Стратегический бомбардировщик B-52 Stratofortress (США)

Самолет имеет самую длинноватую карьеру изо всех боевых машин стратегической авиации, являясь самым юным вариантом из дозвуковых реактивных бомбардировщиков. Свою длинноватую жизнь B-52 начал в 1948 г. как преемник поршневого бомбовоза B-50. который, в свою очередь, стал развитием самолета B-29 «Суперфортресс».
1-ый полет опытнейшего эталона XB-52 состоялся 15 апреля 1952 г. Самолет имел максимально тонкое крыло схемы высокоплан с движками под ним, объединенные попарно в мотогондолы, тандемное размещение кресел пилотов и основных колес шасси, дополненное подкрыльевыми опорами. Всего было выстроено 744 самолета B-52 разных модификаций, из них 71 самолет потерян в итоге летных происшествий.
Предсерийные машины B-52A (1-ый полет состоялся 5 августа 1954 г.) использовались как испытательные и исследовательские воздушные суда для программ усовершенствования. В ВВС США серийные бомбовозы начали поступать с 29 июня 1955 г. под обозначением B-52B, которые в отличие от B-52A были обустроены системой навигации и бомбометания. Из пятидесяти построенных самолетов B-52B 20 семь было переоборудовано в самолет-разведчик RB-52B.
На варианте B-52C было значительно усовершенствовано оборудование и летно-технические характеристики - это 1-ая модель, которая имела белоснежную отделку нижней поверхности корпуса самолета для защиты от светового излучения при ядерном взрыве. 1-ый полет B-52C сделал 9 марта 1956 г., а в боевое подразделение 1-ый B-52C поступил в июне 1956 г. Последовавший вариант B-52D (в первый раз поднялся в воздух 4 июня 1956 г.) оснастили усовершенствованной системой управления огнем из 4 хвостовых 12.7-мм пулеметов. Вариант B-52E (1-ый полет 3 октября 1957 г.) получил более совершенную навигационную систему и систему управления вооружением с отображением инфы на модернизированной приборной доске Повышение взлетного веса потребовало установки на новеньком варианте B-52F (1-ый полет выполнен 6 мая 1958 г.) движков с системой впрыска воды для роста взлетной тяги.
Вариант B-52G содержал огромное количество доработок и оказался более модернизированным в границах одной модели (1-ый полет — 26 октября 1958 г.). Чтоб сохранить вес и сделать планер более неопасным, он был стопроцентно перепроектирован, кессон-баки крыла существенно увеличены, киль укорочен, хвостовой стрелок перемещен в кабину экипажа, что позвонило существенно сберечь вес. Установлено оборудование для пуска снарядов-ловушек «Квейл» (quail — перепел). которые имитировали отметку на экранах РЛС, аналогичную отметке от B-52. и ракет AGM-28 «Хаунд Дог» (hound dog — гончий пес) класса «воздух-поверхность», запускаемых вовне пределов зоны ПВО с дальности до 1200 км. До 1960 г. было выстроено 193 самопета B-52G.
Последней модификацией стал вариант В-52Н (1-ый полет совершен 6 марта 1961 г.), который отличался новыми турбореактивными движками TF33 с увеличенной тягой при существенно наименьшем расходе горючего и усиленной конструкцией планера, что позволило самолету летать длительное время на малых высотах. Заместо 4 хвостовых пулеметов установлен один скорострельный типа «Гатлинг», удаленно управляемый при помощи РЛС AN/AGS-15 либо телекамеры. Последний самолет серии B-52 был построен в июне 1962 г.
1-ая водородная бомба была сброшена с B-52 21 мая 1956 г. В следующие годы ряд рекордных полетов показали высочайшие летные свойства самолета. Так, в ноябре 1956 г. были выполнены беспосадочные полеты вокруг Американского материка и через Северный полюс протяженностью 27000 км. 18 января 1957 г. три B-52 сделали кругосветный полет за 45 часов 19 минут, пропетев 39750 км со средней скоростью 850 км/ч., а 11 января 1962 г. самолет установил рекорд дальности полета без дозаправки, преодолев 20168 км за 22 часа 9 минут.
С 1965 по 1984 г. варианты B-52B по B-52F сняты с вооружения; к началу 1992 г. в ВВС США осталось 254 самолета B-52 (159 B-52G и 95 В-52Н).
Бомбовоз B-52 являлся первым «сверхтяжелым» самолетом, на котором был использован переставной стабилизатор, спектр отличия стабилизатора от + 7 до - 6". При посадке применяется ленточный тормозной парашют поперечником 13,4 м, установленный в хвостовой части фюзеляжа. Для размещения вариантов B-52G и Н в ангаре киль может складываться на право на шарнирном узле.
На воздушных судах B-52G и B-52H все члены экипажа находятся в двухпалубной кабине. Командир экипажа и 2-ой летчик размещаются в катапультных креслах, обеспечивающих покидание самолета ввысь; штурман и оператор навигационной РЛС — на нижней палубе в катапультных креслах, обеспечивающих покидание самолета вниз, спиной к направлению полета. На вариантах самолета с А по F оператор системы РЭБ располагается в отдельном отсеке в правой задней части верхней палубы, стрелок — в хвостовом отсеке и может по пролазу, проходящему через отсек вооружения, перебраться в главную кабину экипажа (для этого нужно разгерметизировать кабину и уменьшить высоту полета). На воздушных судах B-52G и В-52Н стрелок-оператор хвостовой турельной установки и оператор системы РЭБ размещаются в задней части кабины спиной к направлению полета. На некоторых воздушных судах RB-52B и B-52C в отсеке вооружения устанавливается особый отсек с разведывательным оборудованием, рассчитанный на 2-ух членов экипажа.
В отсеке вооружения может находиться до восьми ядерных бомб типа Мк.28, 43, 61 и 83. На самолете B-52G наведение хвостовой счетверенной пулеметной установки калибра 12,7 мм может осуществляться при помощи РЛС удаленного управления огнем AN/AS G-15 либо при помощи замкнутой телевизионной системы. На бомбовозе B-52H в хвостовой турельной установке расположена пушка с вращающимся блоком из 6 стволов M61A1 «Вулкан» калибра 20 мм и скорострельностью 4000 выстр./мин.
В 60-хгодах варианты Е, F, G и Н бомбовоза B-52 были дооборудованы для установки УР AGM-28 «Хаунд Дог», способными огибать возвышенности и поражать пусковые шахты МБР и позиции комплексов ПВО противника. Эти УР располагались в подкрыльевых контейнерах, комплектовались реактивными движками, имели помехоустойчивую ИНС, наивысшую скорость, подобающую числу М=2,1. Запуски этих УР могли осуществляться на высотах от нескольких 10-ов до 16800 м.
Потом эти воздушные суда были переоборудованы в носители ядерных УР СРЭМ AGM-69A (12 ракет под крылом и 8 в бомбоотсеке на роторной пусковой установке). Дальность стрельбы таковой ракеты 200 км, а мощность боевой части 170 кт. 1-ый самолет с ракетами СРЭМ был введен в состав боеготовых сил в августе 1972 г.
1982 г. начался с переоборудования бомбардировщиков B-52G и B-52H в носителей крылатых ракет ALCM-B AGM-86B (по 6 единиц на 2-ух подкрыльевых пилонах). Такие ракеты имеют дальность полета 2500 км, мощность ядерной боевой части 200 кг и способны достигать до 85% целей на местности Рф. Бомбовозы B-52H, не считая 12-ти КР ALCM-B под крылом, могут расположить (в отличие от B-52G) еще восемь таких ракет в бомбоотсеке на всеприменимой роторной пусковой установке. Таким образом, любой из них способен нести до 20 КР.
B-52H являлись также первыми носителями новейшей ядерной КР AGM-129A (АСМ), имеющей огромную дальность полета (около 4200 км) и малую заметность (за счет использования технологии «стелс»). Мощность ядерной боевой части ракеты также составляет около 200 кт. Не считая B-52H, носителями КР AGM-86B являются 98 из 159 бомбардировщиков B-52G. 33 самолета модификации G переоборудованы для внедрения обыденных бомб, морских мин и ПКР «Гарпун». В качестве вооружения B-52G могут испопьзовать и УР AGM-84Е SLAM класса «воздух—земля», сделанную на базе ПКР «Гарпун».
В процессе использования бомбардировщиков B-52G и B-52H пару раз проводилась модернизация БРЭО. В 1980-1987 гг. воздушные суда были обустроены новейшей радиоэлектронной аппаратурой, в состав которой заходит РЛС фронтального обзора, ИНС AN/ASN-13, средства регулирования, контроля и индикации, также станция активных помех AN/ALQ-172.
Воздушные суда оборудованы также оптико-электронной системой AN/ASQ-131, тепловизионной камерой AN/AVQ-22, способной работать при низких уровнях освещенности, и ИК-станцией фронтального обзора AN/AAQ-6, аппаратурой сателлитной навигационной системы НАВСТАР.
Вооружение включает до 20 крылатых ракет AGM-86B ALCM (AGM-86C CALCM) либо до шестнадцати КР AGM-129A ACM, ядерные бомбы B53, B61 и B83, обыденные свободнопадающие бомбы Mk82, Mk83, Mk84, Mk117, разовые бомбовые кассеты CBU-87, CBU-89, CBU-97, морские мины Mk36, Mk55, Mk56, Mk62, Mk63 и Mk64. Часть бомбардировщиков модернизированы для обеспечения способности внедрения противокорабельных ракет AGM-84 Harpoon, управляемых ракет класса "воздух-земля" AGM-142A Raptor, AGM-158 JASSM, корректируемых авиационных бомб JDAM, AGM-154A JSOW и WCMS.
В 1963 г. вариант B-52D стал исследоваться на предмет использования ядерных бомбардировщиков в качестве носителей обыденных бомб, и с 1964 г. началось переоборудование самолетов B-52D в носителей 105 обыденных авиабомб весом по 374 кг. Это позволило примененить ядерные бомбовозы с обыденным вооружением в войне во Вьетнаме уже в 1965 г. Они использовались с авиабазы на полуострове Гуам в Тихом океане для нанесения «ковровых» ударов с огромных высот по подозрительным зонам в Южном Вьетнаме и путям снабжения из Северного Вьетнама. Каждый боевой выпет длился около 10-12 часов с дозаправкой в воздухе, но после перебазирования в Таиланд время боевого вылета резко сократилось. На B-52, используемых во Вьетнаме, нижняя часть корпуса была перекрашена в темный цвет для уменьшения вероятности зрительного обнаружения. Все же в процессе бомбардировок местности Северного Вьетнама америкосы утратили 15 самолетов B-52. Аналогичным образом B-52 оперировапи в зоне Персидского залива в 1991 г. и в Югославии в 1999 г.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства Экипаж, чел. 6 Скорость, км/ч: наибольшая на высоте около 10 км 957 наибольшая на высоте до 3 км 652 крейсерская 909 Практический потолок, м 14300 Дальность, км: перегоночная 16303 действия 1760—4630 Масса, кг: наибольшая взлетная 229066 обычная взлетная 221357 пустого самолета 111350 Габариты самолета, м: размах крыла 56,39 длина 47,85 высота 12,40 Движок: ТРД Pratt & Whitney TF33-P-3. кгс 8 по 7718
Источник: dogswar.ru
Возможно интересно:
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.