
Машина управления БРДМ-РУ (ГАЗ-40ПС) была сотворена в 1959-1961 гг. на базе бронированной разведывательно-дозорной машины БРДМ особым конструкторским бюро Горьковского авто завода и предназначалась для обеспечения управления в танковых (мотострелковых) подразделениях и частях и ведения обшевойсковой разведки. Принята на вооружение приказом ГК СВ от 16 июня 1961 г. Серийно выполнялась на Горьковском авто заводе с 1961 г. При проектировании имела обозначение ГАЗ-40ПС. Три эталона из опытнейшей партии машин управления ГАЗ-40ПС со средствами связи проходили тесты с октября 1959 г. по 20 декабря 1959 г. в 4-й Гвардейской танковой дивизии (г. Наро-Фоминск), а с 20 декабря 1959 г. по 20 марта 1960 г. на НИИБТ полигоне в районе ст. Кубинка Столичной обл., на полигонах в районе г. Николаева на Украине и г. Горьковатого (сейчас Нижний Новгород).
Отличие БРДМ-РУ от базисной машины: уменьшен экипаж с 5 до 4 человек; установлены доп средства связи и увеличена боевая масса на 200 кг. На опытнейшей партии машин управления ГАЗ-40ПС были установлены последующие средства связи и оборудование к ним: ультракоротковолновая радиостанция Р-113; коротковолновая радиостанция Р-112; коротковолновый радиоприемник Р-311 с автономным комплектом щелочных аккумов; две доп аккумуляторные батареи 6СТЭМ-140, поочередно соединенные, обеспечивающие электроэнергией радиостанции Р-112 и Р-113; электрогенератор ГСК-1500 мощью 1 кВт, предназначавшийся для подзарядки доп аккумов при работающем движке машины; две 4-х метровые танковые штыревые антенны, из которых одна использовалась для радиостанций Р-112 и Р-113. а другая для радиоприемника Р-311; согласующе-фильтрующие и антенно-фидерные устройства, также блоки индикации. Радиостанции машины обеспечивали обоестороннюю связь на расстояние: Р-112 - телефоном до 60 км, телеграфом до 110 км; Р-113 - до 20 км.
По результатам войсковых и полигонных испытаний опытнейшей партии машин конструкция машины была доработана и она была поставлена на массовое создание под маркой БРДМ-РУ и БРДМ-У. К уже имеющемуся оборудованию средств связи на серийно выпускавшихся машинах управления БРДМ-РУ была добавлена шестиметровая полутелескопическая антенна. В составе средств радиосвязи и оборудования машины управления БРДМ-У по сопоставлению с машиной БРДМ-РУ были проведены последующие конфигурации: заместо радиостанции Р-112 и радиоприемника Р-311 были установлены ультракоротковолновые радиостанции Р-105М и Р-126; установлен усилитель мощи УМ-3 с блоком питания; установлены пульты радиста, водителя и командира; в набор средств связи был введен телефонный аппарат ТАП-43-Р либо ТА-57; дополнительно установлены четырехметровая танковая штыревая антенна и штыревая «антенна Куликова» на одиннадцатиметровой телескопической мачте. Дальность связи радиостанции Р-105М в движении составляла до 20 км и до 45 км на стоянке с применением одиннадцатиметровой телескопической мачты. Силовая установка, коробка, ходовка и электрическое оборудование машины управления остались такими же, как на базисной машине. В связи с повышением боевой массы до 5,8 т средняя скорость движения по шоссе находилась в границах от 40 до 46 км/ч, а на плаву - от 7,8 до 7,9 км/ч.
создатель статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»
Источник: dogswar.ru