ArtGuns » Военная авиация » Тактический истребитель F-16A Fighting Falcon (США)

Тактический истребитель F-16A Fighting Falcon (США)

08 август 2025, Пятница
10
0

История сотворения истребителя F-16 Fighting Falcon относится к периоду войны США во Вьетнаме. Командование ВВС выдвинуло концепцию, согласно которой предстоящее увеличение мощи тактической авиации типо нереально без возникновения новых образцов истребителей - так именуемых томного (дорогого) и легкого (дешевенького). В качестве первого сначала 70-х годов уже велась разработка самолета F-15, и была программка сотворения второго - LWF (Lightweight Fighter). Согласно требованиям ВВС этот самолет должен быть существенно легче и дешевле F-15, главным его назначением рассматривалось завоевание господства в воздухе.

В феврале 1972 года предложения на создание истребителя по программке LWF поступили от ведущих американских компаний «Дженерал дайнэмикс», «Нортроп», «Боинг» «Воут» и «Локхид», в апреле такого же года для предстоящей конкурсной разработки были выбраны проекты «Дженерал дайнэмикс» и «Нортроп». С обеими фирмами был заключен договор на строительство опытнейших образцов самолетов, получивших обозначения YF-16 и YF-17 соответственно. Десятимесячная программка испытаний проводилась с февраля по ноябрь 1974 года на авиабазе Эдварде (штат Калифорния). В сентябре 1974 года Пентагон переименовал программку LWF в ACF (Air Combat Fighter - истребитель воздушного боя), в декабре командование ВВС объявило о признании самолета YF-16 победителем конкурса, а решение о его полномасштабной разработке было принято в январе 1975 года. В том же году самолет F-16 вышел победителем в конкурентноспособной борьбе за поставку истребителей последнего поколения военно-воздушным силам Бельгии, Дании, Нидерландов и Норвегии с целью подмены устаревших самолетов F-104 «Старфайтер». Соперник F-16 Fighting Falcon - французский истребитель «Мираж-F.1» был свирепо отброшен с пути под массивным напором заморского напарника.

Компания «Дженерал дайнэмикс» разработала четыре серийных варианта самолета F-16 Fighting Falcon: сначало выпускались одноместный F-16A и двухместный учебно-боевой F-16B, с 1984 года выполняются улучшенные истребители F-16C и D соответственно. Все варианты самолета имеют схожие главные конструктивные элементы.

Конструктивные особенности самолета F-16C отражают многие соответствующие для американских истребителей классические подходы к этому вопросу. Он выполнен монопланом со среднерасположенным крылом дельтавидной формы в плане. Консоли крыла крепятся к фюзеляжу с внедрением обтекателей, что обеспечивает плавность аэродинамических форм, повышение подъемной силы на огромных углах атаки, наименьшую смачиваемую поверхность и возможность размещения в баках доп припаса горючего. Все это отдало возможность прирастить толщину корневой части крыла с завышенной жесткостью и, как оценивают южноамериканские спецы, понизить вес конструкции приблизительно на 110 кг. Силовая схема крыла включает 11 лонжеронов и 5 нервюр. Верхняя и нижняя обшивки выполнены из цельных листов. Предкрылки управляются автоматом зависимо от числа М полета и угла атаки. Закрылки имеют огромные флапероны с наибольшей угловой скоростью поворота 52 град/с. В конструкции крыла употребляются приемущественно дюралевые сплавы.

Цельнометаллический фюзеляж полумонококовой конструкции имеет три главные секции: носовую (с кабиной), центральную и хвостовую. На носовой части имеются наплывы управления вихрями с большой стреловидностью, которые наращивают подъемную силу и путную устойчивость самолета на огромных углах атаки. Киль многолонжеронный, с обшивкой из графито-эпоксидного композиционного материала. В удлиненном корневом обтекателе располагается различное оборудование, а именно станция радиоэлектронного угнетения (РЭП) либо тормозной парашют.

Поворотные консоли стабилизатора взаимозаменяемые. Их обшивка выполнена из мультислойного графито-эпоксидного композиционного материала и механически крепится к гофрированной дюралевой силовой конструкции.

Подфюзеляжные кили имеют сотовую дюралевую конструкцию и дюралевую обшивку. Меж задними частями плоскостей стабилизатора и фюзеляжем размещены верхняя и нижняя створки воздушных тормозов, управляемые гидроприводами и отклоняющиеся на 60°. Шасси трехстоечное. Носовая с управляемым колесом стойка располагается за воздухопоглотителем мотора, что уменьшает риск попадания в него сторонних предметов на земле. При взлетном весе самолета наименее 11 340 кг давление в пневматиках колес составляет 14,8-15,5 кг/см2 (в главных) и 15,1-15,8 кг/см2 (в носовом). Под хвостовой частью фюзеляжа находится тормозной крюк для посадки самолета на аэродромах, оборудованных тормозными системами.

Силовая установка включает форсажный двухконтурный турбореактивный движок (ТРДД) F100-PW-200 компании «Пратт энд Уитни». В перспективе намечалось использовать на самолете более надежный движок F100-PW-220 либо мощнейший F110-GE-100 конторы «Дженерал электрик». Воздухозаборник нерегулируемый, для отвода пограничного слоя под фюзеляжем установлена особая створка. Пуск мотора осуществляется газотурбинным стартером. В случае отказа мотора либо силовых систем автоматом задействуется аварийная вспомогательная установка, обеспечивающая работу генератора и гидронасоса.

Припас горючего (более 3000 л) располагается в крыльевых и 5 фюзеляжных баках. На двухместном варианте самолета припас горючего во внутренних баках приблизительно на 17 проц. меньше. Для роста припаса горючего могут употребляться навесные топливные баки на подфюзеляжном и 2-ух внутренних подкрыльевых узлах емкостью 1136 и 1400 л соответственно. Истребитель оборудован системой дозаправки топливом в воздухе, топливоприемник находится в высшей части центральной секции фюзеляжа.

Фонарь кабины бескаркасный, остекление из поликарбонатной пластмассы. Катапультируемое сидение обеспечивает аварийное покидание самолета на земле, для облегчения летчику переносимости огромных перегрузок оно наклонено вспять на 30°.

Гидросистема (две независящие подсистемы) с рабочим давлением 210 кг/см2 обеспечивает работу приводов поверхностей управления самолета, уборку и выпуск шасси и другие потребности. Источниками электроэнергии являются генераторы мощью 40 и 5 кВ-А и четыре герметичные аккумуляторные батареи.

В аэродинамической сборке самолета использован один из частей концепции конкретного управления аэродинамическими силами - уменьшенный припас статической стойкости (центр масс сдвинут вспять), что значительно понизило балансировочное сопротивление, в особенности на сверхзвуковых скоростях и при огромных перегрузках. Но это потребовало в дополнение к электродистанционной системе управления самолетом использовать высоконадежную повсевременно действующую систему увеличения стойкости с четырехкратным резервированием.

В состав бортового оборудования F-16C входят, а именно, импульсно-доплеровская функциональная РЛС AN/APG-68 компании «Вестингауз», инерциальная навигационная система LN-39 компании «Литтон», вычислитель аэродинамических характеристик, УКВ радиостанция AN/ARC-164 (вероятна также установка станции AN/ARC-186), ЭВМ системы управления полетом, обнаружительный приемник AN/A1R-69, аппаратура AN/ARN-108 инструментальной системы посадки и AN/ARN-118 навигационной системы ТАКАН. На наружной подвеске может располагаться различное оборудование в контейнерах, в том числе станции РЭП AN/ ALQ-119 и AN/ALQ-131, ИК станция фронтального обзора, аппаратура «Пейв Пенни» лазерной подсветки цели.

Вооружение самолета. Истребитель оборудован интегрированной 20-мм шестиствольной пушкой M61A1 Vulcan с боекомплектом 500 снарядов. Для внешних подвесок имеются последующие узлы, рассчитанные при перегрузке 5,5 (9) на разные нагрузки: подфюзеляжный - 1000 (540) кг, 2 внутренних подкрыльевых - по 2040 (1130) кг, 2 центральных подкрыльевых - по 1590 (900) кг, 2 наружных подкрыльевых - по 900 (200) кг, на концах консолей крыла - по 190 (190) кг. Не считая того, по краям воздухопоглотителя имеется по одному узлу для подвески контейнерных вариантов различного специального оборудования (оптико-электронного, ИК станции фронтального обзора и т. д.), которые рассчитаны на нагрузку 410 и 250 кг при перегрузках 5,5 и 9 соответственно. При полной заправке внутренних топливных баков наибольший вес внешних подвесок составляет 5440 кг, а при неполной - более 9000 кг.

Узлы на концах консолей крыла созданы для УР AIM-9L Sidewinder либо «Мажик» класса «воздух-воздух», на наружных и средних подкрыльевых узлах может располагаться еще до 4 УР этого же класса (в том числе AIM-120A), а в процессе летных испытаний самолета выполнены удачные запуски также ракет AIM-7M Sparrow и «Скайфлэш». На внутренних и средних подкрыльевых узлах могут подвешиваться бомбы разного типа и калибра до 2000 фунтов, УР класса «воздух-земля», пусковые установки с НАР. Самолет F-16 Fighting Falcon способен также использовать ядерное орудие.

Программка усовершенствования истребителя F-16 Fighting Falcon. В феврале 1980 года ВВС США начали выполнение программки поэтапного усовершенствования (модернизации) самолета F-16 в процессе его серийного производства, получившей наименование MSIP (Multinational Staged Improvement Programme). Она предугадывает внесение в конструкцию и системы F-16 Fighting Falcon таких доработок, которые разрешат использовать на нем перспективное оборудование и вооружение и тем прирастят его боевые способности.

1-ый шаг программки предугадывает приемущественно внутренние конструктивные конфигурации, проводимые с целью размещения новых бортовых систем и орудия: усиление конструкции воздухопоглотителя и подкрыльевых узлов подвески, повышение на 30 проц. площади стабилизатора и изменение его конструкции, удлинение корневой части киля для размещения в ней тормозного парашюта и станции РЭП AN/ALQ-165. Стабилизатор с увеличенной площадью должен обепечить надежное пилотирование самолета с увеличенным полетным весом и поболее широким спектром конфигурации положения центра масс. С такими переменами воздушные суда F-16 Fighting Falcon выпускались с ноября 1981 года по лето 1984-го.

На втором шаге (улучшенные истребители выполняются с июля 1984 года) планировалось оснащать самолет последующим оборудованием: улучшенной функциональной РЛС AN/APG-68, новыми ЭВМ Delco D3 (память 600 тыс. слов), ЭВМ управления орудием (быстродействие 500 тыс. опер./с, память 64 тыс. слов), индикатором с отображением данных на фоне лобового стекла и 2-мя функциональными индикаторами. При помощи этого оборудования обеспечивается резвый ввод в бортовые системы самолета полетных данных конкретно перед взлетом при помощи устанавливаемой в считывающее устройство кассеты, на которую в процессе полета записывается полетная информация.

На 3-ем шаге (выпуск самолетов предполагалось начать с 1987 года) намечалось прирастить наибольший взлетный вес до 17 000 кг и полетный до 11 500 кг при перегрузке 9 (самолет с 2-мя УР AIM-9L Sidewinder и полным припасом горючего во внутренних баках), также оборудовать истребитель системой ЛАНТИРН, многообещающей УР AIM-120 AMRAAM класса «воздух-воздух», контейнерной установкой с 30-мм пушкой и УР AGM-65 Maveric класса «воздух-земля».

Аппаратура системы ЛАНТИРН, размещаемая в 2-ух контейнерах, которые крепятся к воздухопоглотителю, дозволит использовать УР AGM-65 Maveric с тепловизионной головкой самонаведения и УАБ с лазерной. Для самолетов F-16 Fighting Falcon планировалось закупить 200 комплектов этой системы, начало их поставок ожидалось во 2-ой половине 1987 года. Не считая того, для увеличения боевых способностей F-16 его предполагалось оборудовать аппаратурой сателлитной навигационной системы НАВСТАР и системы ДЖИТИДС, также средствами, обеспечивающими применение истребителя в разведывательно-ударном комплексе PLSS.

Воздушные суда, прошедшие усовершенствования второго и третьего шагов, получили обозначение F-16C (одноместный) и F-16D (двухместный). Для экспорта F-16 Fighting Falcon выпускались с доработками первого шага, но по желанию заказчика - с доработками второго и третьего шагов. Расходы на работы по программке MSIP составили около 1,5 миллиардов. баксов, что привело к росту цены самолета. Потому из-за опаски утратить часть будущих покупателей планировалось приступить к выпуску наименее дорогого измененного самолета F-16CM (цена его приблизительно на 1 млн. баксов меньше цены F-16C) с более обычным оборудованием и вооружением.

Модификации самолета. Не считая серийных F-16A, В, С и D, планировалось сделать еще несколько вариантов, хотя некие, уже были разработаны, но в создание по различным причинам не пошли. На вооружении ВМС США стоят 24 самолета F-16N, применяемые для имитации русских истребителей. На базе F-16D разработан разведывательный вариант F-16R, созданный для подмены самолетов RF-4C.

Истребитель F-16 Fighting Falcon создавался с учетом обеспечения простоты его эксплуатации в частях, базу которой составляет принцип подмены неисправных модулей либо блоков LRU (Line Replacement Unit - блок, заменяемый в летном подразделении) без следующей регулировки систем. Неисправное оборудование отчаливает в мастерские авиабаз, а большой ремонт производится в центре тылового обеспечения (авиабаза Хилл, штат Невада), где находится также служба снабжения F-16 запчастями. Самолет оборудован автоматической системой отыскания дефектов, которая должна с доверительной вероятностью 0,95 обеспечивать выявление дефектов электрического оборудования. На щитках управления работой этого оборудования переключатели режимов работы имеют положение «проверка». Информация о нраве выявленной неисправности в цифровой форме отображается на соответственных индикаторах, которыми обустроены элементы механических систем (фильтры, клапаны и т. д.). Системы, не имеющие автоматического контроля, могут проверяться при помощи аппаратуры встроенного контроля либо при помощи специального тестера, подключаемого к одному бортовому разъему проверок. На 60 проц. обшивка самолета выполнена со съемными панелями, что обеспечивает зрительный осмотр 80 проц, бортового оборудования.

Создание самолетов F-16 Fighting Falcon в США велось на головном предприятии компании «Дженерал дайнэмикс» в Форт-Уорт. ВВС США заказали фирме более 2650 самолетов F-16, экспортные заказы превосходят 500 машин (Израиль, Египет, Пакистан, Венесуэла, Южная Корея, Турция, Греция, Таиланд). Истребители F-16 для ВВС Дании, Бельгии, Нидерландов и Норвегии строились на предприятиях в Бельгии и Нидерландах, при всем этом часть девайсов изделий поставлялась из США. Всего для этих государств планировалось выстроить 512 самолетов.

Технические свойства Экипаж: 1 пилот Длина: 15,03 м Размах крыла: 9,45 м с ракетами на концах крыла: 10,0 м Высота: 5,09 м Площадь крыла: 27,87 м? Профиль крыла: NACA 64A-204 Коэффициент удлинения крыла: 3,2 Стреловидность по фронтальной кромке: 40° База шасси: 4,0 м Колея шасси: 2,36 м Масса пустого: с движком F100: 8 910 / 9 358 кг (без/с конформными баками) с движком F110: 9 017 / 9 466 кг (без/с конформными баками) Обычная взлётная масса: (с 2-мя ракетами «воздух-воздух», без ПТБ) с движком F100: 12 723 / 14 548 кг (без/с конформными баками) с движком F110: 12 852 / 14 661 кг (без/с конформными баками) Наибольшая взлётная масса: 21 772 кг Масса наружной нагрузки: (с полной заправкой внутренних баков) с движком F100: 8 855 / 9 635 кг (без/с конформными баками) с движком F110: 8 742 / 9 190 кг (без/с конформными баками) Масса горючего во внутренних баках: 3 228 кг Объём топливных баков: 3 986 л Навесные топливные баки: 1? 1 136 л и 2? 1 402 л Конформные баки: 1 703 л Силовая установка: 1 ? ТРДДФ General Electric F110-GE-129 (Block 50) Бесфорсажная тяга: 1 ? н/д Форсажная тяга: 1 ? 131,6 кН Силовая установка: 1 ? ТРДДФ Pratt & Whitney F100-PW-229 (Block 52) Бесфорсажная тяга: 1 ? 79,2 кН Форсажная тяга: 1 ? 129,4 кН

Лётные свойства Наибольшая скорость: 2,0М на 12 200 м Боевой радиус: (Block 50) с конформными баками, 3 940 л в ПТБ, 2?907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1 361 км с конформными баками, 5 542 л в ПТБ, 2?907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1 565 км без конформными баков, 3 940 л в ПТБ, 2?AIM-120, 2?AIM-9, воздушный патруль: 1 759 км Перегоночная дальность: (Block 50) с конформными баками, 3 940 л в ПТБ: 3 981 км без конформными баков, 5 542 л в ПТБ: 4 472 км Практический потолок: 15 240 м Скороподъёмность: ~275 м/с Нагрузка на крыло: 781,2 кг/м? (при наибольшей взлётной массе) Тяговооружённость: 1,03 (без подвесок и конформных баков) Наибольшая эксплуатационная перегрузка: +9 g

Вооружение Стрелково-пушечное: 1 ? 20 мм шестиствольная пушка M61A1 с 511 сн. Точки подвески: 9 Боевая нагрузка: (при +5,5 g) под фюзеляжем: 1 000 кг внутренние: 2 ? 2 041 кг центральные: 2 ? 1 587 кг наружные: 2 ? 318 кг на законцовках: 2 ? 193 кг доп точки для навесного оборудования по краям воздухопоглотителя: 2 ? 408 кг Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух»: AIM-7, AIM-9, AIM-120, AIM-132, Python 3, Python 4, Derby, Sky Flash, Magic 2 ракеты «воздух-поверхность»: AGM-65A/B/D/G, AGM-45, AGM-84, AGM-88, AGM-154 JSOW, AGM-158 JASSM, Penguin Mk.3 Бомбы: корректируемые: GBU-10, GBU-12, GBU-15, GBU-22, GBU-24, GBU-27, GBU-31 JDAM корректируемые кассетные (c WCMD): CBU-103, CBU-104, CBU-105, свободнопадающие: Mark 82, Mark 83, Mark 84 Пушечные контейнеры: 1? GPU-5/A с 30 мм пушкой

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Читайте также:

Боевой БЛА Boeing Phantom Ray (США)
28 июль 2025, Понедельник
Боевой БЛА Boeing Phantom Ray (США)
Проект истребителя F-108 Rapier (США)
25 май 2025, Воскресенье
Проект истребителя F-108 Rapier (США)
БЛА Boeing X-45A (США)
23 март 2025, Воскресенье
БЛА Boeing X-45A (США)
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!