ArtGuns » Военный флот » Подводные лодки типа «Scorpene» (Франция)

Подводные лодки типа «Scorpene» (Франция)

28 апрель 2025, Понедельник
2
0
В текущие годы Париж интенсивно продвигает на международном рынке военно-морской техники НАПЛ типа «Scorpene» (Scorpène class). При этом уже само заглавие этой субмарины вроде бы кидает вызов возможным соперникам и визави. Ведь «скорпена» - это морской ерш, достаточно страшная в природе рыба. Так что такое заглавие новенькому типу подлодок было дано совершенно не случаем - эти подлодки вправду могут очень больно «уколоть» противника. Проектирование неатомной подводной лодки типа «Scorpene», которые в ближайшее время продвигаются на международном рынке военно-морской техники под обозначением Scorpene 2000, было начато в конструкторском бюро французского кораблестроительного гиганта DCN еще сначала 1990-х годов. Заметим, что данная компания является одним из наистарейших в семье кораблестроительных компаний Европы - ее историю принято вести от военной судоверфи, строительство которой было начато в 1631 году по приказу самого кардинала Ришелье. Долгое время эта и другие верфи находились в прямом ведении страны и соответственного министерства, но потом на их базе было решено сформировать компанию, в какой правительство обладало бы контрольным пакетом акций. При этом ей поручались проектирование и строительство как военных, так и штатских судов, также работа на экспорт. На оканчивающем шаге Прохладной войны такая кораблестроительная компания носила заглавие DCAN (Direction des Constructions et Armes Navales, в дословном переводе с французского - «Управление военного судостроения и вооружения»), но в 1991 году она была переименована в DCN (Direction des Constructions Navales, в дословном переводе - «Управление кораблестроения»). Потом, в 2007 году на базе компании DCN, также компании «Armaris», представлявшей собой совместное предприятие компаний DCN и «Thales Group», и компании MOPA2, отвечавшей за постройку нового французского авианосца, была сотворена новенькая компания, получившая заглавие DCNS (Direction des Constructions Navales). Ну, a та, в свою очередь, в 2017 году была преобразована в судостроительную группу «Naval Group». Вобщем, предпроектные проработки неатомной субмарины последнего поколения начались еще несколькими годами ранее. Потом к французам присоединилась и главная испанская кораблестроительная компания Izar (потом преобразована в новый судостроительный концерн - Navantia). При этом французы пошли на кооперацию с испанцами в вопросе строительства и совместного продвижения на наружном рынке «Scorpene» с целью сделать самую большую конкурентнсть собственному главному конкуренту в этой сфере военного судостроения - германскому судостроительному концерну HDW (Howaldtswerke-Deutsche Werft), который посреди зарубежных, не русских, компаний долгие и длительные годы занимал пальму первенства в области постройки на экспорт подводных лодок с обыкновенными энергоустановками. Следует особо отметить тот факт, что создатель - может быть, в целях еще большего увеличения востребованности посреди забугорных заказчиков собственной многообещающей субмарины - сразу повел работы в направлении сотворения целого семейства новых неатомных подводных лодок, различавшихся по своим тактико-техническим элементам и обладавшим различным боевым потенциалом. Были проработаны последующие модификации субмарины класса «Scorpene»: - базисная модель (Scorpene Basic, в текущее время носит обозначение СМ-2000) - представляет собой подводную лодку с обыкновенной дизель-электрической главной энергетической установкой (ГЭУ); - базисная модель с ВНЭУ (Scorpene Basic - AIP, в текущее время - АМ-2000 - AIP) - отличается от предшествующей версии в главном наличием в составе ГЭУ воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ) типа MESMA, которая является по собственному статусу вспомогательной и позволяет значительно прирастить время непрерывного пребывания ПЛ под водой и повысить скрытность ее действий; - малогабаритная модель (Scorpene Compact, в текущее время - СА-2000) - данная субмарина комплектуется комбинированной главной энергетической установкой, включающей в собственный состав типовую дизель-электрическую энергоустановку и ВНЭУ, также имеет наименьшие главные размерения и водоизмещение (в том числе за счет сокращения количества торпедных аппаратов и уменьшения боекомплекта для них), что, по воззрению профессионалов, позволяет использовать ее в мелководных и очень стесненных критериях прибрежных районов морей. При всем этом в отличии от базисной модели с ВНЭУ, у данной субмарины воздухонезависимая энергоустановка является основной энергоустановкой, а не вспомогательной. Практически, речь шла о том, чтоб сделать собственного рода «субмарину составного типа», предоставив заказчику возможность выбора из широкого набора опций. Так, к примеру, в состав ГЭУ можно включить - либо же, напротив, не включить - воздухонезависимую энергоустановку и два огромных либо четыре наименьших по размерам и мощи дизель-генератора, также выбрать «короткий» либо «длинный» дизайн рубки (соответственно, с разным набором выдвижных устройств), сформировать исходя из собственных задач состав комплекса вооружения и т.д. Можно даже врезать в средней части корпуса субмарины коффердам - специальную водонепроницаемую перемычку. Не считая того, принципиальным достижением франко-испанской команды разработчиков стало существенное сокращение эксплуатационных трат и повышение межремонтного срока эксплуатации новых подводных лодок. Потом к трем обозначенным выше модификациям добавилась еще одна - более большая - модель, которая была разработана специально для ВМС Бразилии и получила обозначение S-BR. НАПЛ «Scorpene» представляет собой подводную лодку однокорпусного типа: ее легкий корпус не обхватывает крепкий на всем протяжении последнего, как это имеет место быть на русских субмаринах аналогичного класса, а покрывает крепкий корпус исключительно в верхней его части и в районе носа и кормы. В забугорных источниках указывается, что качестве базисной модели для корпуса новейшей субмарины спецами была взята форма дизель-электрической подводной лодки типа «Albacore», признанная достаточно успешной в отношении гидродинамических черт. Также в процессе проектирования корпусных конструкций новейшей НАПЛ французские инженеры интенсивно использовали опыт, обретенный ими в процессе проектирования и строительства в интересах ВМС Франции стратегических атомных подводных ракетоносцев (ПЛАРБ) типа «Триумфан», вооруженных шестнадцатью баллистическими ракетами морского базирования (БРПЛ). При всем этом в корпусных конструкциях отыскали применение новые композиционные и другие конструкционные материалы и решения. Базисная модификация новейшей НАПЛ имеет наивысшую длину 66,4 метра, наивысшую ширину 8 метров и общую высоту от киля до верхнего среза рубки 12,3 метра. При всем этом средняя осадка подлодки составляет около 5,4 метра, а поперечник крепкого корпуса - 6,2 метра. Крепкий корпус подлодки делается из судостроительной стали марки HLES 80, обладающей высочайшим пределом текучести. Это, по данным создателя, обеспечивает НАПЛ «Scorpene» возможность резвого и неопасного погружения на глубины до 350 метров без ограничений по нраву маневрирования и по количеству погружений/всплытий. Балластные цистерны размещены вовне крепкого корпуса, по две в носовой и кормовой оконечностях. Отличительной особенностью «Скорпены» является внедрение шумоизолирующих резинокордных амортизаторов, которые вполне изолируют внутренние блоки с механизмами и оборудованием от крепкого корпуса подлодки. В особенности это касается отсеков, в каких находятся элементы главной энергоустановки и разные механизмы (электромоторный отсек субмарины, к примеру, выполнен в виде единой секции весом 60 тонн). Каждый движок, каждый насос, все трубы и силовые кабели подлодки помещены в оболочку из специального виброгасящего материала и крепятся к крепкому корпусу через шумо- и вибропоглощающие пластинки, выполненные из резино-каучука либо упругого полимера. Более же «шумные» механизмы обеспечены двухкаскадной амортизацией. Такая конструкция позволяет ограничить излучение наружу низкочастотного шума, производимого главной энергоустановкой и сопутствующим оборудованием. Вобщем, настолько мощная звукоизоляция использована не ко всем отсекам субмарины. К примеру, жилые отсеки, крепятся конкретно к крепкому корпусу - без использования сложной амортизационной системы. Кормовое оперение у подлодки - крестообразное, при этом нижний вертикальный руль выполнен более маленьким с целью обеспечения покладки подводной лодки на грунт. Носовые горизонтальные рули размещены не в носовой части корпуса субмарины, а на рубке - в ее фронтальной части. Строительство НАПЛ «Scorpene» осуществляется с внедрением составного способа (в забугорной литературе употребляется термин «uncoupled blocks»). Сущность его в том, что секции собираются в модули, потом в них устанавливается тяжелое механическое оборудование, после этого приобретенные таким образом секционные модули укрупняются и дальше в них делается установка всех корпусных конструкций и устройств. На конечном шаге осуществляется стыковка секций и предстоящий установка оборудования и систем субмарины. В базисном варианте основная энергетическая установка французской подводной лодки «Scorpene» - дизель-электрическая. Одним из основных ее различий является внедрение многофазных синхронных электромоторов переменного тока с неизменным магнитным возбуждением марки ЕРМ Magtronic мощью 3,5 МВт, построенных на базе неизменных кобальтовых магнитов. Создатель и изготовитель - французская компания Jeumont Industries. 1-ая такая установка, созданная для головной ПЛ чилийской серии, поначалу в июле 2001 года прошла всесторонние тесты во Франции, а потом уже была выслана на верфь испанской компании Navantia в городке Картахена. Последняя вместе с верфью во французском Шербуре была выбрана в качестве строителя подлодок по заказу ВМС Чили. Заказ на подобные субмарины базисной модификации также сделали Малайзия и Индия. Упомянутый выше электромотор прибыльно отличается от собственных предшественников, так как расположенные в центральной его части ротор и статор, также общая конструкция обеспечивают сравнимо резвый доступ к механизмам для техобслуживания и ремонта. По данным изготовителя, электромотор имеет 26 конвертеров - любой из них в случае поломки быть может просто заменен на исправный без выключения самого электромотора. В качестве источника нужной для движения корабля и работы его систем электроэнергии на НАПЛ «Scorpene» употребляются четыре дизельных мотора компании MTU, снаряженные генераторами переменного электронного тока производства компании Jeumont ndustries. На субмарине установлены две группы аккумуляторных батарей - носовая и кормовая. На чилийских подлодках - это батареи германской компании Hagen, так как ВМС Чили в протяжении уже многих лет являются обычным покупателем продукции данной компании. Любопытно, что для обеспечения комфортного и резвого доступа к системам и механизмам ГЭУ французские конструкторы решили врезать в этом месте в высшей части крепкого корпуса большой лючок размерами 3,5x2,7 метра, прозванный французскими инженерами «мягкий пластырь» либо «голландский мост». Лючок позволяет извлекать из подводной лодки крупногабаритное оборудование, прямо до дизельного мотора, без необходимости резать ее крепкий корпус. Таким образом, значительно сокращается время докования (либо оно не надо совсем) и понижаются расходы. Вобщем, скептики указывают на ослабление конструкции НАПЛ вследствие наличия таковой «дыры» в ее крепком корпусе. Но по словам представителей компании DCN, «дизайн лючка такой, что чем больше наружное (забортное) давление, тем плотнее прижимается его крышка». В качестве доказательства приводится долголетний успешный опыт эксплуатации подобных конструкций на французских атомных подводных лодках. Не считая того, как уже указывалось, две из 3-х модификаций НАПЛ «Scorpene» имеют комбинированную главную энергетическую установку, в состав которой включена воздухонезависимая ЭУ типа MESMA. Нужно при всем этом добавить, что практически ВНЭУ быть может не только лишь установлена на этой ПЛ в процессе ее строительства, да и может сравнимо просто и без вреда боевому потенциалу подлодки устанавливаться на субмарине уже в процессе использования корабля на флоте в процессе ремонта и модернизации. MESMA, сокращение от французского наименования «Module d'Energie Sous-Marine Autonome» («автономная энергетическая (двигательная) установка подводной лодки») представляет собой паротурбинную энергоустановку замкнутого цикла, в какой для получения пара употребляется термическая энергия от сгорания в специальной камере горючего и кислорода. Последний хранится в водянистом виде под низким давлением в специальной криогенной цистерне, производимой заводом компании Air Liquide неподалеку от Гренобля, и подается в камеру сжигания в автоматическом режиме уже в газообразном виде. Кислородная цистерна разработана на базе аналога, применяемого в ракете-носителе «Ariane». Выходную мощность ВНЭУ можно регулировать методом контроля уровня подачи компонент газовой консистенции в камеру. Продуктами «жизнедеятельности» камеры сжигания газовой консистенции, температура в какой добивается 700 градусов С и поболее, являются обыденные вода и углекислый газ. Последний под лишним давлением до 60 бар быть может просто утилизирован за борт без доп использования компрессора (это может быть на глубинах до 600 метров и даже более). На наибольшей же глубине использования НАПЛ «Scorpene», т.е. около 350 метров, для этой цели достаточно лишнего давления в 35 бар. Расчетный срок службы камеры сжигания составляет более 30 лет, что полностью сравнимо со сроком службы самой подводной лодки и, таким образом, не просит подмены данной составной части ВНЭУ в процессе эксплуатации субмарины. Естественно, кроме ситуации с ее поломкой. Получаемая в итоге вышеперечисленного процесса термическая энергия преобразуется в электронную за счет внедрения «цикла Ранкина» - безупречного термодинамического радиального процесса, в каком теплота преобразуется в работу (либо напротив). Работа достигается методом использования установки в составе парогенератора (последний выполнен в большей степени из никелевых сплавов), малошумных высокооборотных турбогенераторов переменного тока и сделанного из никель-алюминий-бронзового сплава конденсатора (практически последний - это охладитель второго контура). Пар приводит в движение паровую турбину, имеющую скорость вращения до 10 тыщ об/мин и номинальную выходную мощность более 200 кВт. Этой энергии полностью достаточно для развития НАПЛ «Scorpene» подводного хода в 4 узла - продолжительность плавания составит в данном случае около 250 часов. В то же время это не позволяет субмарине достигать более больших скоростей для, например, быстрого отрыва от преследования. В последнем случае придется использовать классические аккумуляторные батареи. Вобщем, по заявлению французских профессионалов, скорость хода на воздухонезависимой энергоустановке можно прирастить методом увеличения мощи турбины и электрогенераторов. Отработавший на турбине пар подается в конденсатор, в каком употребляется забортная вода, где он охлаждается. При всем этом забортная вода уходит назад, а приобретенный конденсат употребляется по замкнутому циклу - подается в парогенератор. Полное количество опресненной воды в контуре парогенератор-конденсатор составляет чуток более 500 л.. Все крутящиеся либо двигающиеся механизмы ВНЭУ установлены на подлодке с внедрением особых двухкаскадных амортизаторов. Управление установкой осуществляется с общего пульта системы управления подводной лодкой Shipmaster, размещенного в центральном посту подлодки. Любопытно, что французские инженеры именуют свое детище не по другому как «атомная энергоустановка во всех качествах, кроме только того, что у нее другой главный контур». По их данным, MESMA не увеличивает заметность находящейся в подводном положении НАПЛ ни в каком спектре (в том числе и благодаря тому, что в ней отсутствуют возвратно-поступательные механизмы). Даже за счет удаления за борт товаров сжигания газовой консистенции. «Мы провели соответственное испытание в море неподалеку от Тулона, зачем использовали тестовую платформу с камерой и нужной аппаратурой для замера получаемых пузырьков и т.п. Потому мы можем со всей уверенностью утверждать, что «выхлопные» пузырьки так малы, что они не добиваются поверхности моря, фактически исчезая уже в 2 метрах над подлодкой», - отмечали в свое время представители компании DCN. Необходимо подчеркнуть, что установка типа MESMA является совместной разработкой консорциума французских компаний Air Liquide (работы в области использования кислорода и криогенных технологий), Bertin Technologies (разработала камеру сжигания на базе опыта, приобретенного в процессе долголетних работ в области галлактической техники), DCN (общее проектирование, управление и маркетинг), Framatome Thermodyn (паровая турбина и электрогенераторы) и Technicatome (системы безопасности), к которому позже присоединилась испанская компания Bazan (преобразована позже в компанию Izar, а сначала 2005 года - в компанию Navantia). По заявлению разработчиков, внедрение на НАПЛ «Scorpene» данной ВНЭУ дозволит прирастить продолжительность непрерывного подводного плавания в 3-4 раза по сопоставлению с классической дизель-электрической ГЭУ. Это обеспечит субмарине возможность находиться под водой без всплытия более 18 суток и преодолевать расстояние до 1500 миль. При этом избыток вырабатываемой ВНЭУ электроэнергии быть может применен для подзарядки аккумуляторных батарей. Представители создателя при всем этом особо указывают на такое принципиальное преимущество ВНЭУ типа MESMA над используемыми на германских неатомных подлодках проектов 212А и 214 установок на топливных элементах (fuel cells), как возможность дозаправки установки MESMA фактически в любом порту. И даже, если кислорода в порту либо базе не окажется, его можно получить в близкорасположенном мед учреждении либо аэровокзалу. В то же время для перезарядки германских ВНЭУ требуется оборудование, вырабатывающее незапятнанный водород, нужный для топливных частей (ячеек). Ну и сам процесс перезарядки последних достаточно сложен и просит больше времени. Пульт управления движением НАПЛ типа «Scorpene» поставляется компанией Alstom и одним из подразделений головного подрядчика DCNS Ruelle. Он содержит в себе две выполненные в ударопрочном выполнении ЭВМ, джойстики и два 18-дюймовых (45,7 см) плоских монитора. DCNS Ruelle представляет собой спец проектно-производственный центр, расположенный в городке Рюэль-сюр-Тувр - сердечко одноименного кантона, находящегося в департаменте Шаранта в регионе Пуату-Шаранта. Тут также осуществляется выпуск встроенной системы управления кораблем Shipmaster (integrated platform management system - IPMS). Применительно к строящимся для ВМС Чили подводным лодкам типа «Scorpene», пульт управления данной встроенной системы включает два ударопрочных компьютера, четыре 18-дюймовых монитора и один большой 21-дюймовый (53,3 см) монитор. Средства отображения позволяют вахтенному офицеру получать в реальном масштабе времени исчерпающую информацию о состоянии всех систем субмарины, что содействует более действенному управлению ею, в том числе и в процессе борьбы за живучесть. Обмен данными меж пультом управления системы Shipmaster и разными корабельными системами осуществляется через волоконно-оптическую магистраль типа Ethernet. Сначало пропускная способность последней составляла 10 Мб за секунду, но потом было принято решение прирастить ее до 100 Мб за секунду - для обеспечения оперативной передачи получаемой через электронно-оптический перископ видео- и другой инфы. В обычном режиме работы для пульта управления движением и для консоли системы Shipmaster требуется только по одному оператору. Но в следующем, начиная с малайзийских «Скорпен», было решено соединить оба пульта (консоли) на базе пульта системы Shipmaster, что позволило уменьшить число операторов до 1-го. Не считая того, предусмотрена возможность установки на данные субмарины по просьбе заказчика аналогичного оборудования других изготовителей, если оно более много отвечает требованиям этого заказчика. В качестве автоматической системы боевого управления (АСБУ) на подлодках типа «Scorpene» употребляется лодочная АСБУ модели SUBTICS (Submarine Tactical Integrated Combat System, в дословном переводе - «тактическая встроенная система боевого управления для подводных лодок»), которая обеспечивает действенное управление ракетно-торпедным, гидроакустическим и радиотехническим вооружением, также разными системами общего управления субмарины. SUBTICS разработана компанией UDS International, являющейся совместным детищем французских компаний DCN International и Thales (любой из основоположников обладал 50% акций). В первый раз данная АСБУ была установлена на пакистанских подлодка типа «Агоста-90Б», хотя и в несколько усеченной конфигурации. В принципе, UDS International и была-то сотворена в мае 1995 года конкретно в целях выполнения работ по пакистанскому договору. В текущее время система SUBTICS находится в продуктовой линейке фактически освеженной компании DSNS, которая обслуживает ее у заказчиков. На данную АСБУ заведено управление всеми средствами гидроакустики, ракетным, торпедным и радиотехническим вооружением (в том числе АСБУ производит контроль за погрузкой-разгрузкой боезапаса), также другими системами подводной лодки. В качестве операционной системы использована ОС UNIX, программный язык для приложений - С и С+, протоколы обмена - TCP и UDP/IP (для данных) и X-Windows/Motif (для графики). По заявлению создателя, так как АСБУ построена по принципу «открытая архитектура», имеется возможность для подстройки ее под любые вероятные условия эксплуатации. Более того, потенциальные заказчики могут выбирать фактически хоть какой комплекс радиотехнического и гидроакустического вооружения на свое усмотрение - это никак не отразится на свойствах АСБУ и не вызовет понижение боевого потенциала субмарины. То же относится и к системам торпедного и ракетного вооружения. Операторы АСБУ размещаются в центральном посту подводной лодки перед несколькими рабочими консолями, которые объединены в единый пульт управления. В случае с чилийскими подлодками таких консолей - 6 штук. В роли средств отображения инфы при всем этом были выбраны плоские панели модели FD246, разработанные компанией BarcoView - по две панели на консоль. На экранах отображается разная информация, в том числе о свойствах аква среды (плотность и температура), также уровень личного акустического поля субмарины. Отмечается, что одним из плюсов устанавливаемого на «Scorpene» варианта SUBTICS по сопоставлению с той ее модификацией, которая установлена на пакистанских ПЛ типа «Агоста-90Б», является более совершенное программное обеспечение и поболее массивные микропроцессоры. Не считая того, модификация АСБУ у «Скорпен» для ВМС Чили вышла изрядно легче и занимает меньше места, чем на пакистанских ПЛ. Так, для обработки сигналов гидроакустического комплекса на чилийских «Scorpene» употребляются два приборных шкафа заместо 3-х на пакистанских «Агостах-90Б». Отличительной особенностью системы управления НАПЛ типа «Scorpene» является блокировка такового маневра, как «прыжок кита», когда субмарина как будто касатка выскакивает во время критического всплытия из воды и со всего размаху «плюхается» назад в воду. Решение запретить на программном уровне таковой маневр было принято под давлением французских проектировщиков, считающих его очень небезопасным для конструкций подлодки. А именно, для цистерн балласта, которые могут быть повреждены при ударе корпуса субмарины о воду после прыжка. Не считая того, по утверждению профессионалов DCNS, система управления процессом погружения-всплытия их подлодки обеспечивает высшую степень контроля за глубиной и исключает возможность так именуемого «эффекта мертвого листа». АСБУ типа SUBTICS прошла долгосрочную и всестороннюю проверку на головной пакистанской НАПЛ типа «Агоста-90Б». В том числе были проведены боевые стрельбы всеми видами торпедного и ракетного орудия, входящими в состав вооружения данных субмарин. Так, в 2001 году с головной ПЛ этого типа, «Халид», пакистанские подводники выполнили ракетную стрельбу ПКР SM39 «Экзосет» на наивысшую дальность из подводного положения. Создатели данной АСБУ сознательно отошли от присвоения каких-то доп шифров типа Мк либо Mod, хотя комплекты для подлодок различных заказчиков отличаются. И по неким характеристикам - значительно. Сущность этого решения в том, чтоб не вызывать кривотолков по поводу того, что, мол, «одна модификация АСБУ более продвинута, чем другая». Хотя, в принципе, любая следующая модель вправду является «более продвинутой», так как впитывает в себя последние заслуги научно-технического прогресса, в главном - в области компьютерной техники. В рубке НАПЛ типа «Scorpene» установлены выдвижные устройства, в комплектации стандарт - семь штук. При всем этом только мачта командирского перископа (либо как его еще именуют - перископа атаки) выполнена проникающей в крепкий корпус (вовнутрь последнего просачивается также и магистраль подачи воздуха в ПЛ, в т.ч. для ГЭУ). Другие устройства сделаны в телескопическом и непроникающем выполнении. Таким образом, на подлодке в базисном варианте имеются: командирский перископ (изготовитель - французская компания SAGEM), оптико-электронная перископная система (компания SAGEM), связная антенна (на чилийских лодках - это система связи SP100C в виде заваливающейся антенны), РЛС отображения надводной обстановки (Kelvin Hughes 1007) и комплекс радиотехнической разведки AR900 (поставляется американской компанией Condor Systems). Имеется также подъемно-опускная мачта устройства для работы дизеля и компрессора под водой и подачи воздуха вовнутрь подлодки.: На НАПЛ типа «Scorpene» устанавливается нынешний гидроакустический комплекс (ГАК), разработанный компанией Thales Underwater Systems и почти во всем похожий по собственному составу с аналогичным комплексом, расположенным на НАПЛ типа «Агоста-90Б» пакистанских ВМС. Исключение составляет эластичная протяженная буксируемая антенна, которая, например, на чилийских НАПЛ типа «Scorpene» была заменена на две плоские бортовые пассивные низкочастотные гидроакустические антенны типа TSM 2253 с рабочей частотой 10-15 килогерц для шумопеленгования сигналов гидролокаторов субмарин противника на средних и далеких дистанциях. Не считая того, на приобретенных Чили подлодках в состав ГАК были включены последующие гидроакустические антенны: - цилиндрическая носовая гидроакустическая антенна для приема и излучения сигналов в секторе носовых курсовых углов (расположена в носу, в нижней части корпуса вовне крепкого корпуса под торпедными аппаратами в специальной изолированной выгородке); - одна комбинированная антенна активной гидроакустической станции (Угасал) либо же две антенны, любая из которых работает на собственный борт (антенны правого и левого бортов). И в первом, и во 2-м случаях они размещаются над цилиндрической антенной ГАК; - антенна станции гидроакустической разведки, которая создана для воплощения поиска и обнаружения сигналов гидролокаторов и головок самонаведения торпед противника в спектре частот от 2,5 до 100 килогерц (изготовитель ~ французская компания Thales Safare из Ниццы); - шумопеленгаторная антенна (станция) с распределенной обработкой инфы, работающая в спектре частот до 20 килогерц. Большая часть из вышеперечисленных гидроакустических антенн выстроено на базе разработанных компанией Thales Underwater Systems пьезоэлектрических полимерных преобразователей типа PVDF. Они представляют собой маленькие легкие конформные панели составного типа, которые просто инсталлируются и могут быть достаточно стремительно изменены в случае их выхода из строя. К примеру, рассматривавшиеся выше бортовые шумопеленгаторные антенны имеют аж 96 таких панелей. В составе АСБУ SUBTICS для каждой антенны гидроакустического комплекса выделен отдельный охлаждаемый приборный шкаф (блок), в каком находится аппаратура преобразования поступающих от гидроакустических антенн сигналов из аналоговой формы в цифровую. При этом, по словам разработчиков аппаратуры, процесс оцифровки данных фактически бесшумен. Любопытно, что на чилийских НАПЛ типа «Scorpene» упомянутые шкафы (блоки) заполнены разными элементами только на две третьих, а оставшийся объем быть может применен для установки доп оборудования либо для проведения работ по его модернизации. В комплекс вооружения НАПЛ типа «Scorpene» также включены гидроакустические ловушки-имитаторы цели и другое оборудование. Бразильские подводные лодки имеют в целом похожий с чилийскими, малайзийскими и индийскими «систер-шипами» состав гидроакустического и радиотехнического вооружения, но с некими отдельными отличиями. Ударное вооружение НАПЛ типа «Scorpene» представлено противокорабельными ракетами и несколькими типами торпед, для стрельбы которыми употребляются 6 533-мм торпедных аппаратов (ТА). Общий боезапас - 18 единиц (по неким данным, на бразильских подлодках боезапас включает 18 торпед и 8 ракет). Взамен ракет и торпед подлодка может брать на борт и скрытно выставлять морские мины общей численностью до 30 штук (к примеру, французские мины FG-29 либо мины других типов). Торпедные аппараты находятся в носовой части субмарины и размещены в три ряда, по два ТА в каждом. При этом два из них оборудованы системой принудительной стрельбы с пневматическими толкателями. Сама труба торпедного аппарата - несколько обширнее, чем используемые боеприпасы, и имеет три упрямых и один направляющий рельсы. Последний оборудован особыми замками для удержания ракеты либо торпеды в правильном положении. Таким образом, ракета (торпеда) просто въезжает в трубу ТА и фиксируется там. Во время стрельбы раскрывается передняя крышка торпедного аппарата и бое-припас принудительно выталкивается из него. Сразу забортная вода просачивается в трубу ТА благодаря наличию достаточно огромного зазора меж боеприпасом и внутренней стеной ТА. По словам разработчиков, такая система имеет несколько преимуществ перед классическими торпедными аппаратами подводных лодок. Во-1-х, отсутствует необходимость заполнять трубу ТА водой перед открытием фронтальной крышки, потому в крепком корпусе находится только одно отверстие - конкретно для трубы ТА (система наполнения ТА водой с необходимыми трубами забора воды снаружи отсутствует, как, вобщем, и система с баллонами сжатого воздуха). Во-2-х, система принудительного выстреливания боеприпаса позволяет достаточно стремительно и просто избавляться от «проблемных» торпед либо ракет, которые дали утечку горючего либо не прошли соответственный тест. Аварийный боеприпас просто загружается в ТА и без пуска его личного мотора как будто поршнем выталкивается наружу. В-3-х, таковой метод стрельбы позволяет отлично использовать орудие в таких критичных критериях, как маневрирование подлодки. Следует также отметить, что на НАПЛ «Scorpene» были установлены новенькая модификация устройства резвого заряжания ТА и всеприменимый погрузочный лючок, позволяющий загружать в субмарину и выгружать из нее как торпеды разного типа, так и ракеты в транспортно-пусковых контейнерах. Торпеды и ракеты хранятся на многоярусных стеллажах и при помощи особых устройств подаются на центральную платформу, которая поднимает либо опускает боеприпас и подает его вперед для зарядки в ТА. По заявлению разработчиков подводной лодки, для управления процессом заряжания ТА и обеспечения стрельбы требуется всего два человека. Скорость заряжания составляет менее 2-ух минут для 1-го аппарата. Ракетное орудие подлодки - противокорабельные крылатые ракеты (ПКР) SM-39 «Exocet», производимые транснациональной европейской компанией MBDA. При этом их применение может быть только из 2-ух торпедных аппаратов, оборудованных системой принудительной стрельбы с пневматическими толкателями, так как другие торпедные аппараты не оборудованы системой управления ракетной стрельбой. Данная ПКР была принята на вооружение французских ВМС в 1985 году и запускается из торпедных аппаратов подводных лодок в особых транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) типа VSM. Последний имеет длину 5,8 метра, поперечник 533 мм и весит в районе 675 кг. Он на сто процентов герметичен и может неопасно вьщерживать давление воды до 300 миллибар. Контейнер SM-39 «Exocet» состоит из 3-х частей: - носовой части, имеющей обтекаемую форму и созданной для уменьшения сопротивления воды при движении в ней контейнера с ракетой; - центральной части цилиндрической формы, служащей для размещения и крепления самой ракеты - бездвижно с помощью 2-ух башмаков-колодок четырехсегментной формы; - кормовой части, в какой расположены твердотопливный ракетный движок, аккумуляторные батареи, силовые приводы и которая имеет хвостовое оперение в виде восьми элеронов, позволяющее во содействии с газовой струей мотора производить управляемое движение ТПК под водой. Фактически же сама ракета имеет длину 5,21 метра, поперечник 350 мм, размах крыла 1 метр и массу до 660 кг. Она вооружена комбинированной системой наведения в составе инерциальной навигационной системы (ИНС) для маршевого участка и активной радиолокационной головки самонаведения (РЛ ГСН) для конечного участка линии движения полета. При этом частота излучения РЛ ГСН меняется по заблаговременно данной программке, а в случае сложной помеховой обстановки ГСН может перебегать в запасный режим электронно-оптического наведения. Дальность стрельбы ПКР составляет от 4 до 50 км при наибольшей скорости полета около М=0,93. Боевая часть массой 165 кг заполнена взрывчатым веществом фугасного деяния, благодаря двум контактным взрывателям медленного действия ее подрыв осуществляется снутри атакуемого объекта. Имеется также один неконтактный взрыватель устройства самоликвидации ракеты. По расчетам профессионалов, более действенным для контактных взрывателей ПКР SM-39 «Exocet» является угол встречи ракеты с целью, равный 70 градусам, другими словами когда ракета вроде бы падает на корабль. В забугорных источниках также утверждается, что на бразильских подводных лодках данного семейства может быть применение противокорабельной крылатой ракеты государственной разработки MANSUP (сокращение от «Missil Antinavio Nacional», что можно перевести как «национальная противокорабельная ракета»). Также данная ПКР известна под обозначениями MAN-1 (первоначальное рабочее заглавие) и AV-RE40. Разработка этой ракеты, имеющей дальность запуска около 100 км, была осуществлена по заказу ВМС Бразилии консорциумом компаний в составе Avibras, Mectron, Atech и Omnisys. Утверждается, что в процессе ее проектирования были применены выработки профессионалов MBDA по программке «Экзосет». Торпедное вооружение НАПЛ типа «Scorpene» достаточно различное, в него могут врубаться последующие типы торпед: - «Black Shark» совместной раззаботки компаний WASS и DCNS; - всеприменимая электронная F17 Mod.2 компании DCNS; - DM2A4 компании STN Atlas Eiektronik; - более старенькие торпеды SUT 266 той же компании; - Torpedo 2000 компании SAAB (подразделение SAAB Bofors Underwater Systems); - Mk 48 ADCAP американской компании Raytheon. Торпедная стрельба производится способом самовыхода торпеды из ТА. Согласно данным компании-проектанта, по желанию заказчика в средней части корпуса НАПЛ типа «Scorpene» по обе стороны от аварийно-спасательного лючка могут быть врезаны две водонепроницаемые переборки, что дозволит сконструировать таким образом отсек-убежище на весь экипаж. Это создаст к тому же уверенность в том, что при повреждении крепкого корпуса в носовой либо кормовой части субмарины 2-ая ее часть остается герметичной и не подвергнется затоплению. В этом же отсеке можно также складировать нужные средства спасения и припас товаров. Вобщем, чилийские мореплаватели отказались от установки отсека-убежища, при этом по очень увлекательной причине: по их утверждению, подводные лодки ВМС Чили практически 99% всего времени нахождения в море оперируют в его глубоководных районах - у побережья этой страны континентальный шельф имеет маленькую протяженность, а поэтому в случае получения ПЛ сильных повреждений, которые повлекут за собой наполнение половины ее внутреннего места забортной водой, она не ляжет на грунт, а провалится на запредельную глубину. А это все равно вызовет разрушение крепкого корпуса субмарины, а соответственно и отсека-убежища. На НАПЛ типа «Scorpene» установлен обычный аварийный радиобуй, который располагается по корме за рубкой. Его можно выпустить либо вручную, либо он отделиться автоматом при достижении подлодкой заблаговременно установленной на нем глубины. В распоряжении личного состава также имеются пусковые устройства для сигнальных (осветительных) ракет. На подлодке установлен стационарный газоанализатор воздушной среды, стационарная дыхательная система (200 личных точек с масками для дыхания кислородной консистенцией), аварийные припасы еды, воды и медикаментов, а не считая того - устройство для приема таких от наружных источников (водолаза-спасателя либо глубоководного спасательного аппарата). Для одиночного выхода личного состава из аварийной подводной лодки на глубинах до 180 метров быть может применен аварийно-спасательный лючок. На огромных глубинах спасение людей может быть только с внедрением глубоководного спасательного аппарата, для крепления которого к корпусу НАПЛ на таковом имеются особые стыковочные устройства. В текущее время неатомные подводные лодки семейства «Scorpene» в различном варианте выполнения и комплектации ракето-торпедного, гидроакустического и радиотехнического вооружения находятся в боевом составе военно-морских сил Бразилии, Индии, Малайзии и Чили (при этом в интересах бразильского флота на базе НАПЛ типа «Scorpene» разработан к тому же проект многоцелевой атомной подлодки - головной корабль находится в постройке). Изготовителем ведутся переговоры и с другими возможными заказчиками. Тактико-технические свойства НАПЛ типа «Scorpene» Тип корабля - ДСЭПЛ Скорость (надводная) 12 узлов Скорость (подводная) 20 узлов Рабочая глубина погружения 200 метров Предельная глубина погружения 280 метров Автономность плавания 50 суток Экипаж 31 чел Водоизмещение надводное 1565 тонн Водоизмещение подводное 2000 тонн Длина большая (по КВЛ) 70 метров Ширина корпуса наиб. 6,2 метра Средняя осадка (по КВЛ) 5,8 метров Минно-торпедное вооружение - 6 ТА калибра 533 мм, припас 18 торпед; либо до 30 мин Ракетное вооружение - Вероятна установка ПКР SM-39 «Exocet»

Источник: dogswar.ru

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!