Опытный истребитель XF2Y / YF2Y «Sea Dart» (США)


Сравнительный анализ нашел достоинства проекта "Convair", сулившего более высочайшие лётные данные (к примеру, более резвый набор высоты); другой предпосылкой выбора проекта "Convair" стал очень малый объем данных о поведении подводного крыла на режимах взлёта и посадки. Договор на полномасштабную разработку был заключен с "Convair". В январе 1951 года ВМС США заказали постройку 2-ух прототипов Y2-2 на базе проекта Convair Model 2. Аэродинамически Y2-2 соответствовал перехватчику с дельтовидным крылом F-102 Delta Dagger, но обладал 2-мя подводными крыльями, а силовая установка состояла из 2-ух ТРДФ Westinghouse XJ46-WE-2. Расчетная наибольшая скорость составляла М=1,5, наибольшая скороподъемность на уровне моря 9145 м/мин. В ожидании готовности движков J46 на самолёт установили движки наименьшей тяги J34-WE-32 и в августе 1951 года обозначение макета изменили с Y2-2 на XF2Y «Sea Dart».
![]() |
![]() |
1-ый XF2Y «Sea Dart» собрали в конце 1952 года, посреди декабря начались рулежные тесты, выявившие суровые вибрации корпуса при движении по воде на скоростях наименее 111 км/ч. Все же в январе 1953 года произвели 1-ый отрыв от аква поверхности - самолёт набрал высоту 305 м. До официального первого полёта, который состоялся в апреле 1953 года, серьезно доработали подводные крылья и занесли ряд конфигураций в конструкцию аппарата в целом. Два мотора XJ46 установили на макет поближе к концу 1953 года, но расчет на завышенную тягу этих движков не оправдался. Выяснилось, что без конструктивного конфигурации аэродинамики самолёту звуковой барьер не преодолеть. Тогда "Convair" разработала XF2Y-2 с одним подводным крылом и силовой установкой из 1-го ТРДФ Wright J67 тягой на форсаже 53,38 кН либо 1-го Pratt & Whitney J75 тягой на форсаже 66,72 кН. Необходимость конструктивного конфигурации конструкции ставила под вопрос продолжение всей программки, но все таки в октябре 1953 году Бюро по аэронавтике ВМС США отдало указание окончить 2-ой макет по эталону YF2Y-1. Пока шла постройка первых 2-ух прототипов, в августе 1952 года ВМС заказали 12 предсерийных машин XF2Y «Sea Dart» с вооружением из 4 20-мм пушек и 70-мм НАР FFAR, количество которых не оговаривалось. Позднее договор пересмотрели в сторону постройки 4 предсерийных YF2Y-1 и восьми серийных F2Y-1, до закрытия программки F2Y-1 в марте 1954 года объем заказа успел вырасти до 22 самолётов. Реально флот получил 5 самолётов (один XF2Y-1, один XF2Y-1 в варианте YF2Y-1 и три вначале построенных YF2Y-1), которые использовались для исследовательских работ в области аэродинамики огромных скоростей. 1-ый YF2Y-1 собрали весной 1954 года, а в августе такого же года самолёт стал первой (и пока единственной) летающей лодкой, преодолевшей звуковой барьер, хотя и в пологом пикировании. Значимый прогресс был достигнут после конфигурации подводного крыла, потому флот решил продолжить тесты. Но во время показательного полета в ноябре 1954 года самолёт разрушился в воздухе из-за инициированных лётчиком самоколебаний. Трагедия поставила крест на всей программке «Sea Dart». Выстроили еще три F2Y «Sea Dart», два из которых никогда не поднялись в небо, а на одном самолёте отрабатывались варианты с одним и 2-мя подводными крыльями прямо до окончательного закрытия программки в 1957 году.
![]() |
![]() |
Последний раз F2Y «Sea Dart» поднялся в воздух 16 января 1956 г. Целью было определение наибольших мореходных свойств самолёта. Окончательный удар по программке нанесло возникновение "суперавианосцев" (так их называли америкосы из-за большущего, по тем временам, водоизмещения в 60000/75000 т) типа "Форрестол". Таким образом, F2Y «Sea Dart» проиграл соревнование тяжёлому авианосцу, который он, в случае фуррора, собирался поменять. В январе 1956 г. Отдел военно-морских операций снял технические требования на истребитель-гидросамолёт, и программка была закрыта. В заключение можно сказать, что пути исцеления недочетов F2Y «Sea Dart» просматривались, и при желании, его можно было бы довести до уровня сверхзвукового истребителя. Может быть, его приняли бы на вооружение. При всем этом он установил бы несколько глобальных рекордов для гидросамолётов, но всё равно, век его был бы не долог - резервов для модернизации у F2Y «Sea Dart» не было. Все уцелевшие самолёты F2Y «Sea Dart» сохранились до наших дней и являются экспонатами музеев в Америке.
Тактико-технические свойства XF2Y «Sea Dart» Экипаж 1 Размах крыла, м 10.26 Длина, м 16.03 Высота, м 6.32 Площадь крыла, м2 52.30 Масса, кг - пустого самолета 5793 - обычная взлетная 7497 Тип двигателя 2 ТРД Westinghouse J34-WE-32 Тяга нефорсированная, кгс 2 х 1542 Наибольшая скорость , км/ч 1118 Крейсерская скорость , км/ч 980 Практическая дальность, км 826 Наибольшая скороподъемность, м/мин 9965 Практический потолок, м 15300 Вооружение: Боевая нагрузка - 907 кг (расчетная)
Источник: dogswar.ru
Возможно интересно:
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.