ArtGuns » Оружейная экзотика » Опытный перехватчик Як-25К (СССР)

Опытный перехватчик Як-25К (СССР)

21 июнь 2025, Суббота
8
0
Сначала 50-х гг. вышло несколько правительственных постановлений о разработке управляемого ракетного авиационного вооружения и на его базе - авиационных комплексов перехвата воздушных целей. Проектирование ракет было доверено сразу нескольким конструкторским бюро. Так, в ОКБ-2 под управлением П.Д.Грушина создавались системы К-5, К-6 и К-51, в ОКБ-134 И.И.Торопова - К-75 и К-7 (в варианте К-7л с полуактивным радиолокационным наведением и К-7с с термический головкой самонаведения), в ОКБ-4 М.Р.Бисновата - система К-8 (также в 2-ух вариантах). Постановление Совмина N92543-1224 об испытаниях этих систем в составе авиационных комплексов вышло 30 декабря 1954 г. Создателям вооружения, самолётов и бортового радиолокационного оборудования предписывалось работать вместе. Все истребительные КБ получили задание оборудовать эталоны собственных изделий для оценки их в качестве носителей управляемого реактивного орудия. ОКБ-115 предстояло переоборудовать и испытать серийный Як-25М.

В 1955 г. на доделанном Як-25М прошла тесты система вооружения К-5, включавшая ракеты РС-1У и пусковые устройства. На перехватчике при всем этом произвели последующие конфигурации: РЛС «Сокол» поменяли на специально модернизированную станцию «Изумруд», меж гондолами движков и фюзеляжем установили пилоны подвески ракет по два с каждого борта, сняли пушечное вооружение и расположили нужное дополнительное оборудование. Самолёт получил обозначение Як-25К, а авиационный комплекс в целом - Як-25К-5. Тесты проводились как с боевыми ракетами, так и с макетами, Был произведен ряд пусков, в том числе по самолету-мишени. В тот же период тесты К-5 проводились на МиГ-17ПФ (СП-6). После их окончания на обоих самолетах-носителях систему К-5 приняли на вооружение (ракеты выпускались под шифром "изд. М", позже - "изд. И"), а перехватчики запустили в серию под обозначениями Як-25К и МиГ-17ПФУ. Оба самолёта выпускались в очень ограниченном количестве. Более обширное применение отыскали МиГи, которые состояли на вооружении авиации ПВО прямо до начала 70-х гг.

Сначала 1956 г, серийный экземпляр Як-25К №1608, согласно приказу МАП от 5 ноября 1955 г.. переоборудовали под бывалые ракеты «типа 129» системы К-75. При всем этом на самолёте установили доделанную под новейшую систему РЛС «Изумруд» и оптический прицел АСП-3ИМ, также автоматы подачи горючего АУПТ. Тесты комплекса Як-25К-75 проходили с 5 марта по 10 июля 1956 г. Их проводили ведущий летчик-испытатель Ф.Л.Абрамов, летчик-испытатель Е.Н.Пряничников, штурманы Г.Н.Улехин и В.Н.Макаров. Всего выполнили 23 полета общей длительностью 16 ч 34 мин. При взлетной массе 8830 кг (четыре ракеты - 324 кг, горючее - 2650 кг) скорость на высоте 5000 м составляла 1000 км/ч. на 10000 м - 950 км/ч, а при пологом понижении с 11000 м самолёт разогнали до скорости М=1.07. Практический потолок снизился до 13600 м. время набора высоты 5000 м возросло до 2,5 мин, а 10000 м - до 6,0 мин. Устойчивость и маневренность самолёта фактически не отличались от серийного ЯК-25М. Программка производилась в главном с макетами ракет, но в 3-х случаях выполнили одиночные реальные запуски в горизонтальном полете на высотах 5000 и 12000 м. Дальность обнаружения цели типа Ил-28 на высотах от 5000 до 8000 м составляла 7-7,5 км, а уверенный захват происходил на расстоянии 4-4,5 км. В целом самолёт получил неплохую оценку, но после проведения полного цикла испытаний комплекса K-75 его на вооружение принимать не стали.

Испытывался и комплекс перехвата Як-25К-7л, ракеты которого имели огромные габариты и массу по сопоставлению с РС-1У и "129", потому число подвесок пришлось уменьшить в два раза. Комплекс поняла та же участь, что и Як-25К-75.

К концу 1956 г. ОКБ-4 подготовило к испытаниям систему К-8. Входившая в неё ракета имела термическую головку самонаведения типа С1-У. Отработка комплекса и его фабричные тесты проводились на 4 перехватчиках. в том числе 2-ух переоборудованных ЯК-25К (№0119 и №1110). На самолёты установили доделанную под систему К-8 РЛС "Сокол-2К", два пилона, другое оборудование. Для определения хорошей конфигурации пусковых устройств исследовались их разные варианты: самолет №1110 оснастили пилонами с фронтальным выносом, а №0119 - с задним. В некоторых документах машина №1110 обозначалась ЯК-25С К-8, т.е. как серийный перехватчик Як-25К с системой вооружения К-8. За период испытаний на Як-25К-8 выполнили 111 полетов, в том числе 72 - с ракетами, и произвели 42 запуска (из них 2 - по мишеням), Система К-8 по сопоставлению со всеми прошлыми оказалась более успешной, и ее подразумевали установить сразу на нескольких истребителях, в том числе на Як-27, И-75 ОКБ Микояна и на ряде машин ОКБ Сухого. Принимать на вооружение комплекс Як-25К-8 при уже проходивших тесты макетах более совершенного перехватчика Як-27 не имело смысла.

В 1957 г. на базе Як-25М методом снятия вооружения, РЛС, большей части оборудования и установки аппаратуры радиоуправления и исполнительных устройств был получен беспилотный самолет-мишень Як-25МШ. Управление им производилось с парящего рядом самолёта. Серийно ЯК-25МШ не строился, но после снятия с вооружения Як-25/25М часть из них была переоборудована схожим образом.

В общей трудности с 1954 г. по 1957 г, в Саратове было выстроено 480 «двадцать пятых», включая 406 Як-25М и 7 опытнейших самолётов. Много Як-25 использовались для отработки в воздухе разных систем и агрегатов. Один из первых серийных перехватчиков был переоборудован в лабораторию Як-25Л (бортовой номер «01») для тесты катапультируемых кресел, стреляющей устройств и высотного снаряжения экипажа. При всем этом двухместную кабину разделили на две одноместные, а на консолях крыла установили киноаппаратуру. Для безопасности катапультирования фонарь задней кабины отсутствовал. На самолёте с бортовым номером "18" испытывали систему аварийного сброса фонаря. На машине с бортовым «21» отрабатывали элементы противообледенительной системы силовой установки бомбардировщиков ЯК-28И/28Л. Для этого фронтальные части гондол штатных РД-5А удлинили по аналогии с гондолами движков Р-11АФ2-300. а в носовой части самолёта с правой стороны закрепили водораспыливающую решетку. Применялись Як-25 и для доводки новых движков, в главном тех, которые предполагалось устанавливать на последующих модификациях машины.

Тактико-технические свойства Як-25К Размах крыльев, м   10.96 Длина, м   15.67 Площадь крыла, м2   28.95 Масса, кг пустого самолета   5720 обычная взлетная   8830 наибольшая взлетная   10045 Двигатели   2 ТРД РД-5А Тяга, кгс   2 х 2000 Наибольшая скорость, км/ч   1090 Практическая дальность полета, км   2700 Наибольшая скороподъемность, м/мин   2000 Практический потолок, м   13600 Экипаж, чел   2 Вооружение:   две 37-мм пушки Н-37Л с 50(100) патронами на пушку 2-4 УР воздух-воздух РС-1У, РС-2У

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!