Экспериментальный самолет de Havilland D.H.108 «Swallow» (Великобритания)
После окончания войны победившим странам, в том числе и Англии, досталось много технических трофеев, посреди них и авиатехники. Не считая техники, была добыта и широкая документация на разные авиационные проекты многих германских компаний. В особенности британцев заинтриговали проекты реактивных самолетов со стреловидными крыльями, выполненные по схеме «бесхвостка». Их расчетные летные свойства превосходили 1-ые летные эталоны истребителей обыкновенной схемы, построенных в США и Великобритании. Отсутствие горизонтального оперения давало возможность избежать сложностей с устойчивостью и маневренностью на околозвуковых скоростях.
Английские конструкторы конторы «de Havilland» решили сделать по схеме «бесхвостка» экспериментальный реактивный самолет со стреловидным крылом, получивший обозначение D.H.108 «Swallow». Самолет предназначался для исследования параметров стреловидного крыла «бесхвостки» при разных скоростях полета. В октябре 1945 г. началось проектирование самолета, были заказаны три эталона. 1-ый макет имел фюзеляж и реактивный движок от серийного истребителя de Havilland Vampire, а крыло и киль были поновой спроектированы. Воздухопоглотители для мотора установили у основания крыла так же. как и у de Havilland Vampire. Стреловидность крыла первого макета была увеличена и равнялась 43.
1-ый опытнейший самолет D.H.108 «Swallow» был построен просто в рекордные сроки, к весне 1946 г. Он предназначался для исследования заморочек стойкости и маневренности самолета на малых скоростях полета. Для предотвращении попадания самолета в штопор на крыле напротив элеронов установили предкрылки, которые повсевременно находились в открытом положении, а на концах крыла расположили контейнеры с противоштопорными парашютами. В мае самолет D.H.108 «Swallow» был доставлен на аэродром ВВС в Вудбридже, где 15 мая он сделал 1-ый полет. Самолет пилотировал отпрыск основоположника компании, ведущий летчик-испытатель Джеффри де Хэвилленд-младший. Полет длительностью 30 минут прошел без происшествий. Все полеты проводились при задросселированном движке на скорости менее 450 км/ч. Позже реактивный самолет D.H.108 «Swallow» показал показательные бои с поршневым самолетом «Москито».
2-ой опытнейший самолет был построен с целью исследования летных черт при огромных скоростях полета. Стреловидность крыла была увеличена до 45, а фиксированные предкрылки поменяли на автоматические, отклоняющиеся лишь на малой скорости полета. Движок de Havilland «Goblin 3» имел тягу до 1500 кгс. 1-ый полет второго макета состоялся 23 августа 1946 г., пилотировал его так же, как и 1-ый макет, летчик-испытатель Д. де Хэвилленд, Скоро он установил на нем мировой рекорд скорости в горизонтальном полете - 992 км/ч. 12 сентябре он показал на нем высший пилотаж. В том же месяце, а конкретно 27 сентября, превосходный летчик-испытатель Д. де Хэвилленд умер. Он решил выяснить, какую наивысшую скорость способен развить его самолет при пикировании. Набрав высоту в 3000 м, он разогнал машину и направил ее к земле. На очах бессчетных очевидцев машина через пару минут практически развалилась на части, как будто наткнулась на невидимое препятствие. Это было связано с резким ростом сопротивления на околозвуковой скорости, появившимся на крыле и других частях самолета, т.е. со «звуковым барьером».
В протяжении многих лет смельчак был старшим летчиком-испытателем конторы, давшим «путевку в жизнь» многим самолетам. Смерть пилота явилась тяжеленной потерей не только лишь для его отца, да и для всей британской авиации. Новым шеф-пилотом компании был назначен Джон Каннингем, который 27 июля 1947 г. поднял в воздух 3-ий макет самолета D.H.108 «Swallow», который имел заостренную носовую часть фюзеляжа, более обтекаемую форму кабины и поболее мощнейший движок «Goblin 4» тягой 1700 кгс. Продольное и поперечное управление самолетом производилось при помощи элеронов. Для уменьшения взлетной и посадочной скоростей на задней кромке крыла были установлены щитки. Тесты длилось практически год и дали много инфы о стреловидном крыле на околозвуковых скоростях. 12 апреля 1948 г. летчик-испытатель Джон Дерри установил на D.H.108 «Swallow» мировой рекорд скорости по замкнутому 100-км маршруту - 974 км/ч. Он же 9 сентября в первый раз в Великобритании превысил на этом самолете скорость звука. Набрав высоту в 12 000 м, он перевел самолет в пологое пикирование и достигнул рубежа, когда стрелка махометра пересекла цифру 1 (М=1,02). В этот момент машина практически закончила слушаться рулей, но на высоте 9000 м летчик погасил скорость и благополучно окончил полет.
На каждогоднем аэрошоу в Фарнборо летчик Джон Дерри показал публике на D.H.108 «Swallow» умопомрачительный каскад фигур высшего пилотажа. После испытаний оба оставшихся самолета были переданы в летный центр в Фарнборо. Их судьба оказалась трагичной, оба макета скоро разбились. 15 февраля 1950 г. разбился 3-ий макет самолета D.H.108 «Swallow», на большой высоте произошел отказ в системе подачи кислорода, и летчик Д. Маллер-Роланд, утратив сознание, умер вкупе с машиной. 1 мая такого же года был потерян и 1-ый эталон самолета, летчик Д. Джендерсон попал в штопор и упал на землю во время испытательного полета на малой скорости. Так завершилась история первых реактивных «бесхвосток» конторы «de Havilland». Больше компания ими не занималась.
Тактико-технические свойства D.H.108 (1-й макет)
Экипаж, чел. 1
Движок, тип х кол. ТРД х 1
Марка de Havilland «Goblin 1»
Тяга, кгс 1360
Размах крыла, м 11,9
Длина самолета, м 7,5
Высота самолета, м н/д
Площадь крыла, м' 31,0
Масса: наибольшая взлетная, кг 4000
Пустого самолета, кг н/д
Наибольшая скорость (ограничена), км/ч 560
Наибольшая скорость у земли, км/ч 992*
Потолок, м 12 000**
* - мировой рекорд
** - 3-ий макет
Источник: dogswar.ru
Обсудить
Возможно интересно:
Читайте также:
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.






