
Прошлый год стал принципиальной вехой для программки модернизированного истребителя Gripen E, реализуемой шведской компанией Saab в интересах как личных ВВС, так и возможных забугорных заказчиков. 1-ый экспортный договор на такие воздушные суда пришел еще в 2014 г. из Бразилии, и вот в августе 2019 г. был построен и поступил на тесты 1-ый Gripen E для ВВС этой страны - он стал первым серийным истребителем данной модификации. А в конце года на тесты вышел и 2-ой серийный самолет, который стал головным JAS-39E для ВВС Швеции. Таким образом, после пятилетнего перерыва в поставках, компания Saab возобновляет серийный выпуск «Грипенов»: в согласовании с имеющимися договорами, в наиблежайшие семь лет шведские и бразильские ВВС должны получить 96 таких истребителей.
Совершивший 1-ый полет в декабре 1988 г. и выпускаемый серийно с 1993 г. шведской компанией Saab однодвигательный самолет JAS-39 Gripen («грифон» по-шведски) - легчайший из имеющихся сейчас на рынке западных сверхзвуковых истребителей. Длительное время, невзирая на роль в ряде интернациональных тендеров, он поставлялся только своим ВВС Швеции: в период с 1993 по 2008 гг. они получили 204 таких самолета, в тч. 120 машин начальных версий JAS-39A/B и 84 улучшенных JAS-39C/D (в т.ч. 28 двухместных JAS-39B и JAS-39D). В текущее время на вооружении 3-х авиакрыльев шведских ВВС состоит чуток наименее сотки «Грипенов»: 71 одноместный JAS-39C и 23 «спарки» JAS-39D.
1-ый экспортный договор компании Saab удалось подписать в декабре 1999 г с ЮАР. но поставки 26 самолетов (17 одноместных Gripen С и 9 двухместных Gripen D) туда начались исключительно в апреле 2008 г, удачно завершившись в сентябре 2012-го. Несколько ранее две лизинговых сделки, любая на 14 истребителей (включая две «спарки»), были заключены с вошедшими в НАТО странами Восточной Европы - Венгрией и Чехией. Венгерский договор подписали в феврале 2003 г, а чешский - в июне 2004 г Сами поставки (в длительный лизинг с следующим переходом права принадлежности передавались JAS-39C/D, ранее поставленные шведским ВВС) производились в апреле-августе 2005 г (в Чехию) и с марта 2006 по декабрь 2007 гг. (в Венгрию). Последующим забугорным заказчиком «Грипена» стали Царские ВВС Таиланда. В рамках 2-ух договоров, заключенных в феврале 2008 и ноябре 2010 гг, в эту страну с февраля 2011 по сентябрь 2013 гг поступило 8 одноместных JAS-39C и четыре «спарки» JAS-39D.

Ну а самым большим экспортным фуррором Saab ближайшего времени по праву считается победа в тендере и заключение в октябре 2014 г договора ценой около 5,4 миллиардов долл. на 36 самолетов Gripen в новых модернизированных версиях E/F для ВВС Бразилии. Поставки в эту страну 28 одноместных Gripen Е (в Бразилии получили заглавие F-39E) и восьми двухместных Gripen F (F-39F) по условиям договора должны были начаться в 2019 г и длиться до 2024 г., при этом 15 из них предстояло сделать конкретно в Бразилии. В январе 2013 г. заказ на 60 модернизированных JAS-39E с поставкой в период 2019-2026 гг. был получен изготовителем и от личных военно-воздушных сил Швеции. В марте 2014 г. объявлено о способности роста этого заказа еще на 10 машин (но пока о заключении соответственного договора не сообщалось). Самолет-демонстратор модернизированного Gripen E/F - построенный на базе серийного JAS-39D опытнейший двухместный Gripen NG «39-7» - поднялся в воздух 27 мая 2008 г.
Главные направления модернизации включали замену мотора RM12 тягой 8,2 тс (выпускаемый шведской компанией Volvo Aero по американской лицензии измененный F404-GE-400) на более мощнейший F414G (на серийных Gripen E/F будут применяться движки F414-GE-39E) тягой около 10 тс, полная переработка конструкции шасси в целях организации доп топливного бака в средней части фюзеляжа, повышение числа подвешиваемых образцов вооружения и наибольшей массы боевой нагрузки, внедрение новых систем бортового оборудования - сначала РЛС с АФАР типа Raven ES-05 итальянской компании SELEX Galileo (сейчас - подразделение Leonardo), более совершенных систем радиосвязи и РЭП при одновременной модификации структуры БРЭО за счет внедрения новейшей цифровой вычислительной системы и нового программного обеспечения.
В итоге сделанных конфигураций внутренний припас горючего возрос практически в полтора раза - с 2,3 до 3,4 т, а наибольшая взлетная масса - с 14 до 16,5 т, конструктивно стали лучше боевые способности истребителя. В процессе испытаний самолета «39-7» была продемонстрирована его возможность совершать крейсерский сверхзвуковой полет с числом М=1,2 на бесфорсажном режиме работы мотора и базироваться на аэродромах с высотой до 3300 м над уровнем моря, на нем отрабатывалась РЛС Raven ES-05 с АФАР, новенькая оптико-электронная прицельная система (IRST) и другие эталоны нового оборудования.
Выкатка первого опытнейшего эталона Gripen Е - самолета «39-8» - свершилась 18 мая 2016 г, а в декабре такого же года он приступил к рулежкам и пробежкам. 1-ый полет машины с промышленного аэродрома в Линчёпинге был выполнен 15 июня 2017 г. 2-ой макет Gripen E - «39-9», предназначенный, сначала, для испытаний нового комплекса бортового оборудования и вооружения, поднялся в воздух 26 ноября 2018 г. В прошедшем году к летным испытаниям присоединился и 3-ий опытнейший самолет - «39-10», выполненный уже в на сто процентов серийной конфигурации. Его 1-ый полет в Линчёпинге состоялся 10 июня 2019 г

К концу минyвшeгo лета был готов и головной серийный Gripen E - созданный для Бразилии самолет с серийным №39-6001, который будет употребляться для программки совместных испытаний модернизированного истребителя в конечной конфигурации. Летчик-испытатель компании SAAB Ричард Льюнберг поднял его в 1-ый полет в Линчёпинге 26 августа 2019 г. В отличие от прошлых прототипов Gripen Е, 1-ая серийная машина имеет модифицированное информационно-управляющее иоле кабины летчика (на базе 1-го широкоформатного функционального монитора, 2-ух малых пультов-индикаторов и нового индикатора на фоне лобового стекла). Не считая того, у него изменена система управления самолетом, в какой употребляется усовершенствованное программное обеспечение. В бразильских ВВС самолет №39-6001 получит бортовой номер 4100.
10 сентября 2019 г в Линчёпинге прошла презентация первого бразильского F-39 и праздничная церемония передачи его на совместные летные тесты. Участниками мероприятия стали министр обороны, командуюший ВВС и начальник штаба ВВС Бразилии, их шведские коллеги и другие руководители. Сообщалось, что 1-ый шаг совместных испытани11 салюлет №39-6001 пройдет в Швеции, а к концу 2020 г будет перебазирован для их продолжения на местности Бразилии. Поставки серийных F-39 бразильским ВВС начнутся в 2021 г.
Ожидается, что Saab на собственном предприятии в Линчёпинге сделает 13 из 36 заказанных Бразилией истребителей (12 одноместных и один двухместный), также восемь комплектов JAS-39E для конечной сборки в Бразилии. Оставшиеся 15 самолетов (восемь одноместных и семь двухместных) будут строиться с внедрением шведских агрегатов уже в caмой Бразилии. Поставка первого одноместного F-39E бразильского производства намечена на август 2022 г., а первого двухместного F-39F - на сентябрь 2023 г. Заключительный 36-й самолет ВВС Бразилии рассчитывают получить в ноябре 2024 г На более отдаленную перспективу рассматриваются вoзможности заказа бразильскими ВВС доп партий F-39.
В ноябре 2019 г. в Линчёпинге поднялся в воздух 2-ой серийный JAS-39E (№39-6002) - 1-ый в рамках договора со шведскими ВВС. Официально о его постройке компания Saab объявила 3 декабря, а 20 декабря он был представлен управлению министерства обороны и командованию ВВС Швеции. Сообщалось, что к тому моменту он уже приступил к выполнению программки совместных испытаний. Последующие серийные JAS-39E будут выпущены в 2020 г. Считается, что производственные мощи предприятия Saab в Линчёпинге позволяют строить до 24 истребителей Gripen в год. но поставки 60 самолетов шведским ВВС спланированы на период до 2026 г. включительно.
Ранее предполагалось, что новые JAS-39E стопроцентно поменяют в ВВС Швеции нынешние ,IAS-39C. но, согласно последним сообщениям, ранее выпущенные JAS-39C/D сейчас планируется сохранять на вооружении само мало до 2030-2035 гг и они будут эксплуатироваться вместе с JAS-39E. К истинному времени выстроено в обшей трудности около 250 истребителей Gripen. Компания Saab усиленно продвигает Gripen на мировом рынке, участвуя в целом ряде интернациональных тендеров. Посреди государств, где изготовитель проявляет необыкновенную активность, - Финляндия, Швейцария. Хорватия, Индия, Индонезия, Филиппины, Канада, Колумбия и др.
создатель М.Сунцов
Источник: dogswar.ru