
Беспилотный летательный аппарат EADS «Harfang», нареченный «в честь» белоснежной, либо полярной совы, представляет собой измененный под французские требования БЛА типа «Heron», разработанный израильской компанией IAI. Он относится к классу MALE (Medium Altitude, Long Endurance) - средневысотный, большой длительности полета. Главной наружной отличительной особенностью французского варианта является носовая бульбовидная часть фюзеляжа, в какой располагается антенна сателлитной системы связи. Хотя позднее израильская компания представила на интернациональных выставках вариант БЛА типа «Heron» в конфигурации, близкой к БЛА типа «Harfang» (с носовым бульбовидным обтекателем антенны сателлитной связи и пр.).
Макет БЛА EADS Harfang под заглавием «Eagle» (часто также употребляют обозначение «Eagle 0») представили широкому кругу профессионалов на интернациональной аэрокосмической выставке в Ле-Бурже в июне 1999 г., и практически сразу к нему проявило энтузиазм командование ВС Франции. 1-ый полет он выполнил в 1998 г. Аппарат был обустроен: поршневым движком Rotax 914, антиобледенительной системой, бортовой РЛС с синтезированной апертурой антенны, оптико-электронным комплексом наблюдения и разведки израильской компании «Taman» (заходит в состав IAI), работающей в частотном спектре С (4 ГГц) системой обмена данными производства израильской компании «Tadiran Spectralink Ltd» с дальностью деяния 250 км, радиосистемой удаленного взлета и посадки (по командам оператора) и системой управления полетом БЛА исключительно в зоне прямой видимости и пр. Системы сателлитной связи у него не было, а поэтому соответствующий бульбовидный обтекатель в носовой части отсутствовал.
8 июне 2002 г. шведское Агентство по оборонным закупкам (FMV) проводило оценочные тесты этого БЛА в качестве составной части более широкой программки разработки сетецентричной системы сбора, обработки и рассредотачивания разных данных. Аппарат комплектовался системой госопознавания VDL Mode 4 разработки Галлактической компании Швеции (Swedish Space Corporation), оптико-электронным комплексом разведки и наблюдения с оптическим и инфракрасным каналами, также РЛС с синтезированной апертурой антенны, штатским ответчиком (транспондером) и аппаратурой исследования атмосферы. Всего с авиабазы Кируна, расположенной около Полярного круга, выполнили 5 полетов, при этом передача видеоданных осуществлялась средством защищенной полосы связи сразу как на авиабазу, так и в Стокгольм.
В сентябре 2005 г. Министерство обороны Англии в рамках экспериментальной программки по исследованию способности закупки одного беспилотного летательного аппарата (Joint UAV Experimentation Programme, либо JUEP) взяло в аренду для проведения оценочных испытаний один измененный БЛА типа «Eagle» (ZJ989) - без бульбовидного обтекателя в носовой части, но снаряженный РЛС с синтезированной апертурой антенны, оптико-электронным комплексом разведки и наблюдения, также радиолинией обмена данными. С 7 по 21 октября 2003 г на авиабазе канадских ВВС в Саффилде (провинция Альберта) спецы учебного подразделения сухопутных войск Англии и группа реализации программки JUEP выполнили 12 полетов данного БЛА общей длительностью 73 ч.
В 2001 г генеральная делегация по вооружению МО Франции (Delegation Generale pour I'Armament, либо DGA) объявила тендер на оснащение вооруженных сил Франции нынешними беспилотниками класса MALE. Более прибыльные позиции тогда
были у франко-израильского проекта, предусматривавшего поставку аппаратов типа «Eagle»: их планировалось собирать в Израиле и дорабатывать под нужды заказчика во Франции. После долгих переговоров и разработки проекта модернизации БЛА при участии концерна EADS был подписан договор на поставку французским ВВС партии из 4 беспилотных летательных аппаратов «Eagle 1» («Harfang»). Эта программка известна как «EAGLE/ SIDM», где последняя аббревиатура значит «Systeme Interimaire de Drone MALE», что можно перевести как «промежуточная беспилотная авиационная система класса MALE».
БЛА EADS Harfang выполнен по двухбалочной схеме. Крыло - прямое, высокорасположенное, с огромным относительным удлинением. Оно обустроено закрылками и антиобледенительной системой. Хвостовое оперение - двухкилевое, с рулями направления, расположенными на килях, и двухсекционным рулем высоты, находящимся на горизонтальном стабилизаторе, соединяющем кили. В фюзеляже располагаются: вся мотивированная нагрузка, системы управления, связи и обмена данными, элементы силовой установки и припас горючего. В фронтальной части фюзеляж имеет соответствующую изогнуто-приподнятую бульбовидную форму, где под радиопрозрачным обтекателем находятся антенны систем связи, управления и обмена данными; под носовой частью фюзеляжа на стабилизированной платформе размещается блок аппаратуры оптико-электронной/тепловизионной поисковой машины и лазерный дальномер. Антенна бортовой РЛС находится в радиопрозрачном обтекателе, который смонтирован под центральной частью фюзеляжа. В высшей части фюзеляжа имеется мачта с антенной системы связи.

Шасси - колесное, трехстоечное, убирающееся; оно позволяет эксплуатировать БЛА только с приготовленных ВПП. Силовая установка - движок Rotax 914F с турбонаддувом мощью 115 л.с. (86 кВт) при 5800 об./мин, который приводит во вращение двухлопастный толкающий воздушный винт, расположенный в хвостовой части фюзеляжа. Управление БЛА EADS Harfang и его мотивированной нагрузкой осуществляется операторами с автоматических рабочих мест (АРМ) наземной станции управления, либо в автономном режиме по заблаговременно разработанной программе-сценарию. Бортовая система управления включает инерциальный блок и аппаратуру глобальной галлактической радионавигационной системы, также вычислительный блок. Беспилотная авиационная система (комплекс) на базе БЛА типа EADS Harfang состоит из 3-х беспилотных летательных аппаратов, 2-ух наземных станций управления и средств обеспечения. Любая наземная станция управления включает четыре АРМ:
- М-1 - модуль планирования полетного задания (на базе аналогичного модуля для самолетов «Мираж» 2000);
- М-2 - модуль управления БЛА; в главном употребляется на взлете и посадке, остальная часть полета проходит в автоматическом режиме, хотя нынешняя система управления взлетом и посадкой разработки компании «Малат», установленная на БЛА, позволяет делать взлет и посадку также в автоматическом режиме;
- М-5 - пост мотивированной нагрузки, представляющий из себя модуль получения данных от аппаратуры наблюдения и разведки;
- М-4 - разведывательный модуль, в каком аккумулируется вся «чувствительная» информация, получаемая при помощи мотивированной аппаратуры беспилотника. Тут размещается спец по разведке; другие члены боевого расчета доступа к данному модулю не имеют.
Управление на дистанции прямой видимости (порядка 150-200 км) осуществляется по радио, потом по сателлитной системе связи, построенной на базе геостационарных спутников. Процесс управления аппаратом при наименьшем боевом расчете в составе 3-х человек смотрится последующим образом. Оператор (либо пилот, как его нередко именуют военные) находится на рабочем месте в наземной станции управления. Перед ним размещен экран, на который выводятся данные с камеры, установленной на правом вертикальном стабилизаторе хвостового оперения БЛА и позволяющей в хоть какое время суток следить за поведением аппарата на взлете (посадке) и в полете, также получать общую информацию об окружающей обстановке. Оператор при помощи джойстика выруливает беспилотник на стартовую позицию на взлетно-посадочной полосе, после этого в автоматическом режиме производится взлет В процессе полета оператор производит контроль за поведением БЛА. Во время выполнения посадки он при помощи джойстика заводит беспилотник на глиссаду посадки, после этого все процессы опять-таки производятся автоматом. 2-ой номер боевого расчета (оператор мотивированной нагрузки) производит управление комплексом бортовой мотивированной радиоэлектронной аппаратуры, а 3-ий номер расчета (спец по разведке) находится за АРМ типа М-4 и решает свои особые задачки.
По результатам эксплуатации БЛА типа EADS Harfang в Афганистане было установлено, что для обеспечения полетного задания длительностью 20-24 ч требуется девять человек, которые работают посменно: четыре пилота-оператора, два спеца по разведке, два спеца по дешифровке фотоснимков и изображений РЛС с синтезированной апертурой антенны, также один специалист-координатор, сводящий поступающую от БЛА информацию с остальной информацией по данному ТВД. Способность к работе всей системы на аэродроме базирования обеспечивают в данном случае 15 технических профессионалов -инженеров, электронщиков и программистов. Перед взлетом беспилотника они проводят его полную проверку, приводят в рабочее положение сателлитную линию связи и делают другие нужные операции, после этого уже передают контроль конкретно оператору.
БЛА EADS Harfang является чисто разведывательным аппаратом и не имеет никакого вооружения. Он несет последующую мотивированную нагрузку:
- РЛС с синтезированной апертурой антенны EL-M-2055 компании «Elta»; она имеет разрешающую способность наименее 1 м и интегрированный индикатор передвигающихся целей, обеспечивающий соответственный режим работы бортовой РЛС;
- оптико-электронную/тепловизионную поисковую машину (WAS/SPOT) компании «Taman» с оптическим и инфракрасным каналами (MOSPEO/IR);
- лазерный дальномер-целеуказатель (эталон НАТО Stanag 5875);
- панорамную камеру;
- систему сателлитной связи рабочего спектра Ки;
- систему радиосвязи для работы на дальность прямой видимости;
- радиовысотомер и лазерный трекер;
- аппаратуру систем муниципального опознавания «свой-чужой» и управления воздушным движением (АТС Voice), позволяющую передавать данные со скоростью 8 Мб/с.
Не считая того, на БЛА EADS Harfang установлена спец система ROVER (Remote Operations Video Enhanced Receiver) для передачи видеоданных в реальном масштабе времени на наземные командные пункты и на другие потребители. 1-ый полет БЛА EADS Harfang в обозначенной конфигурации, позволяющей копить до 12 ч видеоинформации и значимый массив другой инфы, передавая ее в реальном масштабе времени на дальность до 1000 км, сделал в Афганистане 4 марта 2010 г, так как сначало аппараты поставлялись с наименее впечатляющим составом бортового радиоэлектронного оборудования. Закупочная цена 1-го БЛА EADS Harfang сейчас составляет 54 млн евро. Эти беспилотники стоят на вооружении только 1-го подразделения ВВС Франции - эскадрильи 1/33 «Бельфор» (ED 1/53 Belfort).
Технические свойства
Длина: 9,3 м
Размах крыла: 16,6 м
Масса пустого: 657 кг
Наибольшая взлётная масса: 1250 кг
Силовая установка: 1 х Rotax 914F
Мощность движков: 1 х 115 л. с. (взлётная)
Наибольшая скорость: 207 км/ч
Практическая дальность: 1000 км
Практический потолок: 7600 м
Боевая нагрузка: 250 кг
по материалам статьи - создатель : В.Щербаков
первоисточник: журнальчик «Техника и Вооружение вчера, сейчас, завтра» 2017 г. №03
Источник: dogswar.ru