекте дизель-электрической подлодки ряда технологий, разработанных для атомных субмарин. Не считая того, была налажена кооперация с испанской компанией «Navantia». Плодом сотрудничества стал проект подлодки «Scorpene».
«Scorpene» является средней многоцелевой подводной лодкой с неядерной силовой установкой, созданной для борьбы против надводных и подводных целей, ведения разведки, поддержки операций сил специального предназначения, постановки наступательных минных заграждений, воплощения дозорных и блокадных действий. Наружные очертания ПЛ отличаются совсем новейшей гидродинамической формой, что в купе с установленными на огораживании рубки рулями глубины очень припоминает атомную субмарину типа «Rubis». Благодаря новейшей форме корпуса удалось не только лишь понизить гидродинамическое сопротивление движению, да и значительно сделать лучше шумовые свойства лодки. Понижению шумности служит и обширное применение эластичных фундаментов при монтаже оборудования. «Scorpene» выполнена по однокорпусной схеме. Легкая надстройка, выполненная из композиционных материалов, закрывает крепкий корпус сверху и в носовой оконечности. Все наружные поверхности корпуса покрыты панелями звукоизолирующего материала.
Благодаря высочайшей степени автоматизации численность экипажа подлодки удалось уменьшить до 31 человек - 6 офицеров и 25 старшин и матросов. Но, имеется 6 доп мест с откидными кроватями — для кадетов либо коммандос. Повседневное управление субмариной производит вахта из 9 человек. Имеющиеся припасы обеспечивают лодке автономность в 70 суток. Сокращение численности экипажа рассматривается проектировщиками как одно из принципиальных мероприятий, направленных на понижение средств по эксплуатации субмарин.
Базу силовой установки «Scorpene» составляет движок «Magtronic» конторы «Jeumont Electric». От германского соперника - мотора «Пермасин» компании «Сименс» - французское изделие отличается более эргономичной конструкцией, облегчающей доступ к узлам при техническом обслуживании и ремонте. Он приводит в движение семилопастный гребной винт Дизель-генераторы использовали испытанные - германской компании MTU. Подводные лодки типа «Scorpene» оборудуют встроенной тактической системой боевого управления SUBTICS (Submarine Tactical Integrated Combat System). Она интегрирует детекторы, средства навигации и связи, подсистему управления боем «Аквариус» и средства регулирования орудием. Для управления и контроля всех этих частей служит планшет тактической обстановки и 6 функциональных консолей, любая из которых снабжена 2-мя цветными мониторами. ПЛ оборудована гидроакустическим комплексом «Талес»TSM 2233. В его состав заходит Угасал с носовой цилиндрической антенной, активные и пассивные бортовые антенны, буксируемая антенна, противоминная Угасал, также устройство для замера личных шумов. Не считая того, лодка оборудована навигационной РЛС «Келвин-Хьюз» модели 1007 и пассивной системой радиотехнической разведки AR-9000. Подлодка вооружена шестью 533-мм торпедными аппаратами с боекомплектом 18 торпед. Может быть также применение ПКР «Exocet» SM-39.
Первым заказчиком «Scorpene» стали ВМС Чили. Договор на две лодки был подписан в декабре 1997 года, а в 2005 и 2006 годах субмарины «О'Хиггинс» и «Каррера» вошли в состав флота. В 2002 году две подлодки заказала Малайзия. Субмарины, получившие наименования «Танку Абдул Рахман» и «Тун Разак», вошли в строй в 2009 году. При выполнении чилийского и малайзиского договоров одна лодка строилась в Испании, а другая - во Франции. Французская верфь сделала носовые части всех субмарин, а испанская - кормовые. Наи6олее большим в текущее время заказчиком ПЛ типа «Scorpene» является Индия, 6 октября 2005 года подписавшая договор на общую сумму 3,5 миллиардов баксов, предусматривающий приобретение 6 таких субмарин. Они все строятся по лицензии в Индии - на верфи «Мазагон Док Лтд» в Мумбае. Головная «Кальвари» передана флоту в декабре 2017 года, а «Кхандери» - в марте 2018-го. Последним по времени покупателем «Scorpene» стала Бразилия, заказавшая 23 декабря 2008 года четыре ПЛ. Так же как и Индия, эта страна строит «Scorpene» по лицензии - на верфи «Арсенал до Маринья» в Рио-де-Жанейро. Ожидается, что 1-ая ПЛ «Риахуэло» вступит в строй в 2018 году. Любопытно, что договор предугадывает опцию на постройку и пятой субмарины - но уже атомной, с реактором бразильской разработки.
Технические свойства
Скорость (надводная) - 12 узлов
Скорость (подводная) - 20 узлов
Рабочая глубина погружения - 200 метров
Предельная глубина погружения - 280 метров
Автономность плавания - 50 суток
Экипаж - 31 чел
Водоизмещение надводное - 1565 тонн
Водоизмещение подводное - 2000 тонн
Длина большая (по КВЛ) 70 метров
Ширина корпуса наиб. 6,2 метра
Средняя осадка (по КВЛ) 5,8 метров
Торпедно-минное вооружение - 6 ТА калибра 533 мм, припас 18 торпед; либо до 30 мин
Ракетное вооружение - Вероятна установка ПКР Exocet
Источник: dogswar.ru