
Китайской Шэньянской авиастроительной компанией SAC (Shenyang Aircraft Corporation) разработан самолет, официально представляемый под заглавием FC-31, который приметно меньше и легче J-20. 1-ый его летный эталон поднялся в воздух 31 октября 2012 г., а два года спустя, в ноябре 2014-го, принял роль в летной программке еще одного интернационального авиасалона в Чжухае, на котором также демонстрировалась крупномасштабная (1:2) модель его измененной версии с принципно другим вертикальным оперением, новыми обводами удлиненной носовой части фюзеляжа, односекционным фонарем кабины летчика, увеличенным отсеком вооружения и рядом других доработок. Все эти конфигурации были реализованы во 2-м летном экземпляре FC-31, в первый раз поднявшемся в воздух 23 декабря 2016 г.
В отличие от J-20, имеющего нетрадиционную для других истребителей 5-ого поколения схему «утка» с не малым треугольным крылом с наплывами, фронтальным горизонтальным оперением и цельноповоротными килями, FC-31 производится по традиционной аэродинамической сборке с маленьким трапециевидным крылом и таким же хвостовым горизонтальным оперением. Роднят два новых китайских истребителя разве что воздухопоглотители с наружным сжатием типа DSI (такие же употребляются на F-35), да общие подходы к обеспечению понижения радиолокационной заметности и комплектации бортового оборудования (включая применение БРЛС с АФАР).

Силовая установка FC-31, как и на J-20, двухдвигательная - на нем употребляются китайские ТРДДФ типа WS-13 тягой около 9000 кгс, которые очень напоминают поставляемые в КНР для китайско-пакистанских истребителей FC-1/JF-17 русские РД-93 (не исключено даже, что на исходном шаге испытаний 1-ый FC-31 летал конкретно с измененными в Китае «климовскими» РД-93). Как стало понятно на Airshow China в Чжухае в ноябре 2016 г., FC-31 имеет наивысшую взлетную массу 28 т и может летать со скоростью до 1900 км/ч (М=1,8) на радиус до 1250 км. Длина самолета составляет 17,3 м, размах крыла - 11,5 м, а его площадь - около 40 м. Для сопоставления: J-20 длиной порядка 20,4 м имеет крыло размахом 13,5 м и площадью около 80 м, а его наибольшая взлетная масса оценивается в 36 т.

В открытом отсеке вооружения модели FC-31, демонстрировавшейся в Чжухае, можно было узреть четыре ракеты «воздух-воздух» средней дальности PL-12, известные в экспортном варианте под заглавием SD-10. Во внутреннем отсеке, также на 6 подкрыльевых точках подвески могут располагаться и другие нынешние китайские эталоны авиационного вооружения. Невзирая на то, что самолет проходит тесты уже практически 6 лет, пока нет никаких свидетельств об энтузиазме к FC-31 со стороны ВВС (либо авиации ВМС) НОАК. В то же время он интенсивно предлагается возможным забугорным покупателям, первым и более возможным из которых может стать Пакистан, имеющий давнешний опыт военно-технического сотрудничества с КНР.
Еще четыре года вспять в интервью английскому еженедельнику Jane's Defence Weekly неназванный источник в правительстве Пакистана заявлял, что Исламабад ведет переговоры о покупке «30-40» FC-31, при этом «эти переговоры уже вышли из подготовительной стадии». Но пока о заключении любых поставочных договоров ничего официально не сообщалось. Все же, с достаточно высочайшей степенью вероятности можно полагать, что когда FC-31 получит стартовый заказ и пойдет в серию, на этот «F-35 для бедных», как его многие именуют, скоро появятся и другие желающие из числа относительно бедных государств Азии и Африки, обычно закупающих китайскую военную авиационную технику.
Технические свойства Shenyang FC-31
Размах крыла, м 10.70
Длина, м 15.47
Высота, м 4.57
Площадь крыла, м2 42.70
Масса, кг
- наибольшая взлетная 27215
Тип двигателя 2 ТРДДФ Климов РД-93 (WS-13A)
Тяга , кгс 2 x (2 x 8300)
Наибольшая скорость, км/ч М=1.8
Перегоночная дальность, км 4000
Боевой радиус деяния, км 1250
Экипаж, чел 1
Вооружение: Боевая нагрузка - 5897 кг на 12 узлах подвески
Источник: dogswar.ru