ArtGuns » Военная авиация » Многоцелевой истребитель Saab J.29 Tunnan (Швеция)

Многоцелевой истребитель Saab J.29 Tunnan (Швеция)

14 август 2025, Четверг
1
0
К середине 1940-х гг. шведские ВВС имели на вооружении только истребители с поршневыми движками своей и зарубежной постройки. Их 1-ый реактивный истребитель SAAB-21 появился только в 1947 г. и уже скоро не соответствовал требованиям времени. Основным идеологом ТРД в Швеции был инженер предприятия «Свенска Флгогмотор АВ» (SFA) Лисхольм, который начал заниматься реактивными движками еще в 1936 г. К фирме SFA в 1946 г. присоединилась другая шведская компания «Свенска турбинфабрикс АВ Люнгстром» (STAL). К проекту нового истребителя, получившего обозначение R101, компания SAAB приступила сначала 1945 г.

По внешнему облику самолёт с прямым крылом очень напоминал американский истребитель Р-80. Работой управлял Ларс Брайзинг. Некие сведения о германской реактивной технике шведские конструкторы получали от сотрудничества с компанией «Даймлер Бенц», поставлявшей в Швецию движки DB 601. Ну и многие германские спецы, после капитуляции поселившиеся в других странах, сохранили отличные дела с сотрудниками в Швеции. Так в конце 1945 г. один из шведских инженеров получил от германских эмигрантов результаты аэродинамических продувок самолета со стреловидным крылом. Брайзинг сразу начал разработку нового истребителя R 1001 со стреловидным крылом. Чтоб ускорить работы по истребителю, шведы закупили у британской компании «Де Хэвилленд» лицензию на выпуск реактивных движков «Гоблин». Для подготовки кадров шведских ВВС также были куплены 270 британских истребителей «Вампир» различной модификации.

Главный конструктор проекта истребителя R1001 Брайзинг в процессе визита на фирму «Де Хэвилленд» познакомился с новым изрядно более мошным движком ТРД «Гост». Этот движок с центробежным компрессором огромного поперечника и стал главным движком нового проекта истребителя. Утолщенный из-за этого мотора самолёт Saab J.29 получил имя «Tunnan» («Бык» по-шведски). Маленькая пилотская кабина находилась высоко над землей, а хвостовое оперение размешалось в тоненькой хвостовой опоре над выхлопным соплом. Главные стойки шасси убирались в фюзеляж, так как крыло было очень узким. Крыло нового истребителя для базирования его на полевых аэродромах было очень механизировано. Автоматические щелевые предкрылки отклонялись синхронно с закрылками. Для отработки этой системы употреблялся лёгкий самолёт SAAB 91 «Сапфир» с крылом, представляющим точную копию крыла грядущего истребителя, но уменьшенного вдвое.

Постройка опытнейшего истребителя J.29 Tunnan продолжалась целых два года, и в конце концов проект самолета был представлен командованию (осень 1946 г.). Для тесты первого макета был приглашен британский летчик-испытатель подполковник Роберт Мур, имеющий опыт полетов на воздушных судах со стреловидным крылом. 1-ый полет макета был совершен 1 сентября 1948 г. и длился около получаса. В этом полете в главном определялась устойчивость и маневренность самолета на разных режимах полета. В этом полете из-за поломки в гидросистеме не на сто процентов убрались главные стойки шасси. После полета летчик отдал высшую оценку будущему истребителю, отметив его неплохую маневренность и потрясающую маневренность. Самолет был напичкан обилием различной контрольно-измерительной аппаратуры, для замеров напряжений в узлах было установлено 60 сенсоров и самописцев. За полет замерялось около 500 характеристик. Кабину оснастили (одним из первых) магнитофоном.

Сначала 1949 г. на тесты вышли еще два макета истребителя, которые уже имели полный набор оборудования и вооружения. Какой-то из них употреблялся для определения летных данных, а 2-ой для отработки встроенного и навесного вооружения. Во время испытаний на скорости около 900 км/ч начиналась мощная вибрация, а в хвостовой части появлялись небезопасные напряжения. Пришлось срочно усилить конструкцию хвостовой части фюзеляжа. Улучшили аэродинамику сопряжения вертикального и горизонтального оперения, также поновой спроектировали переход от сопла мотора к хвостовой опоре. Все эти конструктивные конфигурации были внесены в 4-ый макет самолета. После всесторонних испытаний новый истребитель J-29A был запущен в массовое создание. Всего было выстроено 224 таких машин.

1-ые серийные машины стали поступать в ВВС в мае 1951 г. Пилоты без экстаза повстречали новый истребитель. Неловкий, он получил халатное прозвище «Летающая бочка», а летчики еле-еле осваивали его. К тому же малый радиус деяния истребителя не устраивал военных. В новейшей модификации J.29B Tunnan во внутренних секциях крыла установили доп топливные баки из упрочненной резины. Также были бы установлены и подкрыльевые топливные баки 2-ух типов по 400 и 450 л.. 1-ый полет макет J.29B Tunnan сделал в марте 1953 г. Серийный выпуск этой модификации нарастал с таковой скоростью, что скоро фабричный аэродром оказался забит самолетами, ждавшими облета. На одном из серийных J-29B капитан шведских ВВС К. Вестерлунд 6 мая 1954 г. установил мировой рекорд скорости на 500-км маршруте - 977 км/ч. Предыдущий рекорд принадлежал южноамериканскому истребителю F-86E. Всего выпустили 361 истребитель-бомбардировщик J.29B Tunnan.

Невзирая на установленный рекорд, шведские конструкторы понимали, что для середины 1950-х гг. эти самолёты уже устарели. Нужно было произвести модернизацию истребителя. Было сделано новое крыло с наименьшей относительной шириной, а на фронтальной кромке появился «клык». Последней серийной модификацией стал фоторазведчик S-29C. В носовой части фюзеляжа монтировали до 6 авиационных фотоаппаратов. 29 марта 1955 г. на этой модификации шведские летчики X. Нейд и Б. Эриксон установили мировой рекорд скорости по замкнутому 1000-км кругу со средней скоростью 900,6 км/ч.

Воздушные суда J.29 Tunnan различной модификации дослужили до середины 1960-х гг. Этот шведский истребитель был первым и единственным самолетом ВВС Швеции, принимавшим роль в военном конфликте за пределами страны. Это было в 1961-1962 гг. в африканском Конго. По распоряжению Генерального секретаря ООН У. Тана там была сформирована военно-воздушная группировка. Ее базу составляли индийские бомбовозы «Канберры», итальянские транспортники С-119 и шведские истребители-бомбардировщики J-29B. Шведские воздушные суда занимались в главном штурмовкой аэродромов и позиций мятежников. Самолёт J.29 Tunnan стал первым шведским боевым самолётом, поступившим на вооружение ВВС других государств.

Самолёт J.29 Tunnan представляет собой железный среднеплан со стреловидным крылом, одним движком и обычным оперением. Угол стреловидности по полосы 25% хорд равен 25°. Передняя кромка имеет маленький наплыв в корневой части крыла и снабжена щелевыми предкрылками, отклоняющимися синхронно с закрылками. Концевые части крыла с наплывами по фронтальной кромке и аэродинамическими перегородками. В хвостовой части фюзеляжа размещены воздушные тормоза. Набор вооружения, кроме S-29C: Четыре пушки калибра 20-мм боезапасом 180 снарядов любая. 2.12x7.5-см противовоздушные ракеты - 8х8-см противотанковые ракеты 3.8-14x14.5-см противотанковые ракеты, 45 кг любая 4.8-14x15-см противотанковые ракеты, 45 кг любая. - 2 либо 4x18-см противокорабельные ракеты, 125 кг любая. 5.400 либо 500 литровый топливный бак, с напалмом. 6.2xRb.-24 (AIM-9B) "Сайдуиндер".

Главные модификации самолета: J.29A - 1-ый серийный эталон с движком «Гоуст» 50, снабженный воздушными тормозами, установленными на крыле; J.29B - истребитель-бомбардировщик с увеличенным припасом горючего; J.29E - макет серийного самолета J-29B с новым крылом; J.29D - истребитель-бомбардировщик с ТРД «Эвон»; S.29C - самолет-разведчик с шестью фотокамерами в носовой части фюзеляжа; J.29F - серийный истребитель с измененным крылом и движком RM. 2В с форсажной камерой.

Тактико-технические свойства самолета J.29F Tunnan Экипаж, чел.  1 Движок, тип х кол. ТРД х 1 Марка, компания RIV1.2B («Гоуст» 50), «Свенска Флигмотор» Тяга: бесфорсажная, кгс 2150 форсажная, кгс  2800 Размах крыла, м  11,0 Длина самолета, м  10,0 Высота самолета, м  3,75 Площадь крыла, м  24,15 Масса: наибольшая взлетная, кг  8375 Пустого самолета, кг   4845 Наибольшая скорость у земли, км/ч   1060 Скороподъемность, м/с  23,1 Практический потолок, м   15 500 Наибольшая дальность с ПТБ, км  2600 Вооружение: число узлов наружной подвески   2 Пушечное число, калибр, мм   «Испано-Сюиза» 4x20

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!