
Знаковый шаг развития корабельного состава Морских частей Погранвойск пришелся на конец 1970-х гг., когда в связи с расширением операционной зоны морских пограничников и необходимостью держать под контролем как воды территориального моря, так и 200-мильную исключительную экономическую зону и зону континентального шельфа, корабельно-катерный состав Погранвойск пополнился пограничными сторожевыми кораблями проектов 12412 («Молния-2»), строившимися на Ярославском судостроительном заводе для Европейской части СССР (10 ПСКР) и на Владивостокском судостроительном заводе - для Далекого Востока (9 ПСКР), также ПСКР проекта 1124П, сделанных на базе «флотских» малых противолодочных кораблей проекта 1124 «Альбатрос».
И, в конце концов, потом пограничники получили самые массивные по вооружению и владеющие неограниченной мореходностью ПСКР проекта 11351 (шифр «Нерей»), разработку которого группа профессионалов Северного проектно-конструкторского бюро вела на базе корпуса, основных устройств и главного оборудования флотского сторожевого (противолодочного) корабля проекта 1135 (шифр «Буревестник»), получившего по принятой в США и НАТО систематизации шифр «Кривак» (Krivak).
Мысль сотворения сторожевых противолодочных кораблей проекта 1135 появилась у военно-политического управления Русского Союза, напомним, в первой половине 1960-х гг. Обстоятельств тому было сразу несколько:
- во-1-х, тогдашние мощи российскей судостроительной индустрии, как оказывается, чуть могли совладать с большим объемом заказов русского ВМФ в части постройки огромных противолодочных кораблей (БПК), призванных обеспечить русскому флоту реальную возможность по действенной борьбе с нынешними, в большей степени атомными подводными лодками ВМС США и союзников Америки по НАТО и другим существовавшим в то время «антисоветским» военным и военно-политическим блокам;
- во-2-х, высочайшая цена и конструктивная и технологическая сложность постройки и эксплуатации БПК повсевременно довлели над командованием Военно-Морского Флота СССР, заставляя его находить другие методы решения задачки увеличения способностей российских сил противолодочной обороны;
- в-3-х, выше обозначенные предпосылки в конечном итоге суммарно приводили к тому, что у командования ВМФ обыденно не хватало противолодочных кораблей для с одной стороны - формирования корабельных поисково-ударных групп для действий в океанской и далекой морской зонах, а с другой - для обеспечения задач противолодочной обороны в ближней морской зоне и решения конвойных и других задач, обычно возлагаемых на сторожевые корабли.
В итоге командованием ВМФ и управлением оборонной индустрии был найден компромисс. В дополнение к массивным БПК было решено сделать и вывести в достаточно крупную серию противолодочные корабли наименьшего, по сопоставлению с БПК, водоизмещения и, соответственно, наименее дорогие в постройке и обслуживании, но владеющие тактико-техническими элементами и противолодочными вооружением и оборудованием, обеспечивающими им - в отличие от «артиллерийских» сторожевиков предшествующего поколения - способность без помощи других решать задачки по обеспечению противолодочной обороны в ближней морской зоне и учавствовать в совместных с другими силами и средствами поисково-противолодочных операциях в удаленных районах Мирового океана. Последнее позволяло, не считая того, решить еще одну важную задачку - восполнить недочет, ощущавшийся командованием русского ВМФ в отношении больших противолодочных кораблей (т.е. БПК), что имело место ввиду обозначенной выше нехватки мощностей российскей судостроительной индустрии.
В согласовании с данной концепцией, в 1964 году ВМФ выдал ЦКБ-53 тактико-техническое задание на разработку 1135-го проекта сторожевого корабля ПЛО, которому был присвоен шифр «Буревестник». В согласовании с ТТЗ ВМФ, главным предназначением корабля являлось долгое патрулирование с целью поиска и поражения подводных лодок противника и охранения кораблей и судов на переходе морем. Выданное флотом тактико-техническое задание предусматривало необходимость сотворения корабля полным водоизмещением 2100 т, в состав комплекса вооружения которого должны были войти комплекс противолодочного управляемого ракетного вооружения - ПЛРК УРПК-4 «Метель» - с наводящейся в горизонтальной плоскости счетверенной пусковой установкой КТ-М-1135 и системой управления «Муссон» с возможностью получения данных целеуказания как от корабельных средств обнаружения (гидроакустической станции), так и от наружных источников целеуказания (гидроакустические станции других кораблей и вертолетов); комплекс торпедного вооружения в составе 1-го четырехтрубного торпедного аппарата для стрельбы противолодочными самонаводящимися торпедами калибра 533 мм и системы управления торпедной стрельбой; две реактивные бомбометные установки РБУ-6000 с нужным припасом реактивных глубинных бомб, также зенитный ракетный комплекс близкого рубежа «Оса-М» с одной автономной убирающейся под палубу пусковой установкой (ПУ) балочного типа (две направляющих для зенитных управляемых ракет на ПУ и боезапас 20 ракет на установку) и две 76,2-мм всеприменимые двухствольные артиллерийские установки АК-726 с радиолокационной системой управления стрельбой МР-105 «Турель» (необходимо подчеркнуть, что в согласовании с техническим проектом, приготовленным спецами ЦКБ-53, в перспективе по мере надобности предусматривалась возможность подмены 76,2-мм артустановок на более массивные 100-мм артустановки - это было изготовлено уже на кораблях проекта 1135М). Действенное обнаружение подводных лодок должна была обеспечить гидроакустическая станция типа «Титан» (МГ-325).

Вобщем, еще на шаге эскизного проектирования в 1965 г. было решено прирастить число 533-мм четырехтрубных торпедных аппаратов до 2-ух, также установить на корабль очередной ЗРК типа «Оса-М». На последующем шаге - в рамках утверждения технического проекта корабля - совместным решением на борту сторожевика «прописалась» к тому же мощная буксируемая гидроакустическая станция переменной глубины «Вега». В конечном итоге на корабле имелось уже два гидроакустических комплекса: МГ-332 с антенной в носовом бульбовом обтекателе и МГ-325 с буксируемой антенной переменной глубины погружения. Такое сочетание - подкильная и буксируемая антенны - позволяло, по расчетам разработчиков, поднять дальность обнаружения подводных лодок противника практически втрое и обеспечивало кораблю возможность стабильно поддерживать контакт с подводной лодкой на дистанциях до 100 кабельтовых. Сразу, втрое должна была вырасти и поисковая производительность. Совсем главные тактико-технические элементы на проект 1135 были утверждены Решением Совета Министров СССР за №671-219 от 14 июля 1967 г.
По инфы создателя, в процессе проектирования корабля рассматривалось несколько вариантов главной энергетической установки: котло-турбинная установка (КТУ), комбинированная газо-газотурбинная установка (ГГТУ) и комбинированная дизель-газотурбинная установка (ДГТУ). После кропотливого исследования черт всех 3-х типов главной энергоустановки и их способностей по обеспечению кораблю проекта 1135 способности решения возлагаемых на него задач создатель и заказчик решили приостановить собственный выбор на газотурбинной установке с маршевой частью и возможностью работы хоть какого из маршевых газотурбинных движков на оба вала. В итоге двухвальная ГЭУ кораблей проекта 1135 включала в собственный состав два автономных маршевых и два форсажных агрегата, при этом для увеличения - приблизительно на 25% - экономичности хода сторожевика на малых, до 14 узлов, ходах создателем была внедрена отключаемая редукторная передача легкой конструкции, более популярная как маршевая редукторная приставка, защищенная авторским свидетельством и обеспечившая возможность работы одним маршевым движком - хоть каким из них - сразу на оба гребных вала на рациональном режиме с мало вероятным расходом горючего. Включение данной приставки производилось фрикционно-кулачковыми муфтами.
В целях понижения уровня личных шумов, что было очень принципиально для корабля - охотника за неприятельскими подводными лодками, все узлы газо-газотурбинного агрегата располагались на резино-металлических амортизаторах, а маршевые газотурбинные движки (ГТД), их редукторы и маршевая редукторная приставка монтировались на навесных платформах с применением двухкаскадной амортизации (платформы крепились к судовому фундаменту через 2-ой каскад амортизаторов). Особо необходимо подчеркнуть, что на кораблях проекта 1135 в первый раз в мире были использованы реверсивные газотурбинные движки, которые в конечном итоге дозволили повысить не только лишь маневренность, да и надежность редукторов, из конструкции которых из-за этого были исключены элементы гидрореверса. Посреди нововведений, внедренных на проекте 1135, был и автоматический высокоэффективный успокоитель качки типа УКА-135, обеспечивавший 3,5-4-кратное умерение бортовой качки до амплитуды 8-10 градусов.
Почти во всем высочайшие боевые способности «Буревестникам» и положительные отзывы моряков обеспечили те новаторства, которые были внедрены в проекте, в том числе: уникальная газотурбинная основная энергетическая установка; особая маршевая редукторная приставка для газо-газотурбинной установки; новые гидроакустические станции с антенной в носовом бульбовом обтекателе и буксируемой антенной переменной глубины погружения, также противолодочный ракетный комплекс «Метель» с рядной пусковой установкой (в отличие от огромных противолодочных кораблей, строившихся в то время, пусковые трубы установки были скомпонованы не в «квадратные» счетверенные пакеты, а размещались в один горизонтальный ряд). В первый раз на кораблях такового класса появился также автоматический боевой информационный пост (БИП). Вот на базе этого отлично себя зарекомендовавшего и снаряженного передовыми вооружением и разными системами противолодочного корабля и было решено создавать мощнейший сторожевик для пограничников.
28 января 1977 г. приказом министра судостроительной индустрии СССР за №0070 спецам Северного ПКБ было доверено выполнить научно-исследовательскую работу, в рамках которой надлежало проработать варианты пограничного сторожевика с разными составом вооружения, главными размерениями и водоизмещением. После анализа предложенных вариантов заказчиком было принято решение создавать для Морских частей (МЧ) Пограничных войск (ПВ) КГБ СССР новый пограничный сторожевик на базе сторожевого корабля проекта 1135, используя в качестве базы его корпус, главные механизмы и главное оборудование и вооружение, исключая не характерное его назначению. Соответственное тактико-техническое задание, утвержденное совместным решением Министерства судостроительной индустрии, командования ВМФ и управления КГБ СССР за №С-13/01566 от 5 июня 1979 г., было выдано Северному проектно-конструкторскому бюро. Кораблю присвоили номер проекта 11351 и шифр «Нерей». В честь соответственного древнегреческого бога - 1-го из более возлюбленных и чтимых в древнегреческой мифологии богов моря, изображавшимся в виде хорошего, мудрейшего и справедливого старца, олицетворявшего собой спокойствие и величавость океана и обещавшего мореплавателям счастливого плавания.
Главное назначение нового пограничного сторожевого корабля (ПСКР) определялось последующим образом: несение дозорной службы; охрана (контроль) широких морских акваторий на Севере и Далеком Востоке, в особенности - в 200-мильной исключительной (уникальной) экономической зоне; борьба с различного рода контрабандой (сначала - с ведением нелегального рыбного промысла на Тихом океане); также решение - в случае появления таковой необходимости - задач противолодочной обороны, без помощи других либо во содействии с кораблями ВМФ, также воплощение охранения отрядов боевых кораблей, десантных отрядов и конвоев.

В процессе проектирования ПСКР проекта 11351 «Нерей» взятые за базу с проекта 1135 корпус, основная энергоустановка, также главные механизмы и оборудование корабля остались предыдущими, а главные конфигурации задели состава вооружения: с пограничного сторожевика «исчезли» противолодочный ракетный комплекс «Метель» и кормовой зенитный ракетный комплекс «Оса-М», а гидроакустические станции «Титан» и «Вега» поменяли комплексами «Платина» и «Бронза» соответственно. Также был изменен и состав артиллерийского вооружения - в носовой части расположили 100-мм артустановку АК-100, а в кормовой части побортно - две 30-мм скорострельные шестиствольные артустановки АК-630М. Не считая того, на корме появилась взлетно-посадочная площадка (ВПП) и ангар для неизменного базирования поисково-спасательного вертолета Ка-27ПС (последнее было обеспечено за счет отказа от кормового ЗРК и 2-ой 100-мм артустановки). Остальное противолодочное вооружение кораблей семейства 1135 - реактивные бомбометы РБУ-6000 и 533-мм торпедные аппараты - были оставлены без конфигураций, что позволяло решать второстепенную задачку - биться с подлодками противника. Также предусматривалась замена части радиотехнического вооружения корабля. А именно, радиолокационная станция (РЛС) МР-310 должна была уступить место более совершенной РЛС типа «Фрегат».
В итоге водоизмещение нового корабля - ПСКР проекта 11351 «Нерей» - возросло на 300 т (при сохранении других кораблестроительных частей корабля по сути фактически постоянными), но в конечном итоге на свет появился всеприменимый корабль с полностью равновесными чертами и комплексом вооружения, позволявшим решать все задачки по главному назначению корабля. Технический проект нового пограничного сторожевика был утвержден 18 июня 1980 г., а 14 августа будущего года свершилась закладка головного корабля.
В целом ПСКР проекта 11351 «Нерей» повторяет особенности архитектурно-конструктивного типа «флотского» СКР проекта 1135, такие как: округленные обводы корпуса с малыми углами заострения ватерлиний; удлиненный до 163-го шпангоута полубак; большой разрушение шпангоутов в носовой части; клиперский форштевень; строительный дифферент на нос; островные надстройки - без расширительных соединений (правда надстройки были перепроектированы - в согласовании с новым главным назначением корабля и в свете конфигураций, вносимых в конструкцию и состав вооружения и оборудования пограничного сторожевика); двойное дно; плоская низкая корма; бульбовый обтекатель в носовой части для антенны гидроакустической станции; мощная дымовая труба и пр. Посреди главных различий нового сторожевика - оборудованные в кормовой части ВПП и ангар для вертолета типа Ка-27 (под вертолетной площадкой была оборудована выгородка для буксируемой антенны гидроакустического комплекса МГК-345 «Бронза»), также разные конструктивные конфигурации, связанные с необходимостью размещения на корабле новых комплексов вооружения и систем.
Система набора корпуса - продольная (227 шпангоутов, две платформы, две палубы, полубак). Внутреннее место разбито 13 водонепроницаемыми переборками на 14 отсеков. Корпус - металлической, с применением стали марки 10ХСНД (СХЛ-4), а в местах большей концентрации напряжений у вырезов и в районе окончания полубака - с применением прочной стали марки АК-25. Надстройки и внутренние переборки помещений - из алюминиево-магниевого сплава АМг-61, при этом на семействе 1135 в первый раз было использовано соединение переборок из алюминиево-магниевого сплава со железным корпусом при помощи привариваемых биметаллических вставок (заместо клепаных соединений), позволивших исключить образование гальванических пар. Подчеркнем, что обширное применение алюминиево-магниевого сплава в свое время стало одной из основных технологических особенностей проекта 1135. Из данного сплава изготавливались как надстройки и внутренние переборки помещений, так и дымовая труба и мачты. Очередной таковой особенностью стало применение титанового сплава для производства сложных по конфигурации обтекателей подкильной и буксируемой Угасал. При этом носовой бульбовый обтекатель был доработан.
Фактически не перетерпела существенных конфигураций и основная энергетическая установка корабля (ГЭУ), также надлежащие системы. ГЭУ практически стопроцентно повторяла ГЭУ кораблей проекта 1135 как по составу, так и по расположению ее агрегатов на корабле. Исключение составляли только некие агрегаты, имевшие иную марку (модель). Тип главной энергетической установки - комбинированная газо-газотурбинная (ГГТУ) типа М7 с 2-мя маршевыми реверсивными ГТД с 2-мя редукторами и 2-мя главными (форсажными) реверсивными ГТД с 2-мя редукторами, с маршевой редукторной приставкой (редуктор передачи мощи на другой борт), с совместной работой маршевых и форсажных газотурбинных движков (ГТД) и с механической передачей мощи на гребные валы.
1-ые три ПСКР проекта 11351 «Нерей» получили ГЭУ с газогазотурбинным агрегатом типа М7К в составе:
- маршевые ГТД - два типа М62 (Д063) наибольшей мощью по 9000 л.с.;
- форсажные ГТД - два типа М8К (ДК59) номинальной мощью по 20000 л. с.;
- редукторы маршевых движков - два типа Р063;
- редукторы форсажных движков - два типа Р058;
- маршевая редукторная приставка - типа Р1063.
Другие же корабли проекта 11351 «Нерей» получили ГЭУ с агрегатом типа М7Н в составе:
- маршевые ГТД - два типа ДС71 наибольшей мощью по 8500 л.с., отличавшиеся от ГТД типа М62 наилучшей экономичностью и практически вдвое наименьшими габаритами;
- форсажные ГТД - два типа ДТ59 номинальной мощью по 22500 л. с., имевшие наилучшую топливную экономичность по сопоставлению с предшественником;
- редукторы маршевых движков - два типа Р063;
- редукторы форсажных движков - два типа Р058;
- маршевая редукторная приставка - типа Р1063.
Количество гребных валов и тип движителей - два гребных валопровода, два бронзовых пятилопастных гребных винта фиксированного шага (ВФШ). В состав электроэнергетической системы корабля входили две электростанции: носовая - с 3-мя дизель-генераторами (ДГ) и кормовая - с 2-мя ДГ. Все 5 ДГ - типа ДгАГ-500/Г-АШ (ДГАС-500/1МШ) мощью по 500 кВт. Не считая того, потребителей пара обеспечивали два вспомогательных паровых котла производительностью 1-1,6 т пара в час. Основная энергоустановка корабля обеспечивала ему последующие свойства - при обычном водоизмещении:
- скорость хода наибольшая - 30,2-31,16 уз.,
- скорость полного фронтального хода - 29,3 уз.,
- скорость хода финансовая - 14,0-14,31 уз.,
- скорость хода финансовая боевая - 18,0-18,15 уз.,
- дальность плавания экономическим ходом - 3197-3636 миль (полный припас горючего) / 4220-4769 миль (больший припас горючего),
- дальность плавания боевым экономическим ходом - 2503 мили (п. з. т.) / 3284 мили (нб. з. т.),
- дальность плавания наибольшим ходом - 757 - 874 мили (п.з.т.) / 961 - 1150 миль (нб. з. т.).
Вооружение пограничных СКР проекта 11351 «Нерей» включало различный комплекс ракетно-артиллерийского ударного и зенитного, противолодочного и авиационного вооружения, также средств радиоэлектронной борьбы.
Зенитный ракетный комплекс «Оса-МА» (4К-33). Предназначается для самообороны корабля от средств воздушного нападения и, как доп задачка, для поражения надводных целей. Включает в собственный состав одну двухбалочную пусковую установку ЗИФ-122, подъемный элемент которой в походном положении находится убранным под палубу в погребе, а при переводе в боевое положение - подымается оснащенным 2-мя ракетами и готовым к стрельбе. Перезаряжание производится в погребе с опусканием туда подъемного элемента. Боезапас - 20 зенитных управляемых ракет 9М-33М - находится в 4 барабанах по 5 ракет в погребе. Система управления ракетной стрельбой - 4Р-33А (для ЗРК «Оса-МА2» - 4Р-33АМ). Наведение ракеты на цель - радиокомандное, целеуказание - от корабельных средств радиотехнического вооружения, также без помощи других средством своей РЛС комплекса. Начиная с ПСКР «Воровский», на кораблях ставился ЗРК «Оса-МА2», который мог работать по воздушным целям уже с высоты 5 м, тогда как «Оса-МА» мог делать это с высоты 25 м. При этом на ЗРК «Оса-МА2» могли применяться уже ракеты типов 9М33М, 9М33М1 либо 9М33М5.
100-мм/60 артиллерийская установка АК-100. Размещена в носовой части корабля и создана для решения широкого круга задач. Боезапас - 500 выстрелов (осколочно-фугасный УОФ-58, зенитные УЗС-58 и УЗС-58Р). Система управления артиллерийским огнем - МР-114 «Лев» («Менжинский» и «Дзержинский») либо МР-145 «Лев» (другие корабли). Запасная система управления стрельбой - башенное оптическое прицельное устройство «Конденсатор-214А». Также имелась система гироскопической стабилизации «Надир-М-11351».
30-мм артиллерийские установки АК-630М. Две скорострельные шестиствольные установки с расположением стволов во вращающемся блоке (система Гатлинга). Созданы для поражения воздушных, надводных и наземных целей, ликвидирования плавающих мин и пр. Боезапас - 12000 выстрелов. Система управления артиллерийским огнем - МР-123 «Вымпел-А».
Торпедное вооружение. Два 533-мм четырехтрубных торпедных аппарата ЧТА-53-1135 для стрельбы противолодочными (СЭТ-65) либо противокорабельными (53-65К) торпедами (обычно торпедные аппараты снаряжались последующим образом - четыре противолодочные и четыре противокорабельные торпеды). Без способности перезарядки в море. Корабельная система управления стрельбой - типа СУ-504А «Дракон-1135»;
Реактивное бомбометное вооружение. Две 213-мм 12-ствольные реактивные бомбометные установки РБУ-6000 («Смерчь-2»). Боезапас - 96 реактивных глубинных бомб РГБ-60 с взрывателями УДВ-60. Система управления стрельбой - СУ-504А. Целеуказание комплексам торпедного и реактивного бомбометного вооружения может поступать от корабельных гидроакустических средств.
Минное орудие. Противолодочные мины -четыре типа ПМР либо 10 типа КСМ.
Авиационное вооружение. Один вертолет типа Ка-27. Обычно на кораблях базируется вертолет Ка-27ПС. Для базирования вертолета предусмотрены ангар, взлетно-посадочная площадка, также соответственное светотехническое и навигационное оборудование и системы управления. Штатное вооружение вертолета в противолодочном варианте - Ка-27ПЛ - включало 6 противолодочных торпед (авиационных ракет), радиогидроакустические буи РГБ-НМ-1 (216 штук) и ориентирные дневные и ночные авиабомбы ОМАБ-Д и ОМАБ-Н (по 12 бомб каждого типа).
Противодиверсионное. Может быть размещение 2-ух противодиверсионных гранатометов - вначале типа МРГ-1 (боезапас 430 гранат, в том числе РГ-55 - 420 гранат, СПП - 10 гранат), а потом - возможно, палубный ДП-65 либо ручной ДП-64.
Системы радиоэлектронной борьбы. Четыре 16-ствольные 82-мм пусковые установки комплекса выстреливаемых помех ПК-16, расположенные в кормовой части корабля, и восемь 10-ствольных 122-мм ПУ комплекса выстреливаемых помех ПК-10, расположенные на носовой надстройке. ПК-10 ставился на кораблях, начиная с ПСКР «Имени 70-летия пограничных войск». Также имелся комплекс радиоэлектронной борьбы МП-401С «Старт-С» (РЛС радиотехнической разведки и постановки активных помех).
Радиотехническое вооружение. Вначале предполагалось, что пограничные сторожевые корабли проекта 11351 получат более совершенное радиотехническое вооружение, чем то, что было установлено на кораблях «чистого» проекта 1135. Но, как это достаточно нередко бывает, по различным причинам, включая срыв сроков разработки новых изделий, 1-ые два «Нерея», сторожевики «Менжинский» и «Дзержинский», заместо РЛС ОВНЦ типа МР-750 «Фрегат-МА3» получили РЛС типа МР-310А «Ангара-А». Боевая информационно-управляющая система - МИЦ-225 «Сапфир-У7». Навигационные радиолокационные станции - две НРЛС типа МР-212/201 «Наяда» и одна НРЛС типа МР-220 «Рейд» (с зав. №205 - НРЛС типа МР-225 «Рейд-М»).
Гидроакустическое вооружение корабля включало в состав два гидроакустических комплекса (ГАК) и несколько гидроакустических станций (Угасал):
- сокращенный набор - без буксируемой части - ГАК МГК-335С «Платина» с антенной в носовом бульбовом обтекателе (с ПСКР «Дзержинский» - МГК-335МС);
- ГАК МГ-345 «Бронза» с буксируемой/опускаемой антенной;
- Угасал звукоподводной связи МГ-26 «Хоста» либо МГ-35 «Штиль»;
- Угасал приема сигналов гидроакустических буев МГС-407,
- также две Угасал обнаружения диверсионных сил и средств типа МГ-7 «Паллада».
Также на первых 5 ПСКР проекта 11351 «Нерей» была установлена станция обнаружения термического кильватерного следа субмарин МИ-110КМ, но, как утверждается в русских источниках, они были сняты с вооружения в 1990-е гг. На следующих кораблях станция не ставилась -по причине не высочайшей ее боевой продуктивности. Комплекс средств связи Р-785-3 «Тайфун-3», а начиная с ПСКР «Воровский» на кораблях ставился уже комплекс Р-782-6-1 «Буран-6».
Серийную постройку пограничных сторожевиков проекта 11351 «Нерей» производил Керченский судостроительный завод «Залив» (с 21 мая 1976 г. - Керченский ССЗ «Залив» им. Б.Е. Бутомы). Он был подключен к программке СКР проекта 1135 в августе 1969 г., которые не считая него строили также Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (г. Калининград, в программке - с июля 1968 г.) и Ленинградский судостроительный завод им. А.А. Жданова (г. Ленинград, с апреля 1974 г.). Вначале планировалось выстроить серию из 12 кораблей, но распад Русского Союза оборвал эти планы. Головной корабль проекта 11351 «Нерей», получивший имя «Менжинский» (фабричный №201; заказ С-201), был зачислен в списки кораблей МЧ ПВ КГБ 24 января 1980 г. и заложен на стапеле верфи 14 августа 1981 г.
Тактико-технические элементы ПСКР проекта 11351 «Нерей»:
Экипаж - 195 человек.
Водоизмещение стандартное - 3170-3274 т,
Водоизмещение обычное - 3355-3458 т,
Водоизмещение полное - 3540-3641 т,
Водоизмещение наибольшее - 3670-3774 т,
Длина большая - 122,87-122,99 м,
Длина по корабельной ватерлинии (КВЛ) - 112,82-112,99 м,
Ширина большая - 14,18-14,22 м,
Ширина по КВЛ - 13,18-13,20 м;
Осадка средняя при полном водоизмещении - 4,71-4,80 м,
Осадка большая при наивысшем водоизмещении - 7,41-7,72 м,
Тип и мощность ГЭУ - газогазотурбинная, 67648 л. с.,
Скорость полного хода - 29,3-30,2 уз.,
Финансовая скорость хода - 14,0-14,3 уз.,
Дальность плавания экономическим ходом - 2503-3284 мили,
Автономность по припасам провизии (14,4 т) 30 сут.,
Мореходность - неограниченная
Источник: dogswar.ru