
Тесты АНК (аппарат с несущим корпусом) продолжились на аппарате HL-10 (Horizontal Landing - "Горизонтальная посадка"; 10 обозначала порядковый номер модели), сделанном компанией Northrop по проекту Центра Лэнгли в январе 1966 г. Цена договора составила всего 1,8 млн $. В отличие от собственного собрата M2-F2, аппарат HL-10 имел более разлапистый вид с достаточно плоским днищем и поболее выпуклой верхней поверхностью, что позволяло по расчету достигнуть аэродинамического свойства >1 на гиперзвуке и >4 на дозвуковых скоростях. Для наилучшей маневренности аппарат комплектовался 3-мя вертикальными стабилизаторами. Для управления аппаратом служили элевоны меж центральным и боковыми вертикальными килями. Расщепляющийся руль на вертикальном киле употреблялся для управления по курсу и для контроля скорости понижения (как воздушный тормоз). Главные опоры шасси HL-10 были взяты с модификацией от тренировочного самолета T-38, они убирались вручную и выпускались при помощи пневмосистемы на сжатом азоте. Носовая опора шасси была взята, также с необходимыми переменами, от самолета T-39, со схемой выпуска и уборки как у главных опор.
Аппарат не имел выступающего фонаря кабины: его роль игралось свойственное остекление фронтальной части фюзеляжа. «Донором» системы катапультирования стал перехватчик F-106. Серебряно-цинковые батареи обеспечили питанием систему управления (приводы всех аэродинамических поверхностей - активные), полетные приборы, радио, подогрев кабины экипажа и трехосную систему роста стойкости. Перед посадкой могли врубаться четыре дросселируемых ЖРД на перекиси водорода. 22 декабря 1966 г. Брюс Питерсон сделал 1-ый полет на Northrop HL-10. 2-ой полет, но, был выполнен только в марте 1968 г. из-за трагедии M2-F2. Ракетный движок XLR-11 был установлен на АНК только после 9 полетов и употреблялся начиная с 12-го; ранее предполагалось оценить маневренность и устойчивость аппарата при планирующем спуске. По проведенным позднее оценкам, этот аппарат имел лучшую маневренность из всех 3-х томных АНК (M2-F2/F3, HL-10, X-24A).

Обычно аппарат подымался самолетом-носителем B-52 - на пилоне под правой консолью крыла меж фюзеляжем и первой мотогондолой - на высоту 13-14 км и отделялся на скорости около 720 км/ч. Скоро после сброса пилот включал движок XLR-11. Скорость и высота увеличивалась, пока ЖРД не отключался по команде либо по исчерпанию горючего, зависимо от личного профиля полета. Northrop HL-10, обычно, нес достаточно горючего, чтоб обеспечить работу ЖРД в течение приблизительно 100 сек, и обычно достигал высоты от 15 до 24 км и сверхзвуковых скоростей. После выключение мотора пилот проводил аппарат через «коридор», имитирующий возвращение в атмосфере из космоса и подход для посадки на одной из ВПП высохшего озера Роджерс на авиабазе Эдварде. Для рассеивания лишней энергии перед посадкой использовались заходы кругами. На последнем участке подхода пилот решал резвое понижение для набора энергии, а на высоте приблизительно 30 м сбрасывал воздушную скорость приблизительно до 320 км/ч и делал посадку.
37-й и последний полет Northrop HL-10 состоялся 17 июля 1970 г. Посреди всех пилотируемых АНК конкретно он достигнул наибольшей высоты и наивысшей скорости. Так, 18 февраля 1970 г. летчик-испытатель ВВС Питер Хоаг (Peter Hoag) разогнал его до скорости, соответственной числу М=1,86 (1976 км/ч), а девятью деньками позднее пилот NASA Билл Дейна достигнул высоты 27 500 м. Аппарат пилотировали Джон Мэнке (10 полетов), Уильям Дейна (9 полетов), Джерольд Джентри (9), Питер Хоаг (8) и Брюс Петерсен (1). Некие новые уроки, извлеченные в процессе удачных летных испытаниях Northrop HL-10, были объединены с информацией по аппаратам M2-F2/F3 и стали хороший отправной точкой для проектантов орбитальной ступени системы Space Shuttle.

Как написал Дейл Рид в книжке «Бескрылый полет: История аппаратов с несущим корпусом» (Wingless Flight: The Lifting body Story), если б все пошло своим методом, к середине 1970-х Northrop HL-10 был должен совершить полет в космос. Рид планировал серьезно видоизменять АНК, добавив абляционную теплозащиту, реактивные средства регулирования и другие доп подсистемы, нужные для пилотируемого пилота. После чего аппарат мог стартовать на системе Saturn V - Apollo в том переходнике, где во время миссий к Луне устанавливался лунный модуль LM. На околоземной орбите робототехнический раздвижной манипулятор был должен извлечь аппарат из третьей ступени ракеты и состыковать с пилотируемым командно-служебным модулем CSM «Аполлона». Один из космонавтов, специально приготовленный для пилотирования экспериментального аппарата, был должен перебраться из «Аполлона» на борт АНК, чтоб выполнить проверку систем перед спуском с орбиты и входом в атмосферу. В первом полете пилот был должен возвратиться в CSM, а HL-10 совершить посадку в беспилотном режиме. В случае фуррора во 2-м запуске Northrop HL-10 был должен возвратиться на авиабазу Эдварде уже под управлением пилота.
Молвят, Вернер фон Браун считал этот план так восхитительным, что предлагал приготовить для полета две РН Saturn V и два корабля Apollo, остающиеся от лунной программки. Директор ЛИЦ Пол Бикл (Paul Bickle) ответил отказом на том основании, что такие полеты находятся вовне сферы ответственности и интересов Летно-исследовательского центра NASA. Навряд ли, но, это было его личное решение: для модернизации Northrop HL-10 и воплощения орбитального полета необходимы могли быть немалые доп средства, которых у NASA в 1970 г. просто не было.
Тактико-технические свойства Northrop HL-10
Экипаж - 1 пилот
Длина - 6.45 м
Размах крыла - 4.15 м
Высота - 2.92 м
Площадь крыльев - 14.9 м²
Пустой вес - 2397 кг
Полный вес - 2721 кг
Наибольший взлётный вес - 4540 кг (с 1604 кг горючего)
Силовая установка - 1 четырёхкамерный ракетный движок Reaction Motors XLR-11 тягой до 35.7 кН
Наибольшая скорость - 1976 км/ч
Дальность полёта - 72 км
Практический потолок - 27524 м
Нагрузка на крыло - 304.7 кг/м²
Коэффициент тяги на единицу веса 1:0.99
Источник: dogswar.ru