ArtGuns » Военная авиация » Многоцелевой истребитель Saab J32 «Lansen» (Швеция)

Многоцелевой истребитель Saab J32 «Lansen» (Швеция)

15 июнь 2025, Воскресенье
3
0
Разработка реактивного ударного самолёта для подмены поршневых бомбардировщиков Saab B18, SAAB J21 и J30 (de Havilland DH.98 Mosquito) началась в 1946 году. Сначало проект, имевший обозначение "P1100", рассчитывался под два ТРД британского производства. В его грузовом отсеке могли бы поместиться две бомбы калибра 500 кг либо до 12 НАР калибра 150 - 180 мм. На шаге проектирования рассматривалось огромное количество аэродинамических компоновок, причём одной из более многообещающих числилась схема "летающее крыло". Но, беря во внимание не совершенно успешный мировой опыт реализации схожей схемы в те годы, шведские конструкторы отказались от неё в пользу классической традиционной. Силовую установку "урезали" до 1-го мотора, размещённого в фюзеляже. В итоге в 1948 году появился проект P1150, который и стал прототипом серийной машины. В это время Царские ВВС конкретизировали тактико-технические требования к многообещающему ударному самолёту, которые, кстати, были достаточно жёсткими. Задавалось, чтоб новый двухместный самолёт был готов к круглосуточному применению в всех погодных критериях, имел массивное ударное вооружение (пушки, бомбы, НАР и управляемые ракеты), интегрированную электронику и систему управления вооружением. А самое основное - новый бомбовоз должен быть способен в течение часа из центра страны достигнуть хоть какой точки на побережье Швеции, протяжённостью более 1245 морских миль (около 2000 км). Параллельно шли работы над одноместной версией дневного истребителя-перехватчика. В сопоставлении с макетом проект перетерпел несущественные конфигурации, а именно, горизонтальное оперение перенесли с киля на фюзеляж. В первый раз в собственной практике шведские авиаконструкторы применили математические способы моделирования конструкции, которая рассчитывалась на эксплуатационные перегрузки от +8 до -3 единиц (разрушающая перегрузка:  +12 и -8 единиц). Самолёт предназначался для полётов на околозвуковых скоростях, именно потому формировалась и его аэродинамика. Крыло снабдили автоматическими предкрылками (позднее от них отказались), элеронами и значительными по площади закрылками Фраулера. Тесты натурного макета крыла (в масштабе 1:2), как и в случае разработки предшествующего истребителя конторы - SAAB J29 "Tunnan", проводились на летающей лаборатории, роль которой делал лёгкий одномоторный Saab J91 "Safir". Главным препятствием в продвижении проекта стала силовая установка. Сначало предполагалось, что J32 «Lansen» будет оснащён движком шведской конструкции "Доверн" (RM 4) производства компании STAL тягой 3300 кгс. Задержки же с его разработкой вынудили решить об установке на самолёт британского ТРД "Эвон" серии 100, который в варианте R.A.7R с форсажной камерой строился по лицензии в Швеции под обозначением RM5A2 (форсажная камера была спроектирована шведскими инженерами). К тому же, британская копия развивала тягу 4500 кгс на форсаже, что было существенно больше, чем предполагалось у шведского "Доверна". Для самолёта разрабатывалось и новое катапультное кресло Saab Туре 3, оборудованное двухступенчатым пороховым зарядом. Малая неопасная высота покидания самолёта составляла приблизительно 50 метров. Кресло устанавливалось в самолёт на раздельных рельсах (аналогичное решение использовалось и на изделиях конторы "Мартин-Бейкер") и имело систему, улучшающую плавность страгивания кресла при катапультировании. Купол парашюта имел особую форму, а аварийный припас в первый раз упаковали в жёсткий корпус, чтобы уменьшить нагрузку на позвоночник пилота в момент катапультирования. Кресло приводилось в действие 2-мя методами: выдергиванием держек, расположенных меж коленями лётчика, либо защитной шторкой, закрывавшей лицо. 1-ый полёт опытнейшего эталона J32 «Lansen» состоялся осенью 1952 года. Самолёт пилотировал шеф-пилот конторы лётчик-испытатель Бент Олафо (Bengt Olow). Полёт прошёл удачно, за ним последовали тесты. 25 октября 1953 года самолёт в пологом пикировании преодолел звуковой барьер. Скоро к испытаниям подключились все четыре экземпляра опытнейших машин, параллельно шла подготовка серийного производства, определялись планы строительства. Предполагалось строить машину в трёх главных версиях: ударной, всепогодного истребителя-перехватчика и морского лазутчика. Учебно-тренировочный вариант не планировался вначале. В то же время конструкция предугадывала возможность установки органов управления и некоторых дублирующих устройств во 2-ой кабине, так что необходимость в спарке отпала сама собой. В 1955 году 1-ые серийные Saab A32A «Lansen» поступили на вооружение Царских ВВС Швеции, положив тем начало перевооружения ударных эскадрилий на реактивную технику. Ударный вариант самолёта представлял по тем временам достаточно суровое орудие. Четыре 20-мм пушки Bofors M/49 с общим боезапасом патронов размещались в носовой части фюзеляжа. При всем этом боевая зарядка, обычно, ограничивалась 80 патронами на ствол. В полёте стволы были закрыты особыми створками, которые раскрывались электрическими приводами конкретно перед стрельбой. Гильзосборников пушки не имели, потому воздухопоглотители мотора были защищены особыми гребнями по обе стороны фюзеляжа, а у навесного топливного бака была в фронтальной части изопреновая накладка. К слову, на перехватчике гильзосборники уже использовались. Не считая пушек Saab A32A «Lansen» располагал ещё впечатляющим арсеналом бомбового вооружения, включавшего четыре бомбы калибра 250 кг либо пару калибра 500 кг. На 12-ти узлах внешней подвески могло находиться до 24 НАР калибра от 120 до 240 мм либо две твёрдотопливные УР Rb 04, главной целью которых должны были стать русские корабли. Броско, что A32A «Lansen» был должен стать носителем ядерных и хим боеприпасов, т.к. в 1950-1960 годах в Швеции велись активные разработки по этим фронтам. Радиоэлектронное оборудование штурмовика включало РЛС PS-431/A, спроектированную французской компанией CSF применительно к шведским требованиям. В 1953-1954 годах в Швецию было поставлено 17 комплектов станций, но на самолёты они не устанавливались, а использовались для исследования конструкции, подготовки профессионалов и других целей. A32A «Lansen» оснащался радиолокаторами российского производства, которые выпускались по французской лицензии несколькими шведскими предприятиями в кооперации. Исходя из стратегии внедрения ударных групп, также в целях экономии средств радиолокационными станциями были укомплектованы только около четверти самолётов A32A «Lansen». По тем же причинам приблизительно столько же машин оборудовали и навигационной аппаратурой. Оснащённые таким образом самолёты, кроме ударных задач, делали задачки целеуказания, управления группой, навигационного обеспечения полёта. Штурмовик A32A «Lansen» комплектовался средствами контроля внедрения орудия (камера экрана прицела, фотокинопулемёт), радиовысотомером малых (0-200 м) высот, радиосвязным оборудованием. В качестве средства радиоэлектронной борьбы применялся навесной контейнер BOZ-3 с разбрасывателем дипольных отражателей. Последующим вариантом "Лансена" стал всепогодный истребитель-перехватчик J32B «Lansen», совершивший 1-ый полёт 7 января 1957 года. По сопоставлению с ударным вариантом, эта версия имела ряд существенных различий. Самолёт был оснащён более массивным движком Svenska Flygmotor RM6A (Rolls-Royce Avon Mk 47A). Форсажную камеру, как и в прошлом случае, спроектировали шведские инженеры. Тяга нового мотора на форсаже составляла 6900 кгс. Новенькая силовая установка повлекла за собой переработку воздухопоглотителей под больший расход воздуха, также реактивного сопла. Заместо пушек Bofors M/49 на истребителе были установлены английские 30-мм пушки ADEN револьверного типа с боезапасом 90 патронов на ствол. Для уменьшения массы конструкции от защитных створок отказались, а стреляные гильзы собирались в гильзосборник. Состав навесного вооружения также перетерпел конфигурации. Количество внешних узлов подвески сократилось до четырёх. В номенклатуру орудия включили управляемые ракеты класса "воздух-воздух" Rb-24, являвшиеся лицензионной копией американской УР AIM-9 Sidewinder. Истребитель имел два главных варианта вооружения: 4 УР Rb-24 либо две такие ракеты плюс два контейнера с 75-мм НАР Исходя из главных задач перехватчика, значимым изменениям подверглось его бортовое радиоэлектронное оборудование. На самолёт была установлена трёхкоординатная РЛС PS-42/A, являвшаяся предстоящим развитием станции PS-431/A, которое выполнила шведская компания "Ericsson". PS-42/A имела зону сопровождения по азимуту + 60, а по углу места от +60 до -30, дальность захвата цели составляла около 30 км. Кроме новейшей РЛС, истребитель J32B «Lansen» комплектовался таким новаторством, как система управления орудием Sikte 6А на базе ЭВМ. Часть перехватчиков оборудовалась также ИК-станцией AN/AAR-4 компании "Хьюз", смонтированной под левым крылом конкретно перед стойкой шасси. Система управления орудием показывала информацию о целях, поступающих от РЛС и ИК-станции, также навигационную информацию на дисплее мониторов в кабинах пилота и оператора. Благодаря нынешнему БРЭО самолёт мог штурмовать цель без зрительного контакта с ней. Последней модификацией, производившейся серийно, стал фоторазведчик и патрульный самолёт Saab S32C «Lansen». Конструктивно он не много чем отличался от ударного варианта. Самые большие конфигурации задели носовой части фюзеляжа, в какой заместо пушечного вооружения устанавливалось фотооборудование. Лазутчик Saab S32C «Lansen» получил улучшенную РЛС PS-432/A, имевшую увеличенную дальность обнаружения целей (до 100 км вперед и до 50 км - по сторонам). Станция была оптимизирована для поиска и обнаружения надводных целей, а для анализа результатов разведки её экран снимался специальной фотокамерой. В отсеке фотооборудования могли располагаться до 6 камер различного предназначения, хотя в эксплуатации их количество не превышало четырёх. Сначало штатное оснащение включало по две камеры британского производства (компания A.G.I, of Croydon): SKA.17 - для съёмки с малых высот (фокусное расстояние объектива 130 мм) и SKA.18 для высотной фотосъёмки (фокусное расстояние 920 мм). Фотографирование первой парой камер производилось с высоты от 100 до 1200 м, 2-ой - от 3 до 10 км. Но таковой вариант лазутчика был построен исключительно в единственном экземпляре. Военных он не удовлетворил, потому серийные самолёты имели совсем другой состав фотооборудования. К 1962 году самолёты-разведчики оснастили улучшенными фотокамерами, для размещения которых пришлось доработать соответственный отсек, увеличив его объём. В фотоотсеке установили две высотные камеры SKA.23 оптимизированные для ночной фотосъёмки, также широкоугольную камеру SKA.15 (Williamson F-49 Mk.2). Оба типа предназначались для съёмки в ночных критериях с высот более 1000 м. SKA.23 оборудовались системой стабилизации. Для высотной съёмки предназначалась и камера "Югнер" FL-S.2, установленная за левой SKA.23. Для низковысотной съёмки применялся другой набор оборудования, включавший две либо три камеры SKA.16 с фокусным расстоянием 100 мм. Для подсветки объектов использовалось до 12-ти 75-кг осветительных бомб, подвешиваемых на внешних узлах подвески. Также лазутчик мог быть оснащён устройством выброса дипольных отражателей BOZ-3. Проектировались ещё несколько модификаций самолёта. Это дневной одноместный истребитель J32AD, не имевший РЛС и вооружённый пятью пушками: 4-мя 20-мм и одной - калибра 30 мм. Но эта версия далее разработок не пошла. Разрабатывался также улучшенный вариант перехватчика - J32U - с более массивным движком RA 19R компании "Rolls-Royce". Проектировались новое, более тонкое (на 6 процентов) крыло со стреловидностью 40 и хвостовое оперение, что позволило бы летать со сверхзвуковыми скоростями. Планировалась также установка ракетного ускорителя. Да и этот вариант не вышел из стадии проектирования. Технические свойства Экипаж: 2 человека Длина: 14,94 м Размах крыла: 13,0 м Высота: 4,65 м Площадь крыла: 37,4 м Масса пустого: 7 500 кг Масса наибольшая взлётная: 13 500 кг Движок: Svenska Flygmotor RM6A (1х47,0/65,3 кН) Наибольшая скорость на высоте 11000 м: 990 км/ч Дальность полёта: 2000 км Практический потолок: 15 000 м Скороподъёмность: 100 м/с (6000 м/мин) Боевая нагрузка - 1500 кг на 4 узлах подвески Вооружение 4 х 30 мм пушки m/55 (Aden) 4 УР «воздух—воздух» Rb.24 (GAR-8 Sidewinder) 3 противокорабельные УР Rb.04C либо 2 ПКР Rb.04C, либо 4 ПУ 127-мм НУР FFAR

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!