
Малые ракетные корабли проекта 1239 «Сивуч» - разрабатывались ЦМКБ "Алмаз", как развитие МРК проекта 1234 "Овод" с учётом опыта внедрения МРК на боевой службе в Средиземном море. Корабли являются наикрупнейшими в своём подклассе в практике русского и мирового судостроения быстроходными боевыми кораблями, использующими гидродинамическую платформу, катамаран с воздушной подушкой и созданы для ликвидирования больших кораблей противника и прикрытия собственных соединений и конвоев в прибрежных районах и во внутренних морях. Главный конструктор проекта Валериан Корольков. Строились корабли на заводе №340 "Красноватый металлист" в г. Зеленодольске. Головной "Бора" вступил в строй Черноморского флота в 1997 году. Всего выстроено ракетных кораблей с 1989 г. по 1999 г. - 2 единицы.
Два узеньких корпуса корабля из коррозионно-стойких алюминиево-магниевых сплавов перекрыты платформой длинноватой 64 метра и шириной 18 метров. Имеется возможность просвет меж корпусами в носу и корме закрывать двухъярусным, гибким огораживанием для сотворения воздушной подушки. Корабль соответственно может просто трансформироваться, как в катамаран со скоростью до 20 узлов, так и в быстроходный корабль на воздушной подушке, развивающий скорость до 50 узлов. Внутренние переборки производятся так же из лёгкого сплава. Надстройка двухъярусная островного типа размещена на платформе и выполнена из алюминиево-магниевого сплава (не считая газоотбойников). Рангоут представлен 2-мя башнеподобными мачтами из легкого сплава. Служебные и жилые помещения расположены в обоих корпусах и в надстройке. Помещение каюткомпании по боевому расписанию употребляется под операционную. Корабли проекта могут двигаться в трёх основных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает фактически стопроцентную гарантию хода в хоть какой ситуации. Спасательные средства включали 8 спасательных плотов ПСН-10М (на 10 человек каждый), спасательные круги и личные спасательные жилеты.
Силовая установка механическая, комбинированная, дизель-гозотурбинная с 2-мя дизелями М-503Б по 3 300 л.с., 2-мя дизель-редукторными агрегатами (ДРА) М-511А мощью по 9 700-10 000 л.с. каждый (зависимо от скорости передачи на редукторе) и 2-ух газовых турбин (ГТУ) М-10 по 20 000 л.с. Дизели М-503Б, расположенные в надстройке и созданы для сотворения воздушной подушки. Ресурс до первой полной переборки дизелей составляет 3 500-4 000 часов, а масса 1-го дизеля не превосходит 5,6 тонны. Только при работе двигателей-нагнетателей М-503Б, корабль способен двигаться вперёд, за счет истечения воздуха из воздушной подушки в корму, против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла. Агрегаты М-511А, размещаются по одному в 2-ух узеньких корпусах (скегах) и работают через двухскоростные реверсивные редукторные передачи на два трёхлопастных винта фиксированного шага для обеспечения маршевой скорости в режиме катамарана. Ресурс до первой полной переборки дизелей составляет 2 500 часов, двухскоростного редуктора - 3 500 часов, а масса 1-го агрегата не превосходит 18,2 тонны.
Под одними движками М-511А корабль может развить скорость до 20 узлов и пройти до 2 000 миль. Режим катамарана - это основной режим эксплуатации корабля. Газовые турбины М-10, размещаются по одной в 2-ух узеньких корпусах (скегах) и работают через угловые подъёмно-опускные редукторные передачи типа “Колонка” на четыре тандемных (соосных) трёхлопастных винта. В режиме КВП-1, проём меж корпусами в носу и корме закрывают двухъярусными, гибкими огораживаниями, запускают центробежные дизель-нагнетатели производительностью по 110 куб.м/с. Корабль приподнимается из воды и при помощи маршевых дизельных агрегатов М-511А может разгоняться до 30 узлов при размеренной воде. В режиме КВП-2, корабль вполне подымается из воды на воздушной подушке и с помощью форсажных турбин М-10 через погружённые угловые подъёмно-опускные редукторные передачи типа “Колонка” развивает скорость до 50 узлов при волнении моря до 5 баллов. Скорость экономного хода в режиме катамарана составляет 12 узлов. Электроэнергетическая система переменного тока 380 В, 50 Гц получает питание от четырёх дизель-генераторов ДГР-200 мощью по 200 кВт каждый.

Вооружение кораблей проекта 1239 «Сивуч» состоит:
Из 1 одноствольной 76-мм всеприменимой башенной артустановки АК-176 с длиной ствола 54 калибра. Артустановка располагается на баке. Башня имеет облегчённый вариант, из алюминиево-магниевого сплава Амr61 шириной 4 мм, с оптекаемыми округленными формами. Темп стрельбы АУ составляет 75 выстрелов с перерывом 30 мин, остывание ствола непрерывное забортной водой, боезапас включает 152 выстрела. Заряжание ствола автоматическое, непрерывное с 2-ух сторон, обойменное. Система подачи состоит из платформы, на которой размещены 2 горизонтальных транспортера с 2 обоймами по 76 выстрелов, 2 цепных элеватора с приемниками и 2 маятника с приводами от общего электродвигателя. Вероятна подача ручным методом. Живучесть ствола составляет 3000 выстрелов. Расчёт включает 2 человека. АУ с помощью удаленного электрического привода ЭСП-221 разворачивается на лево либо на право на угол до 175° от походного положения, а вертикальный угол наведения составляет от -15° до +85°. Исходная скорость снаряда доходит до 980 м/с, а дальность стрельбы по морской либо береговой цели - до 15 км при помощи корабельных средств обнаружения цели и наибольший потолок - до 8 км. АУ имеет массу в 13,1 тонны. Наводка артустановки осуществляется автоматом и полуавтоматически с помощью удаленного управления и в ручную по визирам-дублерам ВД-221, находящимся в самой башенной установке. Для управления стрельбой 76-мм артиллерии устанавливается СУО совмещённая с РЛС МР-123/176 "Вымпел-А".
Из 2 шестиствольных 30-мм автоматов АК-630М с длинноватой ствола 54 калибра, расположенных один в кормовой части, а 2-ой в носовой части на крыше первого яруса надстройки. Артустановка башенного типа с вращающимся блоком стволов в кожухе с продольно-поршневым затвором, обеспечивающим принудительную досылку выстрела и экстракцию гильзы. Скорострельность установки составляет 4000-5000 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -12 до +88°, а горизонтального до 180°. Исходная скорость снаряда 960 м/с, дальность стрельбы до 8,1 км. Питание автомата ленточное, лента на 2000 патронов размещена в круглом магазине. Расчёт орудия включает 2 человека. Масса установки составляет 1 918 кг. Автоматы имеют систему удаленного управления от РЛС МР-123/176 "Вымпел-А".
Из 1 ЗРК малой дальности "Оса-МА" размещённого в кормовой части корпуса в особом модуле, в каком расположен и боекомплект из 24 ЗУР 9М-33М2. Пусковая установка комплекса (ПУ) ЗИФ-122 с 2 пусковыми направляющими опорами расположенными вертикально и вращающейся частью, находится снутри модуля в походном положении, а ракеты расположены по 5 штук на 4 барабанах. При переходе в боевое положение подъемная часть ПУ подымается совместно с 2-мя ракетами. После запуска первой ракеты происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты. После запуска 2-ой ракеты пусковые балки автоматом становятся вертикально, поворачиваются к наиблежайшей паре барабанов, и подъемная часть ПУ опускается за очередными 2-мя ракетами. Время перезаряжания ПУ находится в границах 16-21 секунд.
Скорострельность - 2 выстрела за минуту по воздушным целям и 2,8 выстрела за минуту по надводным, время переноса огня на другую цель 12 секунд. Вес ПУ без боекомплекта составляет 6,85 тонны.

Ракета 9М-33М2 одноступенчатая с двухрежимным твердотопливным движком. Стартовый заряд телескопический, а маршевый заряд одноканальный. Ракета скомпонована по аэродинамической схеме "утка", т.е. имеет рули в носовой части. Четыре крыла конструктивно объединены в крыльевой блок, который установлен подвижно относительно корпуса и в полете свободно крутится. При средней скорости полета до 500 м/с ракета может маневрировать по линии движения "трёхточка" либо «половинное спрямление». Управление ракетой в полете осуществляется радиокомандной системой наведения с автоматическим сопровождением цели и выводом ЗУР на линию визирования. При сходе ракеты с ПУ взводится радиолокационный взрыватель и снимается последняя ступень предохранителя. Радиовзрыватель начинает источать радиомагнитные импульсы. В ракете был доработан радиовзрыватель методом введения в него двухканального приемника с автономной схемой анализа высоты в момент взведения.
При подаче радиокомандного сигнала от счётно-решающего устройства СУ происходит подрыв боевой части (15 кг) в радиусе до 15 метров от цели. В случае просвета ракеты мимо цели на ракету подается команда на самоликвидацию с подрывом боевой части. Система управления состоит из радиолокационной станции, которая имеет канал обнаружения целей, канал сопровождения цели и канал сопровождения ракеты, также канал радиокоманд на ракету и счётно-решающий устройство. Усовершенствованы условия автосопровождения цели в пассивных помехах введением режима наружной когерентности в станции сопровождения целей. Обнаружение целей происходит на дальности от 25 до 30 км при высоте цели 3,5-4 км и скорости до 500 м/с, а на огромных высотах на дальности до 50 км. Сопровождение цели и выдача радиокоманд проводится на дальности до 15 км. Малая высота поражения цели составляет 25 метров над уровнем моря.
Из ударного противокорабельного комплекса "Москит" включающего в себя восемь противокорабельных ракет 3М-80 "Москит" с дальностью полета 10-120 км при скорости до 2,5 М, массой боевой части 320 кг и маршевой высотой 20 метров. После старта ракета делает «горку», а потом понижается до маршевой высоты полёта около 20 метров, при подходе к цели на дистанцию до 9 км понижается до 7 метров (над гребнем волн) и производит насыщенные противозенитные маневры типа "змейка" с перегрузками, превосходящими 10 ед. Время запуска 4-х ракет в залпе составляет 15 секунд. Тип головки самонаведения - комбинированное самонаведение с инерционным и активным радиолокационным каналами. Ракеты расположены побортно на платформе в 2-ух счетверённых не наводящихся, нестабилизированных, небронированных, неамортизированных стартовых пусковых установках КТ-190-1239 контейнерного типа. ПУ имеют неизменный угол возвышения, а их оси размещены параллельно диаметральной плоскости корабля. Время готовности комплекса к стрельбе из "прохладного состояния" составляет 50 сек., а из состояния завышенной готовности - 11 сек.
Источник: dogswar.ru