ArtGuns » Военный флот » Атомные подводные лодки пр.661 (СССР)

Атомные подводные лодки пр.661 (СССР)

24 июль 2025, Четверг
5
0
Проектирование многоцелевой атомной подводной лодки, вооруженной крылатыми ракетами «Аметист» было начато по Постановлению СМ от 28 августа 1958 года. Новенькая лодка пр.661 должна была решать задачки поражения крылатыми ракетами и торпедами надводных кораблей противника из состава его корабельных соединений. ПЛ пр.661 должна была стать первой скоростной ПЛ с корпусом из титанового сплава, с атомной энергетической установкой 2-го поколения и ракетным комплексом, крылатые ракеты которого стартуют из-под воды. Проектирование лодки вело ЦКБ-16, основным конструктором был Н.Н.Исанин, а потом Н.Ф.Шульженко, главными наблюдающими от ВМФ были Ю.Г.Ильинский, а потом В.Н.Марков. Всего в разработке лодки пр.661 участвовало выше 400 организаций и компаний. Предэскизный проект был выполнен к июлю 1959 года. Главные тактико-технические элементы ПЛ были утверждены 9 апреля 1959 года. Технический проект был утвержден в конце 1961 года.

Конструктивно торпедная лодка пр.661 относилась к двухкорпусным ПЛ с крепким легким (внешним) корпусами. Легкий корпус в поперечном сечении имел радиальную форму. Носовая часть крепкого корпуса состояла из 2-ух цилиндров поперечником 5500 мм каждый, расположенных один под другим (в сечении это представляло собой «восьмерку») и разбитых меж собой крепкой платформой, рассчитанной на давление в 15 кг/см. Верхний цилиндр являлся первым, а нижний - вторым отсеками. Кормовая часть «восьмерки» - 3-ий отсек - отвертелась от них поперечной переборкой. Начиная с 4-ого отсека, основной крепкий корпус имел цилиндрическую форму (его поперечник в районе мидель-шпангоута приравнивался 9000 мм). К нему и «притыкалась» «восьмерка». Разница в поперечниках ее цилиндров и цилиндрической оболочки главного корпуса дозволила расположить в районе первого, второго и третьего отсеков (меж легким и крепким корпусами), с наклоном в сторону носа корабля 10 контейнеров для крылатых противокорабельных ракет «Аметист», по 5 контейнеров побортно. Эти контейнеры имели неизменный наклон к горизонту. Остальной крепкий цилиндрический корпус делился при помощи поперечных водонепроницаемых переборок, рассчитанных на давление 15 кг/см на 6 отсеков (в целом же АПЛ состояла из 9 отсеков).

Сборка орудия и технических средств, размещенных поотсечно, была последующей: в первом отсеке - 4 торпедных аппарата, созданных для стрельбы 533-мм торпедами (4 торпеды в аппаратах и 8 запасных), устройство резвого заряжания со стеллажами для запасных торпед, пост управления ПКР «Аметист» (ракеты находились в контейнерах); во 2-м отсеке - аппаратура гидроакустики, одна группа лодочной аккумуляторной батареи и трюмный пост; в 3-ем отсеке располагались жилые помещения личного состава, вспомогательные выгородки и 2-ая группа частей аккумуляторной батареи; 4-ый отсек включал в себя центральный пост, пост управления энергетической установкой, рубки различного предназначения, вспомогательные выгородки и жилой блок; 5-ый отсек был отведен под паропроизводительные установки (они входили в состав 2-ух автономных групп правого и левого бортов); 6-ой - под две паротурбинные установки( любая включала главный турбозубчатый агрегат, входивший в группу правого либо левого борта); седьмой -под автономные турбогенераторы со щитами; восьмой - под вспомогательные механизмы и оборудование, обратимые парообразователи со щитами, холодильные машины и компрессоры и 9 - под управляющие приводы и трюмный пост.

Энергетическая установка ПЛ состояла из 2-ух автономных групп правого и левого борта. Любая группа включала атомную паропроизводящую установку, турбозубчатый агрегат и автономный турбогенератор. Мощность ГТ3А на полном фронтальном ходу 2x40000 л.с., номинальная термическая мощность водо-водяных реакторов 2x177,4 МгВт, паропроизводительность ППУ при номинальной мощи реактора 2x250 т пара в час, мощность турбогенератора переменного трехфазного электронного тока 2x3000 кВт. Для питания главных потребителей электроэнергии принят переменный трехфазный ток напряжением 380В, частотой 50 Гц. В качестве аварийного источника электроэнергии установлена аккумуляторная батарея, состоящая из 2-ух групп серебряно-цинковых аккумов по 152 элемента в каждом. Мощная атомная энергетическая установка в купе с рядом новых конструктивных решений в части строительных форм корпуса дозволила получить высочайшие скоростные свойства, превосходящие в то время подобные свойства российских и забугорных ПЛ. При мощи реактора 90-92% на муниципальных испытаниях полная скорость составила 42 узла заместо 37-38 узлов по проекту, а в период опытнейшей эксплуатации была зафиксирована скорость 44,7 узла.

Высочайшие пропульсивные свойства (увеличение пропульсивного коэффициента) на двухвальной движительной схеме опытнейшей ПЛ были достигнуты в первый раз в практике подводного судостроения Это удалось выполнить за счет оптимизации формы кормовой оконечности методом ее удлинения с малыми углами схода ватерлинии в диаметральной плоскости и внедрения удлиненных гребных валов с обтекателями, допускающими размещение гребных винтов рационального поперечника для данной частоты вращения. Схожая строительная форма корпуса получила заглавие «раздвоенная корма». Для наблюдения за воздушной и надводной обстановкой и определения собственного местопребывания на ПЛ был установлен зенитный светочувствительный перископ «Орион» с оптическим вычислителем координат. Подъемное устройство позволяло подымать перископ с глубины до 30 м при скорости до 10 узлов и состоянии моря до 5 баллов.

Уже в 1962 году, после получения части титана для производства крепкого корпуса завод №402 в Северодвинске приступил к строительству опытнейшей лодки по проекту 661. 28 декабря 1963 года свершилась официальная закладка ПЛ, получившей тактический номер К-162. Из-за задержек титана и различного комплектующего оборудования строительство К-162 навечно затянулось и только 14 декабря 1968 года состоялся ее спуск на воду. Акт о приемке лодки в состав ВМФ был подписан 31 декабря 1969 года, другими словами практически 10 лет спустя после начала работ по ее созданию. В процессе муниципальных испытаний был отмечен ряд конструктивных недочетов лодки. При больших скоростях подводного хода обнаружились явления, до сего времени ранее не замечавшиеся на атомных ПЛ. Так, на скорости хода более 35 узлов «начинал возрастать наружный гидродинамический шум», создававшийся турбулентными потоками при обтекании корпуса ПЛ. Этот шум напоминал «гул самолета». А на муниципальных испытаниях, во время 12-часового режима полного хода, при скорости лодки в 42 узла на циркуляции сорвало входную дверь огораживания рубки, три люка в надстройке и обтекатель буя. К лодке пр.661 вправду идеальнее всего подходило ее южноамериканское прозвище - «Ревущая корова».

Не считая того, лодка имела значимый тактический недочет. При массированном ракетном ударе по противнику для выпуска всего боекомплекта ракет требовалось произвести два раздельных залпа. Интервал меж залпами составлял около 3 минут, что резко снижало боевую продуктивность ракетной атаки. Устранение отмеченного недочета и выпуск всех ракет в одном залпе приводили к необходимости коренным образом переработать систему одержания АПЛ на стартовой глубине. Это, в свою очередь, связывалось с проектными переменами подводной лодки и повышением ее водоизмещения. С января 1970 года по декабрь 1971 года лодка К-162 находилась в опытнейшей эксплуатации и только после чего переведена в боевой состав Северного флота. В 1988 году АПЛ К-162 исключена из боевого состава Северного флота.

Тактико-технические свойства подводной лодки проекта 661 Водоизмещение обычное,м  5197 Главные размерения: а) длина большая, м 106,92 б) ширина, м 11,5 в) ширина большая по стабилизаторам, м  16,7 Осадка средняя в надводном положении, м 8,0 Глубина погружения, м 400 Скорость хода: а) надводная, уз. 16 б) подводная, уз. 42 Автономность, сут. 75 Команда, чел. 80 Номинальная мощность реакторов, мВт 2x177 Мощность ГТ3А, л.с. 2x40 000 Мощность турбогенераторов, кВт  2x3000 Навигационный комплекс "Сигма-бб1" Гидроакустический компас  "Рубин"

Ракетное вооружение Число пусковых установок комплекса "Аметист"  10 Глубина пуска ракет "Аметист", м  30

Торпедное вооружение 533-мм носовых торпедных аппаратов 4 Припас торпед, включая запасные, шт.  12 Глубина безпузырчатой торпедной стрельбы  200 Система управления торпедной стрельбой  "Ладога"

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!