ArtGuns » Оружейная экзотика » Опытная САУ К-73 (АСУ-57П) (СССР)

Опытная САУ К-73 (АСУ-57П) (СССР)

10 июнь 2025, Вторник
3
0
Легкобронированная «самоходная плавающая установка К-73» (либо «плавающая авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-57П) разрабатывалась в ОКБ ИК наряду с бронетранспортером К-75. В 1949 г на Военно-ремонтном заводе №2 ГБТУ (г. Москва) сделали 1-ый опытнейший эталон машины. 2-ой опытнейший эталон предназначался для проведения артиллерийских испытаний на ГНИАП ГАУ. Проектировался, но не был реализован в металле вариант АСУ-57ПТ, предназначенный втом числе для буксировки артиллерийских систем. Для самоходной артиллерийской установки К-73 (АСУ-57П) открытого типа А.Ф. Кравцев избрал схему сборки о фронтальным расположением силовой установки и кормовым - совмещенных боевого отделения и отделения управления.

Клепано-сварной корпус был открытым сверху и запирался съемным брезентовым тентом. Фронтальный край тента мог приподниматься для наилучшего обзора местности. Лобовые листы корпуса были сделаны: верхний - из 8-мм стали (угол наклона - 42'); средний - из 6-мм стали (угол наклона - 25'); нижний - из 4-мм стали (угол наклона - 45'). Бортовые железные листы шириной 4 мм устанавливались вертикально. Толщина днища (лист из дюралюминия) составляла 3 мм. Вертикальная задняя стена шириной 1,5 мм и надгусеничные полки были выполнены из дюралюминия. Для герметизации машины все лючки снабжались резиновыми прокладками. В носовой части корпуса располагался волноотбойный щиток, сделанный из дюралюминия. При движении самоходной установки по суше щиток поворачивался и прижимался к корпусу. Для понижения попадания атмосферного воздуха в послевинтовую струю воды на задней стене корпуса имелся алюминиевый поворотный щиток гребного винта, который опускался при входе машины в воду.

В качестве силовой установки употреблялся карбюраторный шестицилиндровый движок от грузового автомобиля ГАЗ-51Н о его системами питания топливом, смазки, остывания и пуска. Силовая установка была разделена от отделения управления и боевого отделения перегородкой. Топливный бак размещался слева от мотора, был выполнен из дюралюминия и протектирован 8-мм специальной резиной, противодействующей вытеканию бензина в случае пробития бака пулей. Движок мощью 70 л.с. (51 кВт) обеспечивал наивысшую скорость движения на суше 54 км/ч, а на плаву - 7,8 км/ч. Запуск мотора осуществлялся при помощи электростартера. Система зажигания - батарейная. Для облегчения запуска мотора в критериях низких температур служил котел-подогреватель от автомобиля ГАЗ-51. Припас хода К-73 (АСУ-57П) по шоссе достигал 234 км, по грунтовым дорогам с ухабами - 134 км, на плаву - 46 км.

При движении машины по суше воздух, охлаждавший радиатор, поступал через воздухозаборный лючок в фронтальной части крыши корпуса над радиатором и при помощи вентилятора отводился из моторного отделения через левый и правый воздуховоды с жалюзи. На плаву воздухозаборный лючок герметически запирался створками, воздуховоды приподнимались (для исключения попадания забортной воды), а забор воздуха для остывания моторного отделения осуществлялся из боевого отделения вентилятором. В состав механической коробки входили: главный фрикцион сухого трения (сталь по ферродо); трехходовая, четырехступная коробка; основная передача; два бортовых фрикциона с ленточными тормозами плавающего типа; два одноступенчатых бортовых редуктора; главный и бортовые карданные валы. Главный фрикцион (сцепление), коробка (кроме ступиц вала коробки) и шарниры карданных валов были взяты у ГАЗ-51.

Маневрирование К-73 на плаву механик-водитель создавал при помощи руля. При всем этом через привод производилось горизонтальное отклонение трехлопастного гребного винта, который устанавливался на наружной поворотной части валопровода, смонтированного на задней стене корпуса машины. Отклонение валопровода с винтом обеспечивало рабочий угол поворота машины 24". При движении по суше наружняя часть валопровода с винтом убирались в специальную нишу, размещенную слева (по ходу движения) в задней стене корпуса. Подвеска машины была персональной, торсионной, с гидравлическими амортизаторами на ее последних узлах. Гидравлические рессоры имели такую же конструкцию, как и рессоры легкового автомобиля ЗИС-110. В состав гусеничного движителя входили 6 однодисковых опорных катков о внешней амортизацией, два направляющих колеса, два литых ведущих колеса кормового расположения и две мелкозвенчатые гусеницы с цевочным зацеплением. Среднее удельное давление на грунт составляло 0,475 кг/см. К-73 могла преодолевать вертикальную стену вьюотой 0,54 м и ров шириной 1,4 м. Наибольшие углы подъема и спуска составляли 28".

Экипаж К-73 состоял из 3-х человек. Рабочее место механика-водителя располагалось оправа от пушки, за ним находилось рабочее место заряжающего, слева от пушки - командира машины (он же наводчик). Боевое отделение сверху запиралось съемным брезентовым тентом. Наблюдение за местностью механик-водитель производил через смотровой блок в лобовом листе корпуса и смотровую щель в правом борту корпуса машины. В боевой обстановке командир следил за местностью через смотровые щели в лобовом и бортовом листах корпуса.

Главным орудием К-73 являлась 57-мм пушка Ч-51, снаряженная действенным щелевым дульным тормозом для уменьшения отдачи, что было в особенности принципиально при стрельбе с воды. Пушка устанавливалась в специальной сварной раме, приваренной к бортам корпуса. По условиям сборки пушка была смещена на лево на 100 мм относительно продольной оси машины. Высота полосы огня составляла 1160 мм. Вспомогательным орудием являлся спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет СГ-43. Не считая того, в набор машины входили 7,62-мм пистолет-пулемет ППС, ручные гранаты Ф-1 и сигнальный пистолет СПШ. При стрельбе из спаренной установки употреблялся телескопический прицел ОП2-8. Углы наводки спаренной установки по вертикали находились в границах от - -4"30' до +15", по горизонтали - в секторе 16*. Наводка спаренной установки осуществлялась при помощи устройств о ручным приводом. Прицельная скорострельность из пушки достигала 7 выстр./мин. Для крепления Ч-51 в походное положение имелся особый стопор и подкосы. Расстопорение пушки выполнялось с места командира при помощи тросового привода. Боекомплект к пушке состоял из 30 выстрелов о бронебойно-подкалиберными, бронебойными и осколочными снарядами, боекомплект к пулемету - из 400 патронов, к пистолету-пулемету - 315 патронов, к сигнальному пистолету - восьми сигнальных патронов. В 2-ух укладах располагались восемь ручных гранат

К-73 (АСУ-57П) была адаптирована для десантирования парашютным методом на платформе раздельно от экипажа и посадочным методом планером Як-14. Для связи использовались радиостанция 10-РТ-12 и танковое переговорное устройство ТПУ-47. Электрическое оборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети - 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи ЗСТЭ-100 и генератор ГТ-1500. Для тушения пожара в машине имелся углекислотный огнетушитель ОУ-2. Наружняя связь осуществлялась при помощи радиостанции 10РТ.

В согласовании приказом военного министра СССР от 11 февраля 1950 г. на НИИБТ Полигоне с 1 апреля по 5 июня 1950 г состоялись полигонные тесты опытнейшего эталона авиадесантной установки АСУ-57П. Комиссию по испытаниям возглавлял генерал-майор инженерно-танковой службы Н.Н. Алымов (зам.председателя комиссии - генерал-майор танковых войск Б.Д. Супян). Инженерный комитет представлял инженер-полковник А.Ф. Кравцев. Тесты опытнейшего эталона АСУ-57П проводились по программке, утвержденной начальником ГБТУ СА. Целью испытаний являлось: - определение тактико-технических черт опытнейшего эталона и их соответствие тактико-техническим требованиям; - оценка конструкции опытнейшего эталона и определение надежности отдельных агрегатов и устройств, удобства их монтажа, демонтажа и обслуживания, также проведения профилактических осмотров; - определение продуктивности огня по разным целям стрельбой с места и с ходу, удобства ведения огня и скорострельности, надежности установочных частей артсистемы, прицельных приспособлений и пулемета, воздействия выстрела на устойчивость артустановки, воздействия дульной волны на экипаж; - определение способности форсирования с хода аква препядствий в разных критериях состояния берегов и прибрежных участков;

Ходовые тесты проводились на испытательной базе Полигона, а тесты на плаву - на Пироговском водохранилище и р. Москва. Определение углов входа в воду и выхода из воды проводилось на р. Москва, в районе д. Агафонове. За время испытаний АСУ-57П прошла 1672 км по суше, из них по шоссе - 500 км. по грунтовым дорогам - 1102 км, по бездорожью - 70 км. На плаву было преодолено 104 км. В заключении по полигонным испытаниям говорилось, что опытнейший эталон авиадесантной плавающей самоходной артиллерийской установки АСУ-57П конструкции ОКБ при ИК СА в главном соответствует определенным тактико-техническим требованиям. В границах пробега в 1000 км узлы и агрегаты АСУ-57П проявили себя надежными в работе. К более значимым отступлениям от ТТТ относились превышение веса на 90 кг (3340 кг заместо 3250 кг), отсутствие механического насоса для откачки воды и легкосъемного приспособления для улучшения проходимости.

Не считая того, АСУ-57П по ряду характеристик затмила последний эталон машины подобного типа АСУ-57 конструкции завода №40, проходивший тесты в 1949 г По сопоставлению с АСУ-57 завода №40 машина конструкции ОКБ при ИК СВ имела последующие достоинства: - выполнена плавающей (при всем этом ее вес не превосходил вес АСУ-57 завода №40); - имела 7,62 мм пулемет СГ-42, спаренный с пушкой; - отличалась более комфортным размещением орудийного боекомплекта, который мог быть увеличен; - обладала наилучшей подвижностью (средняя скорость по шоссе составляла 48 км/ч заместо 26,3 км/ч у АСУ-57); - имела больший припас хода (234 км по шоссе заместо 162 км); - движок и главный фрикцион автомобиля ГАЗ-51 были более надежными в работе по сопоставлению с обозначенными агрегатами автомобиля М-20, использованными в АСУ-57; - комплектовалась серийной коробкой автомобиля ГАЗ-51 (заместо специальной у АСУ-57); - все опорные катки, торсионы и балансиры были взаимозаменяемыми; - расстопорение пушки выполнялось экипажем без выхода из машины.

В то же время, представленная на тесты АСУ-57П имела целый ряд конструктивных и производственных недочетов, снижающих ее боевые свойства. К главным из них относились: - недостающая плотность корпуса; - возможность проникания вовнутрь корпуса пуль и свинцовых брызг через амбразуры пушки, пулемета и прицела; - наличие выштамповок в днище под картером мотора и бортовыми фрикционами; - недостающая крепкость боеукладки и установочных частей для пушки; - отсутствие у командира машины скошенного блока для наблюдения вперед; - низкая надежность клиноременной передачи мотора (на испытаниях ремни заменялись трижды); - неудовлетворительная работа системы обогрева мотора; - невозможность прямолинейного движения машины на плаву; - отсутствие фиксированного положения руля в рабочем спектре; - огромные помехи приему радиопередач из-за отсутствия экранировки электрического оборудования; - низкая надежность устройств освещения и вспомогательной аппаратуры из-за отсутствия амортизации.

Подводя итоги, комиссия посчитала целесообразным организовать изготовка опытнейшей партии машин для войсковых испытаний при условии устранения выявленных недочетов и получения положительных результатов артиллерийских испытаний на ГНИАПе ГАУ. Хотя данные об артиллерийских испытаниях разыскать не удалось, понятно, что они состоялись и прошли удачно. Из мемуаров ветеранов ОКБ ИВ Б.П. Бабайцева и Н.Л. Константинова следует, что повторные тесты (водоходные свойства проверялись также на Пироговском водохранилище) прошли даже более удачно, чем прошлые. Анатолий Федорович Кравцев, будучи мастером вождения, полностью показал комиссии все плюсы машины. Тесты проявили, что самоходная установка АСУ-57П конструкции ОКБ ИК значительно превосходила существовавший аналог, и создатели закономерно рассчитывали на победу - принятие машины на вооружение. Но эти надежды не реализовались. Постановлением Совета Министров СССР (возможно, постановление Совета Министров СССР от 12.09.1951 г либо от 16.09.1953 г) было принято решение о передаче всей конструкторской документации и опытнейшего эталона на завод №40 - в КБ ММЗ, которое возглавлял Н.А. Астров. С сентября 1951 г там работали над плавающей модификацией самоходной установки АСУ-57. 1-ый опытнейший эталон плавающей САУ «Объект 574» (либо АСУ-57П) выстроили в ноябре 1952 г. Один из опытнейших образцов К-73 был передан в Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники (п. Кубинка), где его можно узреть и сейчас.

Тактико-технические свойства К-73 (АСУ-57П) Боевая масса, т 3,4 Экипаж, чел. 3 Длина корпуса, мм 5355 Длина с пушкой вперёд, мм 5580 Ширина корпуса, мм 2085 Высота, мм 1510 База, мм 1800 Колея, мм 1970 Клиренс, мм 250 Бронирование - противопульная Лоб корпуса (верх), мм/град. 8/42 Лоб корпуса (середина), мм/град. 6/25 Лоб корпуса (низ), мм/град. 4/45 Борт корпуса, мм/град. 4/0 Корма корпуса, мм/град. 1,5 Днище, мм 3 Лоб рубки, мм/град. 6 Вооружение: - нарезная пушка 57-мм Ч-51, боекомплект 30 снарядов - пулемёт 7,62-мм СГ-43 Движок - ГАЗ-51 наибольшая мощность 70 л.с., при 2800 об/мин Скорость по шоссе, км/ч 54 Скорость по пересечённой местности, км/ч 7,8 на плаву Припас хода по шоссе, км 234 Припас хода по пересечённой местности, км 134 Тип подвески персональная торсионная Удельное давление на грунт, кг/см 0,475 Преодолеваемый подъём, град. 28 Преодолеваемая стена, м 0,54 Преодолеваемый ров, м 1,4 Преодолеваемый брод, м плавает

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!