
История проекта всходит к ноябрю 2001 г., когда в согласовании с решением пленума Научно-технического комитета Головного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Министерства обороны Рф и техническим заданием №2-99 от 15 апреля 2002 г ряду автозаводов страны предложили участвовать в НИР по теме «Каратель», предусматривающей разработку технического проекта семейства армейских машин многоцелевого предназначения грузоподъемностью от 1 до 2,5 т в 2010-2015 гг. АМО «ЗИЛ» также вошел в круг тех организаций, которые привлекались к проекту на конкурсной базе. В течение 2003 г на заводе изучались способности роли его в разработке многоцелевого автомобиля с колесной формулой 4x4 грузоподъемностью 2,5 т с учетом военного и штатского внедрения.
Но в конце года управление предприятия, ссылаясь на занятость конструкторско-технических служб и опытнейшего производства завода проектированием и постройкой макетных образцов армейских машин типа 4x4 и 6x6 (грузоподъемностью, соответственно, 2,5 и 4 т) по теме «Калам», уведомило МО о том, что АМО «ЗИЛ» не сумеет в полном объеме участвовать в работе над новым проектом. И все таки спустя 5 лет, сначала 2008 г, мэр Москвы Ю. Лужков поручил генеральному директору управляющей организации ЗАО «Московская авто компания» (МАК) К. Лаптеву вернуться в деятельном порядке к вышеуказанной теме с учетом приготовленного ранее тактико-технического задания Министерства обороны. Получив согласие военного ведомства, в апреле такого же года на ЗИЛе приступили к разработке эскизного проекта семейства машин 4x4 многоцелевого предназначения грузоподъемностью 2,5 т в согласовании с темой «Каратель». Новый эталон получил обозначение ЗИЛ-3901. Почему же машины упомянутого типа настолько очень заинтриговали русских военных профессионалов?
Дело в том, что в последние 15-20 лет в мире принципно поменялись технологии войн. С одной стороны, принципно новым стали скоротечные деяния разных войсковых соединений на огромных плацдармах с применением новейших средств вооружения и техники, с внедрением автоматического управления всем процессом боевых действий («Буря в пустыне», 1991 г; «Свободный Ирак», 2003 г). С другой стороны, участились внутренние вооруженные конфликты на этнической и религиозной базе, которые характеризуются террористическими актами, нередко происходящими на улицах поселков и городов и даже на отдельных объектах и в домах. Это и потребовало сотворения особых сил, снаряженных высокоэффективными средствами противодействия для захвата объектов снутри мирных территорий. В согласовании с конфигурацией технологии войн должна изменяться и военная техника. К примеру, за истекшие 15-20 лет в США получили жизнь три поколения военной колесной авто техники, а в РФ и сейчас войска обустроены фактически еще техникой русского времени. В конце концов, имеющиеся в нашей стране армейские бронированные авто полной массой более 10-12 т в силу собственных значимых габаритов, неповоротливости, томного вооружения, относительно малого ресурса и высочайшей цены не отвечают новым требованиям ведения боя в процессе локальных конфликтов, где нужна высочайшая мобильность и способность отлично действовать в городках, на пересеченной местности либо в горных критериях.
Таким образом, перед конструкторами стояла задачка - сделать в классе машин 4x4 новое поколение машин, которые должны отличаться высочайшими тягово-динамическими свойствами, маневренностью и мобильностью, способностью нести самое современное вооружение и средства защиты. С позиции художественно-конструкторского решения новенькая техника должна владеть персональной выразительностью наружных форм, технологичностью конструкции, возможностью бронезащиты экипажа, удобством в эксплуатации, также допускать создание на базе базисного кузова наибольшего количества модификаций для выполнения особых армейских и народнохозяйственных задач. Реализуя данную концепцию, утвердили два направления работ по формированию внешнего вида будущих машин типа 4x4: проектирование образцов с двухобъемными кузовами и машины с однообъемным кузовом, о которой и речь пойдет.
Внешнюю архитектуру и интерьер автомобиля сделали А. Чирков и С. Саакян. Последний совместно с заместителем директора по развитию АМО «ЗИЛ» - управляющим проекта инжиниринговой компании С. Ошурковым разработал общую сборку шасси и кузова машины. Сборку и размещение агрегатов выполнил ведущий инженер-конструктор А. Степанов, а размещение экипажа (бойцов) спиной к спине предложил К. Потехин. Управляющим разработки эскизного проекта и ходового макета назначили заместителя головного конструктора АМО «ЗИЛ» В. Мазепу. Нельзя не сказать, что автомобиль с однообъемным кузовом необычного дизайна, ставший детищем группы юных проектировщиков, появился в нестандартно маленький срок для такового рода изделий. Работа от первого наброска до постройки ходового посадочного макета была выполнена с мая по сентябрь 2009 г

В процессе проектирования новейшей машины производилось взаимодействие АМО «ЗИЛ» с разными профильными организациями, такими как РКК «Энергия», МАМИ, ЗАО «Форт Технология», НИИ «Стали», ОАО «Институт пластмасс им. Г.С. Петрова», МГТУ им. Баумана, НТЦ «Мультисеть», НИИИ-21 МО РФ и др. При всем этом был собран и обобщен аналитический материал по машинам многоцелевого предназначения забугорного и российского производства, проводились исследования тактико-технических черт и ходовых свойств многообещающих образцов вместе с подразделениями общевойсковых служб, ФСБ, ВДВ и МВД. При решении намеченных целей был сотворен программный комплекс на базе товаров компании РТС Pro/Engineer - Windchill, который связал весь процесс проектирования - от дизайна до конструкторско-технологической документации. Таковой подход дозволил заложить технические и компоновочные решения, дающие возможность внедрения на единой платформе разных кузовов, а в шасси - внедрения разных силовых агрегатов и агрегатов коробки.
Разработку конструкции макета автомобиля вели с внедрением компьютерной технологии 3D, привлекая ограниченное количество исполнителей. Это позволило резко повысить качество и значительно уменьшить сроки выполнения проекта. Проектирование велось с учетом тенденций в автомобилестроении, связанных с подменой литых деталей на листовые гнуто-сварные пространственные конструкции, дозволяющие, кроме упрощения производства опытнейшего эталона, получить более крепкие (жесткие) детали при наименьшем их весе. Практическое применение получили методики, включающие весь комплекс работ - от сборки изделия до лазерного раскроя. Трехмерное проектирование в купе с установкой лазерного раскроя позволило существенно уменьшить время на разработку и изготовка отдельных частей шасси.
В январе 2009 г в модельном цехе ЗИЛа сделали макет в масштабе 1:10 из дюралевого сплава с учетом основополагающих компоновочных характеристик: расстояние от опорных поверхностей колес до верхних полок лонжеронов рамы - 1000 мм; колея фронтальных и задних колес - 2100 мм; величина колесной базы - 3800 мм. При разработке дизайна кузова машины (декабрь 2008 - январь 2009 гг) посадку экипажа выполнили по схеме 1+10, но после корректировки моделей манекенов и согласования с возможными заказчиками экипаж уменьшили до 1+9. Места водителя и командира находятся в фронтальной части кузова, по краям рамы за линией мотора. 6 членов экипажа располагаются спина к спине на раме вдоль продольной оси. Два члена экипажа размещаются лицом вспять в ряд меж арками задних колес. При таковой посадке обеспечивается радиальный обзор и возможность ведения боя по всему периметру. Резвое покидание кузова стало вероятным благодаря широким дверным просветам.
В базу художественно-конструкторского решения машины положена мысль сотворения неподражаемого, ультрасовременного, сурового и брутального вида джипа, выполняющего не только лишь утилитарные функции бронеавтомобиля, да и являющегося действующим психическим орудием. Главными особенностями дизайнерского решения автомобиля стали «однообъемность» кузова, «агрессивная» радиаторная решетка, «граненность» формы, сужение кузова к днищу. Кузов автомобиля состоит из 2-ух частей: фронтальной и экипажной. Наклон фронтальной и экипажной частей совпадает в месте их стыковки. Он длится на экипажной части, формируя наклон лобовых стекол, и через радиусный перегиб перебегает в горизонтальную крышу. В итоге, кузов образует одно-объемную конструкцию, также подчеркивает современность и динамичность автомобиля. Задняя часть корпуса достаточно вытянута, что продиктовано возможностью размещения там бойца с пулеметом. Обрывается задняя часть вертикальной поверхностью с бойницей. В плоскостях, образующих сужение задка, имеются окна с бойницами для ведения огня 2-мя последними задними бойцами. Аналогичным образом (вертикально) размещены и боковые плоские стекла с бойницами. Это обеспечивает неплохой обзор бойцам, сидячим спинами друг к другу.
Крыша, лобовые стекла и капот продольно разбиты на три части: среднюю и две боковых, расположенных под углом к средней. Средняя зона может варьироваться зависимо от функции той либо другой модификации. По краям крыша перебегает в вертикальные стекла. Под стеклами поверхность двери имеет ступенчатый контур и к днищу сужается. Такое решение обеспечивает антифугасный эффект - сужение днища для уменьшения повреждения пассажирского отсека при наезде на фугас. Ступенчатое сечение автомобиля в поперечном направлении уменьшает площадь его поверхности, расположенную под прямым углом к направлению ведения огня. Боковые двери образованы верхними и нижними створками, навешенными на корпус кузова при помощи внешне закрепленных петель, и обеспечивают резвый вход и выход экипажа. Верхние двери открываются ввысь, нижние вниз, образуя подножку, не выходящую за габарит автомобиля. Верхние створки в поднятом положении также не выступают за боковой габарит автомобиля, что позволяет ему двигаться с открытыми дверями и наращивает способности ведения боя. Задняя дверь состоит из 3-х створок: 2-ух боковых, открывающихся вбок, и одной нижней, открывающейся вниз и образующей подножку.

Радиаторная решетка сконструирована очень оригинально. Она выполнена в виде 3-х вертикальных «пилонов» с отверстиями, придавая автомобилю достаточно брутальный вид и подчеркивая его принадлежность к военной технике. Фронтальные блок-фары включают ближний и далекий свет, также поворотник. Фара близкого/далекого света зависимо от комплектации быть может как уникальной прямоугольной, так и круглой, позаимствованной у выпускаемых в нашей стране грузовиков и спецтехники. 2-ой вариант удешевляет и упрощает конструкцию, делая ее более надежной и ремонтопригодной. Фронтальные габаритные огни размещены в углах радиаторные решетки. Задние габариты - прямоугольной формы, также обширно применяемые в нашей стране. В конечном итоге, благодаря новаторскому дизайну и реализации в конструкции целого ряда особых решений джип по теме «Каратель» отличается эксклюзивным футуристическим внешним обликом и не похож ни на один из имеющихся аналогов.
При разработке армейского автомобиля для ведения боя обычно сложной задачей является необходимость внедрения металлической брони, имеющей огромную массу (120-140 кг/м^), уменьшающей грузоподъемность тс фактически до нуля и снижающей его вместимость. Беря во внимание сравнимо малую допустимую полную массу нового многоцелевого автомобиля (менее 7-8 т), пришлось находить кандидатуру металлической броне. В октябре 2008 г. зиловцы установили контакт с ЗАО «Форт Технология» цен ФСБ, после этого начались исследования новых способов защиты при бронировании автомобиля с однообъемным кузовом. В конечном итоге, макетные каркас и кузов «Карателя» выполнили с учетом требований вероятного бронирования по классу 6а на базе нынешних видов керамики и/либо высокоориентированного целофана.
Предложенная конструкция автомобиля и кузова, посадка экипажа «спина к спине» позволяют вести радиальный обзор местности и обстрел. Крыша и боковые поверхности кузова в наибольшей степени адаптированы к боевым действиям, обеспечивая ведение огня из положения стоя и сидя. V-образная конструкция днища машины в купе с применением особых антифугасных сидений позволяет значительно понизить воздействие на экипаж ударной волны взрыва под колесом либо днищем автомобиля. На каркас кузова могут навешиваться бронелисты различной степени защиты. Такое решение позволяет получить функциональный и просто ремонтируемый бронеавтомобиль. Внешнее крепление дверей и люков обеспечивает сохранение кинематики открывания при использовании брони различной толщины. Кузов имеет унифицированное крепление к шасси, что позволяет решать вопросы ремонтопригодности и универсальности при установке разных надстроек. Разработаны складывающиеся кресла с навесным противоминным креплением, которые обеспечивают защиту экипажа при взрыве и позволяют оперативно трансформировать салон для перевозки покалеченых либо разных грузов. Спроектировано и сделано технологическое рабочее место водителя, созданное для установки на шасси автомобиля до монтажа на нем кабины либо кузова. Это позволяет проверить функционирование всех систем автомобиля при запусках мотора, также передвигать своим ходом шасси с работающими элементами управления.
Шасси выполнено как единое целое, а не набор отдельных узлов и агрегатов. При проектировании удалось решить сложные задачки по сборке разных вариантов агрегатов. Размещение главных узлов автомобиля снутри рамы (обычно они размещаются по ее внешним поверхностям) позволяет в дальнейшем использовать доп объемы шасси для размещения вещевых ящиков и доп топливных баков. На машине употребляются 4-цилиндровый дизельный движок Cummins мощью 185 л.е., механическая 5-ступенчатая коробка ZF S5-42 Ecolite, раздаточная коробка и ведущие мосты КАМАЗ с рессорной малолистовой подвеской. Несущая рама с лонжеронами неизменной длины и сечения разработана как единый элемент, обеспечивающий наилучшее функционирование узлов и агрегатов автомобиля. Проектировщики отошли от конструкции рамы, соответствующей для серийных машин ЗИЛ. Трубчатые поперечины сравнимо малого поперечника и с большой шириной стены поменяли интегральными пространственными конструкциями. Элементы рамы обеспечивают очень вероятное количество функций. Так, в фронтальном подрамнике объединены фронтальные крепления рессор, крепление гидроусилителя руля и центральные крепления стабилизатора поперечной стойкости. Поперечины интегрированы с кронштейнами пневморесиверов. Поперечины и подрамники выполнены с наибольшим сечением и малой шириной стены по технологии лазерного раскроя, гибки и следующей сварки.
По просьбе заказчика макетный эталон оснастили передовой системой видеонаблюдения, помогающей водителю двигаться в сложных погодных критериях и в ночное время. Машину оборудовали шестью наружными камерами: две из них делали функции внешних зеркал фронтального и заднего вида, две размещались впереди и две сзади. Изображение с камер выводилось на три монитора, находящихся перед водителем. В процессе совместных проработок с ЦСН ФСБ Рф в сентябре 2009 г выстроили полноразмерный ходовой макетный эталон автомобиля «Каратель». Его колея составляет 2100 мм, колесная база - 3800 мм. Масса оснащенного эталона (без брони) добивается 4570 кг Длина автомобиля равна 6330 мм, ширина - 2397 мм, высота - 2500 мм, размерность шин - 12.00R20, поперечник колес - 1140 мм. Данная разработка защищена патентом на промышленный эталон.
К макетному эталону еще на стадии подготовки эскизного проекта проявило энтузиазм одно из Управлений антитеррора ФСБ РФ. Два раза проводилась демонстрация изделия с ролью бойцов этого подразделения, снаряженных комплектом соответственного обмундирования и вооружения. В октябре 2009 г машину проявили первому заместителю министра обороны - начальнику вооружения В. Поповкину и ГАБТУ МО РФ А. Шевченко. Опыт, приобретенный во время разработки и постройки автомобиля многоцелевого предназначения типа 4x4 по теме «Каратель», быть может применен при разработке машин хоть какого типа и класса, в том числе для использования по технологии двойного внедрения. Возможными заказчиками в Рф данного типа являются такие ведомства, как ФСБ, МО, МЧС, МВД и др. В текущее время ЗИЛ-3901 передали Камскому авто заводу, который попробовал сделать опытнейший эталон «Карателя» на собственной агрегатной базе.
Источник: dogswar.ru