Вернуться назад Распечатать

Разведывательный БПЛА EADS Harfang (Франция)

Беспилотный летательный аппарат EADS «Harfang», нареченный «в честь» белоснежной, либо полярной совы, представляет собой измененный под французские требования БЛА типа «Heron», разработанный израильской компанией IAI. Он относится к классу MALE (Medium Altitude, Long Endurance) - средневысотный, большой длительности полета. Главной наружной отличительной особенностью французского варианта является носовая бульбовидная часть фюзеляжа, в какой располагается антенна сателлитной системы связи. Хотя позднее израильская компания представила на интернациональных выставках вариант БЛА типа «Heron» в конфигурации, близкой к БЛА типа «Harfang» (с носовым бульбовидным обтекателем антенны сателлитной связи и пр.). Макет БЛА EADS Harfang под заглавием «Eagle» (часто также употребляют обозначение «Eagle 0») представили широкому кругу профессионалов на интернациональной аэрокосмической выставке в Ле-Бурже в июне 1999 г., и практически сразу к нему проявило энтузиазм командование ВС Франции. 1-ый полет он выполнил в 1998 г. Аппарат был обустроен: поршневым движком Rotax 914, антиобледенительной системой, бортовой РЛС с синтезированной апертурой антенны, оптико-электронным комплексом наблюдения и разведки израильской компании «Taman» (заходит в состав IAI), работающей в частотном спектре С (4 ГГц) системой обмена данными производства израильской компании «Tadiran Spectralink Ltd» с дальностью деяния 250 км, радиосистемой удаленного взлета и посадки (по командам оператора) и системой управления полетом БЛА исключительно в зоне прямой видимости и пр. Системы сателлитной связи у него не было, а поэтому соответствующий бульбовидный обтекатель в носовой части отсутствовал. 8 июне 2002 г. шведское Агентство по оборонным закупкам (FMV) проводило оценочные тесты этого БЛА в качестве составной части более широкой программки разработки сетецентричной системы сбора, обработки и рассредотачивания разных данных. Аппарат комплектовался системой госопознавания VDL Mode 4 разработки Галлактической компании Швеции (Swedish Space Corporation), оптико-электронным комплексом разведки и наблюдения с оптическим и инфракрасным каналами, также РЛС с синтезированной апертурой антенны, штатским ответчиком (транспондером) и аппаратурой исследования атмосферы. Всего с авиабазы Кируна, расположенной около Полярного круга, выполнили 5 полетов, при этом передача видеоданных осуществлялась средством защищенной полосы связи сразу как на авиабазу, так и в Стокгольм. В сентябре 2005 г. Министерство обороны Англии в рамках экспериментальной программки по исследованию способности закупки одного беспилотного летательного аппарата (Joint UAV Experimentation Programme, либо JUEP) взяло в аренду для проведения оценочных испытаний один измененный БЛА типа «Eagle» (ZJ989) - без бульбовидного обтекателя в носовой части, но снаряженный РЛС с синтезированной апертурой антенны, оптико-электронным комплексом разведки и наблюдения, также радиолинией обмена данными. С 7 по 21 октября 2003 г на авиабазе канадских ВВС в Саффилде (провинция Альберта) спецы учебного подразделения сухопутных войск Англии и группа реализации программки JUEP выполнили 12 полетов данного БЛА общей длительностью 73 ч. В 2001 г генеральная делегация по вооружению МО Франции (Delegation Generale pour I'Armament, либо DGA) объявила тендер на оснащение вооруженных сил Франции нынешними беспилотниками класса MALE. Более прибыльные позиции тогда были у франко-израильского проекта, предусматривавшего поставку аппаратов типа «Eagle»: их планировалось собирать в Израиле и дорабатывать под нужды заказчика во Франции. После долгих переговоров и разработки проекта модернизации БЛА при участии концерна EADS был подписан договор на поставку французским ВВС партии из 4 беспилотных летательных аппаратов «Eagle 1» («Harfang»). Эта программка известна как «EAGLE/ SIDM», где последняя аббревиатура значит «Systeme Interimaire de Drone MALE», что можно перевести как «промежуточная беспилотная авиационная система класса MALE». БЛА EADS Harfang выполнен по двухбалочной схеме. Крыло - прямое, высокорасположенное, с огромным относительным удлинением. Оно обустроено закрылками и антиобледенительной системой. Хвостовое оперение - двухкилевое, с рулями направления, расположенными на килях, и двухсекционным рулем высоты, находящимся на горизонтальном стабилизаторе, соединяющем кили. В фюзеляже располагаются: вся мотивированная нагрузка, системы управления, связи и обмена данными, элементы силовой установки и припас горючего. В фронтальной части фюзеляж имеет соответствующую изогнуто-приподнятую бульбовидную форму, где под радиопрозрачным обтекателем находятся антенны систем связи, управления и обмена данными; под носовой частью фюзеляжа на стабилизированной платформе размещается блок аппаратуры оптико-электронной/тепловизионной поисковой машины и лазерный дальномер. Антенна бортовой РЛС находится в радиопрозрачном обтекателе, который смонтирован под центральной частью фюзеляжа. В высшей части фюзеляжа имеется мачта с антенной системы связи. Шасси - колесное, трехстоечное, убирающееся; оно позволяет эксплуатировать БЛА только с приготовленных ВПП. Силовая установка - движок Rotax 914F с турбонаддувом мощью 115 л.с. (86 кВт) при 5800 об./мин, который приводит во вращение двухлопастный толкающий воздушный винт, расположенный в хвостовой части фюзеляжа. Управление БЛА EADS Harfang и его мотивированной нагрузкой осуществляется операторами с автоматических рабочих мест (АРМ) наземной станции управления, либо в автономном режиме по заблаговременно разработанной программе-сценарию. Бортовая система управления включает инерциальный блок и аппаратуру глобальной галлактической радионавигационной системы, также вычислительный блок. Беспилотная авиационная система (комплекс) на базе БЛА типа EADS Harfang состоит из 3-х беспилотных летательных аппаратов, 2-ух наземных станций управления и средств обеспечения. Любая наземная станция управления включает четыре АРМ: - М-1 - модуль планирования полетного задания (на базе аналогичного модуля для самолетов «Мираж» 2000); - М-2 - модуль управления БЛА; в главном употребляется на взлете и посадке, остальная часть полета проходит в автоматическом режиме, хотя нынешняя система управления взлетом и посадкой разработки компании «Малат», установленная на БЛА, позволяет делать взлет и посадку также в автоматическом режиме; - М-5 - пост мотивированной нагрузки, представляющий из себя модуль получения данных от аппаратуры наблюдения и разведки; - М-4 - разведывательный модуль, в каком аккумулируется вся «чувствительная» информация, получаемая при помощи мотивированной аппаратуры беспилотника. Тут размещается спец по разведке; другие члены боевого расчета доступа к данному модулю не имеют. Управление на дистанции прямой видимости (порядка 150-200 км) осуществляется по радио, потом по сателлитной системе связи, построенной на базе геостационарных спутников. Процесс управления аппаратом при наименьшем боевом расчете в составе 3-х человек смотрится последующим образом. Оператор (либо пилот, как его нередко именуют военные) находится на рабочем месте в наземной станции управления. Перед ним размещен экран, на который выводятся данные с камеры, установленной на правом вертикальном стабилизаторе хвостового оперения БЛА и позволяющей в хоть какое время суток следить за поведением аппарата на взлете (посадке) и в полете, также получать общую информацию об окружающей обстановке. Оператор при помощи джойстика выруливает беспилотник на стартовую позицию на взлетно-посадочной полосе, после этого в автоматическом режиме производится взлет В процессе полета оператор производит контроль за поведением БЛА. Во время выполнения посадки он при помощи джойстика заводит беспилотник на глиссаду посадки, после этого все процессы опять-таки производятся автоматом. 2-ой номер боевого расчета (оператор мотивированной нагрузки) производит управление комплексом бортовой мотивированной радиоэлектронной аппаратуры, а 3-ий номер расчета (спец по разведке) находится за АРМ типа М-4 и решает свои особые задачки. По результатам эксплуатации БЛА типа EADS Harfang в Афганистане было установлено, что для обеспечения полетного задания длительностью 20-24 ч требуется девять человек, которые работают посменно: четыре пилота-оператора, два спеца по разведке, два спеца по дешифровке фотоснимков и изображений РЛС с синтезированной апертурой антенны, также один специалист-координатор, сводящий поступающую от БЛА информацию с остальной информацией по данному ТВД. Способность к работе всей системы на аэродроме базирования обеспечивают в данном случае 15 технических профессионалов -инженеров, электронщиков и программистов. Перед взлетом беспилотника они проводят его полную проверку, приводят в рабочее положение сателлитную линию связи и делают другие нужные операции, после этого уже передают контроль конкретно оператору. БЛА EADS Harfang является чисто разведывательным аппаратом и не имеет никакого вооружения. Он несет последующую мотивированную нагрузку: - РЛС с синтезированной апертурой антенны EL-M-2055 компании «Elta»; она имеет разрешающую способность наименее 1 м и интегрированный индикатор передвигающихся целей, обеспечивающий соответственный режим работы бортовой РЛС; - оптико-электронную/тепловизионную поисковую машину (WAS/SPOT) компании «Taman» с оптическим и инфракрасным каналами (MOSPEO/IR); - лазерный дальномер-целеуказатель (эталон НАТО Stanag 5875); - панорамную камеру; - систему сателлитной связи рабочего спектра Ки; - систему радиосвязи для работы на дальность прямой видимости; - радиовысотомер и лазерный трекер; - аппаратуру систем муниципального опознавания «свой-чужой» и управления воздушным движением (АТС Voice), позволяющую передавать данные со скоростью 8 Мб/с. Не считая того, на БЛА EADS Harfang установлена спец система ROVER (Remote Operations Video Enhanced Receiver) для передачи видеоданных в реальном масштабе времени на наземные командные пункты и на другие потребители. 1-ый полет БЛА EADS Harfang в обозначенной конфигурации, позволяющей копить до 12 ч видеоинформации и значимый массив другой инфы, передавая ее в реальном масштабе времени на дальность до 1000 км, сделал в Афганистане 4 марта 2010 г, так как сначало аппараты поставлялись с наименее впечатляющим составом бортового радиоэлектронного оборудования. Закупочная цена 1-го БЛА EADS Harfang сейчас составляет 54 млн евро. Эти беспилотники стоят на вооружении только 1-го подразделения ВВС Франции - эскадрильи 1/33 «Бельфор» (ED 1/53 Belfort). Технические свойства Длина: 9,3 м Размах крыла: 16,6 м Масса пустого: 657 кг Наибольшая взлётная масса: 1250 кг Силовая установка: 1 х Rotax 914F Мощность движков: 1 х 115 л. с. (взлётная) Наибольшая скорость: 207 км/ч Практическая дальность: 1000 км Практический потолок: 7600 м Боевая нагрузка: 250 кг по материалам статьи - создатель : В.Щербаков первоисточник: журнальчик «Техника и Вооружение вчера, сейчас, завтра» 2017 г. №03