
Рынок патрульных либо сторожевых катеров, представляющих из себя всеприменимые платформы, способные зависимо от текущей обстановки и требований командования к реконфигурированию по вооружению и специальному оборудованию, является в текущее время, пожалуй, более вместительным по количественному и стоимостному показателям и самым оживленным как на ближнесрочную, так и средне- и длительную перспективу. Одним из ярчайших примеров нынешнего подхода к проектированию схожих судов являются быстроходные патрульные катера проекта 03160 (шифр «Раптор»), сделанные Ленинградским судостроительным заводом «Пелла» (г Радостный) по заказу российского ВМФ. Они отличаются неплохой мореходностью. высочайшей скоростью движения, также безопасностью и продуктивностью внедрения в разных критериях.
Патрульные либо, как их нередко именуют, десантно-штурмовые катера типа «Раптор» представляют собой быстроходные боевые катера прибрежной зоны деяния (прибрежная зона морей, проливы, устья рек, озера и пр.), созданные для выполнения достаточно широкого диапазона задач в свободный ото льда навигационный период, в светлое и черное время суток, с удалением от места базирования до 100 миль. Перечислим главные из них;
- дежурство (патрулирование) в назначенных районах;
- перехват и задержание маломерных надводных целей (нарушителей);
- доставка с обеспечением очень вероятной стремительности посадки и посадки группы персонала, досмотровой группы, подразделения морского десанта либо спецназа численностью до 22 чел. (с личным орудием, оборудованием и боезапасом);
- обеспечение действий подразделений специального предназначения и морской пехоты в прибрежных районах, также содействие Пограничной службе ФСБ Рф в охране гос границы Русской Федерации;
- роль в обороне пт базирования (портов, рейдов, якорных стоянок), кораблей (судов) от атак малоразмерных надводных, воздушных и наземных целей (в последнем случае - защита от обстрелов с берега кораблей, судов, разных морских платформ и сооружений, угнетение наземных огневых точек при оказании помощи своим войскам, также высаженным группам спецназа либо десанта);
- поисково-спасательные деяния в районах собственного патрулирования.
Корпус катера проекта 03160 выполнен из дюралевого сплава. В его носовой части устроена аппарель для посадки десанта на сберегал. Десантники высаживаются по одному, больше не позволяет ширина аппарели. За аппарелью находится проход в десантное отделение, также рубка катера, в какой оборудованы рабочие места 2-ух членов экипажа «Раптора»; при посадке через носовую аппарель десантники проходят через рубку. Сразу за рубкой размещено десантное отделение, в стандартном варианте рассчитанное на 20 чел. с личным орудием и снаряжением (десантная либо досмотровая группа, контртеррористическое подразделение, водолазы и спасатели, медперсонал и пр.). Посадка десантной группы на катер обычно производится через задний лючок десантного отсека. Таким же образом она может и покидать его. Необходимо подчеркнуть, что в передаче цикла «Военная приемка» командир 1-го из катеров типа «Раптор», Максим Панин, привел последующую информацию: «Водо- и газонепроницаемая дверь позволяет при затоплении 1-го из отсеков не пропускать воду в другие отсеки».

Катер типа «Раптор» имеет полное водоизмещение 23 т, самую большую длину 16,9 м, самую большую ширину 4,1 м, его фиксированная высота составляет около 3,5 м, а наибольшая осадка не превосходит 0,9 м (по неким данным - 0,85 м). Экипаж катера - 2 чел., численность группы спецперсонала - 20-22 чел. Силовая установка катера в составе 2-ух дизельных движков марки Caterpillar С18 ACERT мощью по 1150 л.с. (847 кВт) при 2300 об./мин каждый имеет суммарную мощность 2300 л.с. (1694 кВт) и позволяет ему развивать наивысшую скорость хода до 48-50 узлов, также совершать на экономическом ходу плавание на дальность до 300 миль. Движители - два водомета типа KaMeWa Twin 36АЗ производства компании «Ролс-Ройс» (Rolls Royce) либо подобные им по чертам. По другим данным, на катерах типа «Раптор» установлены водометы серии KaMeWa FF. Их отличительной особенностью является способность отлично работать даже в случае неполного наполнения канала водой - это позволяет катеру делать сложные маневры с огромным наклоном. По заявлению разработчиков, «Раптор» «способен двигаться на всех курсовых углах при волнении до 5 баллов включительно на скорости: 28 узлов - при высоте волны 2,5 м, 20 узлов - при высоте волны 4.5 м».
Для наибольшей защиты экипажа и группы десанта на «Рапторе» использовано особое бронирование: помещение персонала (десанта) и управляющая рубка защищены по классу «5» и 5А, а иллюминаторы сделаны из пулестойкого стекла шириной 39 мм. Катера проекта 03160 вооружаются эксклюзивным всеприменимым боевым гиростабилизированным автоматическим дистанционно-управляемым модулем «Управа-КОРД» (разработки санкт-петербургского ОАО «НПО «Карат» и ковровского ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева»), снаряженным 14,5-мм многокалиберным пулеметом КПВТ (вероятна установка 12,7-мм пулемета «КОРД»). Имеются также два 7,62-мм пулемета 6П41 «Печенег», которые располагаются на вертлюжных установках в кормовой части катера побортно.
Боевой модуль «Управа-КОРД», который устанавливается за управляющий рубкой катера, ведет огнь, получая данные целеуказания по каналам личного гиростабилизированного оптико-электронного модуля (ГОЭМ). В его состав входят тепловизионный канал, телевизионный канал (широкопольный, цветной с изменяемым фокусным расстоянием) и лазерный подсветчик цели. При всем этом обеспечивается автоматическая чистка внешних окон ГОЭМ от грязищи. В конечном итоге гарантируется уверенное обнаружение цели на дальности до 3000 м и возможность вести прицельный огнь на дальности до 2000 м, включая стрельбу при движении катера-носителя.
Система управления огнем (СУО) модуля «Управа-КОРД» производит поиск и обнаружение целей (в том числе на фоне помех), выработку данных целеуказания по ним, после этого по команде открывает огнь: поначалу дает пристрелочную очередь, а потом
корректирует огнь до полного поражения цели. Предусмотрен и так именуемый «предупредительный» режим - для производства предупредительного огня по судну-нарушителю. СУО без помощи других вычисляет точку на неопасной дистанции от цели и дает туда предупредительную очередь.
Высота боевого модуля «Управа-КОРД» - 1100 мм, радиус обметания - менее 1355 мм, масса модуля - менее 200 кг зона обзора по курсовому углу составляет от -200° до +200°, зона обзора по углу места - от -20° до +80° Высота модуля ГОЭМ - 580 мм, радиус обметания - 250 мм, масса модуля - 40 кг, зона обзора по курсовому углу составляет от -200° до +200°, зона обзора по углу места - от -20° до +80. Управление боевым модулем осуществляется с помощью специального «джойстика». Не исключено, что по мере надобности катер типа «Раптор» будет вооружен и модулем с автоматическим гранатометом. Таким, к примеру, как модуль разработки ОАО «ЦНИИ «Буревестник», демонстрировавшийся во время выставки МВМС-2015 на катере БК-16 Концерна «Калашников». Решение навигационных задач обеспечивается радиолокационной станцией «Наутилус».
Катер снабжается одним кормовым якорем и синтетическим якорным канатом, предусмотрен электронный якорный шпиль. Швартовное устройство включает кнехты и киповые планки. Швартовка - ручная, предусмотрены кранцы в носовой части катера и навесные резиновые кранцы. Для подъема катера на палубу корабля-носителя либо на сберегал имеются подъемные рымы. Личный состав катеров типа «Раптор» до начала службы в неотклонимом порядке проходит всеохватывающую и многоуровневую подготовку в Объединенном учебном центре ВМФ Рф в Санкт-Петербурге, также конкретно на предприятии-строителе.
Головной катер проекта 03160 «П-274» (фабричный номер 701) был спущен на воду 15 августа 2013 г., а 27 августа уже приступил к программке промышленных ходовых испытаний. 30 сентября он был представлен управлению Объединенной судостроительной компании и командованию ВМФ Рф. После одобрения программки серийной постройки таких быстроходных катеров появилась информация о том, что в 2013-2014 гг планировалась сдача в эксплуатацию ВМФ Рф 5 «Рапторов». 1-ый договор на поставку восьми катеров типа «Раптор» русские корабелы удачно выполнили. 10 мая 2016 г. в Вебе появилась информация о том, что на борту русского судна «КИЛ-158» из состава Черноморского флота, прошедшего с утра 8 мая 2016 г через пролив Босфор в направлении Сирии, посреди остального располагались два боевых катера под маскировочными сетями. Высказывались догадки, что это - патрульные катера проекта 03160.
15 мая 2016 г. пресс-служба Министерства обороны РФ сказала о том, что «в рамках реализации муниципального оборонного заказа ГОЗ 2016-2018 Министерство обороны Русской Федерации и ОАО Ленинградский судостроительный завод «Пелла» заключили договоры на поставку быстроходных патрульных катеров проекта 03160 «Раптор» и рейдовых буксиров специального предназначения проекта 16609». По условиям договора, российский флот до конца 2018 г должен получить более 10 патрульных катеров и рейдовых буксиров. Сколько из них относится конкретно к катерам типа «Раптор», пока неясно, но. вероятнее всего, 2-ая серия быть может равнозначна первой, т.е. до 2018 г. ВМФ может получить еще восемь катеров данного типа.
создатель статьи: Владимир Щербаков
первоисточник: журнальчик «Техника и Вооружение вчера, сейчас, завтра» 2016 г. №10
Источник: dogswar.ru