ArtGuns » Военная авиация » Истребитель F-5A «Freedom Fighter» (США)

Истребитель F-5A «Freedom Fighter» (США)

05 октябрь 2025, Воскресенье
11
0
В 1954 г. компания «Northrop» провела исследования издержек, связанных с созданием и эксплуатацией американских истребителей так именуемой 100-й серии. Анализ результатов исследовательских работ показал, что издержки по эксплуатации, обслуживанию и ремонту самолётов являются самыми высочайшими, при этом уровень этих издержек находится в прямой зависимости от трудности конструкции и оборудования. В итоге проведенного анализа издержек и возможных способностей сбыта было принято решение приступить к разработке многоцелевого истребителя, который при наименьших габаритах и массе, также обычный конструкции сохранял бы свойства, отвечающие требованиям, выдвигаемым к самолётам этого класса. Работы над проектом самолёта с фирменным обозначением N-156 были начаты в 1955 г. Но в итоге объявленного ВВС США конкурса на создание сверхзвукового учебно-тренировочного самолёта, победителем которого стала компания «Northrop», ценность был отдан тренировочной модификации Т-38. Только в 1958 г. Министерство обороны США поручило фирме вновь заняться самолётом.

Опытнейший эталон истребителя с обозначением N-156F был облетан 30 июля 1959 г., а к августу 1960 г. была завершена программка приемо-сдаточных испытаний. В 1960-1961 гг. была осуществлена широкая программка эксплуатационных испытаний самолёта в разных географических и погодных критериях денька и ночи. При всем этом преследовалась цель определения пригодности самолёта в качестве многоцелевого истребителя (для воздушных боев, атак наземных целей и разведки), используемого с разных аэродромов (в том числе и с наспех приготовленных взлётно-посадочных полос). Новый самолёт оказался первым американским истребителем, способным использовать грунтовые аэродромы. В массовое создание он поступил в 1963 г. и выпускается по сей день.

Разработаны такие модификации самолёта: – истребитель-перехватчик и истребитель-бомбардировщик F-5A (облет первого серийного самолёта состоялся 19.05.1964 г., выпущен 621 самолёт), F-5C (май 1965 г., первоначальное обозначение F-5A - 15), CF-5A (89 самолётов для Канады), NF-5A (75 самолётов для Голландии), SF-5A (35 самолётов для Испании, где им было присвоено военное обозначение С-9), F-5G (78 самолётов для Норвегии) и F-5E (11.08.1972 г.; в 1978 г. имелись заказы на изготовка 1021 самолёта для 16 стран); – двухместный учебно-боевой самолёт F-5B (24.02.1964 г., 134 самолёта), CF-5D (26 самолётов), NF-5B (30 самолётов), SF-5B (34 самолёта) и F-5F (двухместная модификация F-5E с удлиненным фюзеляжем, облет 25.09.1974 г.; заказано выше 100 самолётов); – разведывательный самолёт RF-5A (89 самолётов) и RF-5G (16 для Норвегии); – опытнейший YF-5B-21 (28.03.1969 г., макет для F-5E). – истребитель F-5G «Тайгершарк».

Во время работ над опытным прототипом N-156F компания отдала самолёту заглавие «Freedom Fighter». В 60-х годах это заглавие было предано забвению. В 1972 г. модификации F-5E было присвоено заглавие «Tiger II». 1-ые экспортные поставки самолёта (в Иран) начались 1.02.1965 г. В текущее время самолёты F-5 находятся на вооружении 25 стран. По лицензии они изготовлялись в Канаде, Испании и на Тайване. В 60-х годах стоимость самолета F-5A составляла 950 000 долл. Стоимость модификации F-5E возросла до 1,6 млн. долл.

Истребитель F-5A «Freedom Fighter» представляет собой низкоплан с прямым трапециевидным крылом, имеющим удлинение 3,75, относительную толщину профиля 4,8% и угол стреловидности (по полосы фокусов) 24°. В околофюзеляжных частях крыла стреловидность скачкообразно увеличивается до 32°55' вследствие использования малоразмерного наплыва. Схема низкоплана дозволила применить моноблочные полукрылья и центроплан, что понизило нагрузки на фюзеляж и облегчило его конструкцию. Фюзеляж, выполненный с учетом правила площадей, разбит на три главные части. В первой, носовой, находятся система управления огнем, радиоэлектронная и навигационная аппаратура, кабина экипажа и ниша уборки фронтальной стойки шасси. Кабина вооружена катапультируемыми сиденьями класса 0-0. Остекление кабины состоит из 2-ух частей, любая из которых выполнена из 1-го листа стекла. Фонарь раскрывается механически (вверх-назад). Заслуживает внимания применение подвижного козырька, отодвигаемого вперед-вверх. Это упрощает доступ к приборной доске во время ремонта и обслуживания.

В центральной части фюзеляжа размещены центроплан, топливные баки, воздухопоглотители с воздушными каналами, рама крепления движков и киль, оканчивающийся дефлектором, выполненным в виде пластинки, на которой крепится радиоантенна. Киль самолета трапециевидной формы, с маленьким рулем направления, связан с обтекаемой надфюзеляжной надстройкой. Конструкция руля направления, элеронов, закрылков и хвостовых частей стабилизатора - мультислойная с сотовым наполнением. Управляемый стабилизатор малой площади размещен в нижней части фюзеляжа, в плоскости крыла. Маленького размаха и с большой хордой элероны размещены в центральных частях крыла. К механизации крыла относятся расположенные практически по всему размаху носовые щитки и маленький длины щелевые закрылки. Тормозные щитки, выполненные в виде 2-ух прямоугольных пластинок, размещены под центральной частью фюзеляжа и управляются при помощи бустеров. Положение щитков быть может произвольным прямо до момента их наибольшего отличия на 46°.

Контейнер тормозного парашюта находится в хвостовой, высшей части фюзеляжа. Парашют закреплен таким образом, что направление деяния тормозной силы во время пробега проходит через центр масс самолета, не вызывая при всем этом ненужных доп моментов. Шасси - трехстоечное, с одинарными колесами. Главные стойки убираются в крыло и фюзеляж (колеса), передняя - вперед в фюзеляж. Положение шасси оказывает влияние на углы отличия руля направления и элеронов. Полный угол отличия элеронов (ввысь и вниз) при выпущенном шасси составляет 60°, а при убранном 32,5°. Для руля направления эти значения соответственно составляют 30 и 12°. Повышение вероятных углов отличия руля направления и элеронов при выпущенном шасси диктуется необходимостью обеспечения достаточной маневренности самолета при малых скоростях полета, индицируемых выпуском шасси.

1-ые самолёты комплектовались 2-мя турбореактивными движками J85-GE-13 компании «General Electric» тягой 12,10 кН (1234 кГ) без форсирования и 18,14 кН (1850 кГ) с форсированием. Позднее стали использовать улучшенные движки J85-GE-15 тягой 13,03-19,12 кН (1327-1950 кГ). На воздушных судах F-5E устанавливались движки J85-GE-21 тягой 14,32 кН (1460 кГ) и 22,23 кН (2267 кГ) каждый соответственно без форсирования и с форсированием. Боковые воздухопоглотители с наточенными входными кромками и устройством отвода пограничного слоя не регулируются. В 1965 г. на самолёте применили впускные створки значимой площади, которые располагались по краям фюзеляжа, на высоте входа в компрессор. Управляемые электрически, они обеспечивают подвод в движок доп количества воздуха при скоростях полета наименее 530 км/ч (в большей степени во время взлета и при выполнении виражей на огромных высотах). Топливная система состоит из 2-ух баков (емкостью 2207 л), расположенных в центральной части фюзеляжа. Каждый бак по автономной системе трубопроводов питает собственный движок. Самолёт может нести на 5 замках доп баки общей емкостью 2082 л (под фюзеляжем 568 л, под крылом 2х568 л и на концах крыла 2х189 л; последние баки спроектированы в согласовании с правилом площадей).

Самолёты F-5A «Freedom Fighter» отличаются массивным и различным для собственных габаритов вооружением. Главным стрелковым вооружением являются две пушки Форд M39E калибра 20 мм, смонтированные в фронтальной части фюзеляжа (боезапас – 280 снарядов на пушку). Не считая того, самолет быть может дополнительно вооружен спаренными пулеметами 7,62-мм калибра в контейнерах, фиксируемых на подкрыльных узлах (2-4 пулемёта) с боезапасом по 1500 пуль на пулемёт. Ракетное вооружение находится в зависимости от нрава выполняемого задания и может состоять из управляемых ракет либо НУРС. К главному ракетному вооружению относятся ракеты класса "воздух–воздух" AIM-9 Sidewinder и класса "воздух-земля" AGM-12 Bullpup. На 5 замках (4 подкрыльных и 1 подфюзеляжный) можно подвешивать бомбы разных габаритов, массы и предназначения, контейнеры со снарядами «Зуни», ракеты «Шрайк» либо доп топливные баки. Самолёт не адаптирован для переноса ядерного орудия. В состав бортового оборудования входят РЛС AN/APQ-159, инерциальная навигационная система LN-33, приемник радионавигационной системы TACAN, система предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALR-46, радиостанция AN/ARC-34.

Тактико-технические свойства F-5A «Freedom Fighter» Экипаж, чел   1 Размах крыла, м   7.70 с баками на концах крыльев   7.87 Длина, м   14.38 Высота, м   4.06 Площадь крыла, м2   15.79 Масса, кг - пустого   3667 - обычная взлетная   6080 - наибольшая взлетная   9379 Горючее, л - во внутренних баках   2207 - доп баки   387.5 - ПТБ   3х 567.8 Тип двигателя   2 х ТРД Дженерал Электрик J85-GE-13 Тяга, кН   2 х 12.10 Наибольшая скорость, км/ч   1487 Крейсерская скорость, км/ч   1030 Практическая дальность с ПТБ, км   2594 Радиус деяния, км - максимальный   898 - с наибольшей боевой нагрузкой   314 Наибольшая скороподъемность, м/мин   8748 Практический потолок, м   15390 Вооружение:   две 20-мм пушки Форд M39E с 280 патронами на пушку. 1996 кг боевой нагрузки на 7 пилонах подвески 4 УР класса воздух-воздух AIM-9 Sidewinder либо 2 УР воздух-земля AGM-12 Bullpup. либо 1x 907 кг бомба и 2 УР AIM-9 Sidewinder либо 2x 454 кг бомбы и 2x 227 кг бомбы, либо 4 ПУ НУР 19x 70-мм

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!