Истребитель МиГ-21СМ (СССР)

Не считая того, у нового самолёта значительно изменили состав оборудования и номенклатуру вооружения. Локатор РП-22 был связан с прицелом АСП-ПФД, специально модернизированным для ведения близкого воздушного боя, а в кабине появились зеркала заднего обзора. В состав БРЭО МиГ-21С входят: РЛС "Сапфир-21", оптический прицел АСП-ПФД, радиоприцел С-21, система предупреждения об облучении СПО-10, пилотажно-навигационный комплекс (ПНК) "Полет-ОИ" (включает систему автоматического управления СВУ-23ЕСН; систему ближней навигации и посадки РСБСН-5С и антенно-фидерную систему "Пион-Н"); помехозащищенная линия связи "Лазурь", обеспечивающая взаимодействие с наземной автоматической системой управления "Воздух-1"; катапультное кресло КМ-1. Радиосвязное оборудование - УКВ радиостанция РСИУ-5 (Р-802).
Не считая этого, в состав БРЭО входят: автопилот АП-155; автоматический радиокомпас АРК-10; радиовысотомер малых высот РВ-УМ (спектр высот от 0 до 600 м); маркерный радиоприемник МРП-56П; курсовая система КСИ-2; самолетный ответчик СОД-57М; аппаратура госопознавания СРЗО-21; станция предупреждения об облучении "Сирена-3М"; аппаратура регистрации характеристик полета САРПП.

Противопожарная система МиГ-21СМ обеспечивает тушение пожара в двигательном отсеке фюзеляжа. Она состоит из системы сигнализации о пожаре ИС-2МС, которая подает световой сигнал летчику, и системы пожаротушения, включающей огнетушитель и металлической коллектор-распылитель. Система кондиционирования воздуха служит для поддержания в кабине летчика хорошей температуры и давления. Характеристики воздуха в кабине регулируются автоматом средством регулятора давления АРД-57В и терморегулятора ТРТВК-45М. Для питания лётчика кислородом на огромных высотах и в случае разгерметизации кабины имеется набор кислородного оборудования ККО-5 с кислородной маской КМ-32М. В полётах на огромных высотах лётчик употребляет высотно-компенсирующий костюмчик ВКК-6 и гермошлем ГШ-6. Система аварийного покидания самолёта включает катапультное кресло КМ-1, обеспечивающее спасение летчика на скоростях выше 130 км/ч во всем спектре высот полета. Система катапультирования сблокирована с пиросистемой аварийного сброса крышки фонаря кабины и срабатывает только после отстрела этой крышки.

Самолёт МиГ-21СМ обустроен интегрированной двуствольной пушкой ГШ-23Л лафетного типа. Калибр пушки 23 мм, скорострельность - 3400 выстр./мин, исходная скорость снаряда - 700 м/с, боекомплект - 200 снарядов. На 4 узлах пусковых устройств типа АПУ-13 в разных сочетаниях могли подвешиваться ракеты Р-3С, Р-3Р, блоки УБ-16-57Мозг либо УБ-32, бомбы (их калибр был ограничен 100 кг) и зажигательные баки. Заместо ракет Р-3Р могут использовать более старенькие РС-2УС на пусковых устройствах АПУ-7. Для ударов по земным объектам на крыльевые бомбодержатели типа БДЗ-58 крепятся блоки УБ-16-57У либо УБ-32 с неуправляемыми авиационными ракетами С-5К калибром 57 мм. Заместо блоков НАР на эти держатели можно подвесить 2-4 свободнопадающие бомбы калибром до 50, 100, 250 и 500 кг. Наибольшая масса боевой нагрузки - 1300 кг.
Самолёт также может оснащаться аэрофотоаппаратом АФА-39. Не считая того, в состав его штатного оборудования заходит ракета "воздух-земля" Х-66, но такое вооружение фактически не употребляется. В связи с установкой ГШ-23Л изменили конфигурацию второго топливного бака, а под фюзеляжем допускалась подвеска бака объемом 800 л., при этом расстояние от него до земли осталось прежнее. В кабине сохранились зеркала бокового обзора, а на законцовках крыла - обтекатели антенн станции СПО-10, оповещавшей и предупреждавшей об облучении радарами других самолетов.
МиГ-21СМ стал одним из самых массовых вариантов «двадцать первого» в русских ВВС и заслужил репутацию 1-го из наилучших в мире лёгких истребителей. В 1969 г он сменил МиГ-21С на стапелях завода №21, где выпускался под шифрами «изделие 95М» и «изделие 15» по 1974 г включительно. В НАТО эта модификация получила обозначение Fishbed-O.
В 1975 г на одном из серийных МиГ-21СМ установили крыло с измененным профилем, заменив скругленный носок фронтальной кромки на острый. Тесты проявили, что таким образом можно существенно сделать лучше отдельные свойства самолёта, но внедрять в массовое создание новое крыло по ряду обстоятельств не стали.
МиГ-21СМ выпускался только для ВВС СССР. Но с течением времени все усовершенствования, созданные для русских истребителей, внедрялись и на самолётах, строившихся для дружеских государств. Так, экспортный вариант с движком Р-13-300 и РЛС РП-22 получил обозначение МиГ-21МФ (Ф — «форсированный») и шифр «изделие 96Ф». Наибольшая масса его боевой нагрузки достигнула 1300 кг. В состав вооружения вошли новые ракеты близкого боя Р-60 и Р-60М. Самолёт оснастили автопилотом АП-155, системой предупреждения об облучении «Сирена-3М» и другим оборудованием, включая аппаратуру наведения «Лазурь». В кабине с самого начала выпуска устанавливали перископ. МиГ-21МФ строился на заводе №30 в Москве в 1970-1974 гг. и с 1975 г — в Горьком. Его вариант, производимый по лицензии на заводе HAL в Индии, получил местный шифр «тип 88».
Тактико-технические свойства МиГ-21СМ Размах крыла, м 7.15 Длина, м 14.90 Высота, м 4.71 Площадь крыла, м2 23.00 Масса, кг - пустого самолета 5250 - обычная взлетная 8300 - наибольшая взлетная 9400 - топлива 2200 Тип двигателя 1 ТРДФ Р-13-300 Тяга кгс 1 х 6490 Наибольшая скорость , км/ч - на высоте 2230 - у земли 1300 Практическая дальность, км - с ПТБ 1420 - без ПТБ 1050 Наибольшая скороподъемность, м/мин 12240 Практический потолок, м 18000 Макс. эксплуатационная перегрузка 8.5 Экипаж, чел 1 Вооружение: интегрированная 23-мм пушка ГШ-23Л (200 снарядов). наибольшая масса боевой нагрузки до 1300 кг на 4 узлах подвески: до 4 УР К-13М, К-13, К-13Р, Р-60, Р-60М, также НАР в блоках УБ-16 либо УБ-32 свободнопадающие бомбы разных типов калибром до 100 кг , зажигательные баки
Источник: dogswar.ru
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.