Многоцелевой самолёт SO.4050 Vautour II (Франция)

Посреди огромного количества прототипов периода после войны был реактивный бомбовоз SO.4000, поднявшийся в воздух в марте 1951 года. Самолёт был увлекательным, но при всем этом почти во всем устаревшим и массивным, так что еще до первого полёта конструкторы и представители ВВС сообразили - реального фуррора самолёт иметь не будет. Решено было приостановить программку после первого полёта и использовать все приобретенные выработки в новеньком проекте. Новый самолёт стал первой двухмоторной машиной с стопроцентно разработанным и собранным во Франции движком Atar. Новый осевой компрессор, сконструированный германцами, работавшими после войны на Францию, был во всем лучше, чем центробежный у английского Rolls-Royce Nene. Не считая того, конструкторы SNCASO смогли сделать крыло и хвостовое оперение стреловидным, что существенно прирастило скорость. Командование ВВС Франции уже составило к тому времени требования на новый самолёт, способный делать более 4 боевых задач - маловысотного бомбовоза, всепогодного самолёта перехватчика, самолёта конкретной огневой поддержки и лазутчика. Машина должна была оснащаться 2-мя ТРД Atar и иметь размах крыла и длину примерно по 15 м.

Компания SNCASO получила заказ на три макета, а детализированное проектирование началось в июне 1951 года. В 1953 году был оформлен заказ на 6 предсерийных образцов Vautour, а потом на 140 серийных машин. Планируемый заказ на 360 самолётов был сокращен до 160, а потом идо 140. В компании планировали создание 3-х главных модификаций Vautour: Vautour A - одноместный тактический истребитель либо самолёт конкретной поддержки; Vautour B - двухместный бомбовоз с застекленной носовой частью для использования оптического бомбоприцела; Vautour C - ночной и всепогодный истребитель с РЛС в носовой части, управляемой оператором, размещавшимся на заднем сиденьи.
SNCASO получила заказ на самолёт SO.4050-01 Vautour в модификации «С». Он был построен очень стремительно и поднялся в воздух 16 октября 1952 года на испытательном аэродроме в Мелён-Виллароше. 1-ый испытательный полёт самолёт делал с маломощными движками SNECMA Atar 101В тягой 24,51 кН (в первом полете его тяга не превосходила 21,57 кН). Невзирая на это, пилот был доволен, а когда движки развили тягу поначалу в 23,53 кН, а потом и 24,5 кН, лётные свойства существенно стали лучше. В 1953 году самолёт SO.4050-01 был переоснащен движками Atar 101С тягой 27,45 кН. Он имел гаргрот, идущий от фонаря кабины до киля, а в носовой части была установлена РЛС перехвата (приобретенная от США в рамках программки «Mutual Assistance Program»), также четыре 30-мм пушки DEPA, управляемых пилотом. Планировалось вооружение этой модификации ракетами класса «воздух-воздух».
Самолёт SO.4050-02 представлял собой одноместный Vautour A и отличался заостренной носовой частью с приборно-измерительной штангой. 1-ый полёт с движками 101С самолёт сделал 16 декабря 1953 года. В 1954 году на самолёт установили движки Atar 101D тягой 29,41 кН, имевшие створчатое сопло и отличавшиеся измененной камерой сжигания и увеличенной турбиной. Самолёт SO.4050-03 был первым бомбовозом с бомбоприцелом в остекленной носовой части и стал эксклюзивным благодаря наличию движков Armstrong Siddeley Sapphire тягой 35,59 кН. Его 1-ый полет состоялся 5 декабря 1954 года.

После прототипов было выпущено 6 предсерийных Vautour. Обычно они все имели ТРД Atar 101D, но на самолёте SO.4050-04 (бомбовоз) одно время стояли движки с форсажными камерами. Машины SO.4050-05 и SO.4050-07 представляли собой одноместные Vautour A, SO.4050-06 и SO.4050-08 - истребители Vautour N, а SO.4050-09 отличался движками Rolls-Royce Avon RA.28 тягой 44,56 кН. Vautour N был самым высокоскоростным посреди машин собственного семейства - он развивал скорость 1160 км/ч на малых высотах, в то время как другие только 1100 км/ч. Стандартным движком для серийного самолета стал Atar 101Е-3 с усовершенствованным восьми-ступенчатым компрессором, по заказу могла ставиться система впрыска воды. При увеличенной до 34,31 кН тяге движков летные свойства самолета не очень поменялись, так как сами серийные машины (получившие обозначение Vautour II) оказались тяжелее собственных предшественников.
Заказ на 140 ночных и всепогодных истребителей SO.4050 Vautour IIN был сокращен наполовину, 70 машин поставили в 1957-1959 годах с номерами от 301 до 370. Они вооружались 4-мя 30-мм пушками и 2-мя выдвижными ПУ Matra 104А, любая со 116 ракетами SNEB калибра 68-мм, размещенными в отсеке под кабиной оператора РЛС. Большая часть машин этой модификации служили в 30-м авиакрыле всепогодных самолетов, к концу 1958 года их вооружение было усилено - под крылом добавили четыре пилона для УР Matra R511 с полуактивной РЛГСН. Сначала 1960-х годов 53 самолета, находящихся в эксплуатации, были изменены установкой цельноповоротных стабилизаторов без независящих рулей высоты и получили обозначение Vautour II.1N.
Компания «Ouest» выстроила 40 бомбардировщиков Vautour IIB, 1-ый полет состоялся 31 июля 1957 года. Все машины были переданы ВВС Франции в Стратегическое авиационное командование, где они служили до возникновения в 1964-1965 годах сверхзвукового Mirage IVA. В остекленной носовой части самолёта Vautour IIB располагался штурман-бомбардир, бомбовая нагрузка была таковой же, как у Vautour IIA. Эти самолёты с номерами от 601 до 640 несли колоритную блестящую железную расцветку. Применимые для высшего пилотажа, они воспользовались большой известностью. В 1960 году 35 машин, находившихся в боевых подразделениях, после оснащения цельноповоротными стабилизаторами получили обозначение Vautour II.1B.
Тактико-технические свойства S.O.4050 Vautour II Экипаж: 1 человек Длина: 15,57 м Размах крыла: 15,10 м Высота: 4,94 м Площадь крыла: 45 м Масса пустого: 10 000 кг Масса снаряжённого: 17 500 кг Масса наибольшая взлётная: 21 000 кг Движок: SNECMA «Atar» 101E-3 (2x34,3 кН) Наибольшая скорость у земли: 1100 км/ч Дальность полёта: 5400 км Практический потолок: 15 200 м Скороподъёмность: 60 м/с (3600 м/мин) Удельная нагрузка на крыло: 403 кг/м Тяговооружённость: 0,4 Вооружение Пушки: 4x30 мм (DEFA), боекомплект - 100 сн/ствол Во внутреннем отсеке быть может расположено до 2725 кг бомб, НАР (116x68 мм), 2 ПТБ На 4 подкрыльевых пилонах быть может расположено до 4000 кг бомб Практическая боевая нагрузка - 4400 кг
Источник: dogswar.ru
Возможно интересно:
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.