
Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ (ГАЗ-40П), созданная для ведения войсковой разведки, была разработана в 1954-1957 гг. конструкторским бюро ГАЗ под управлением В.А. Дедкова. Ведущим конструктором машины был В.К. Рубцов. Опытнейший эталон БРДМ ГАЗ-40П был сделан в 1956 г. Машина не имела броневой крыши, корпус опытнейшего эталона изготавливался из углеродистой стали. На машине применялся открытый безрамный несущий корпус со съемным брезентовым тентом. БРДМ была принята на вооружение приказом министра обороны СССР от 10 января 1958 г. Она находилась в массовом создании с 1958 г. до 1966 г. на Горьковском автозаводе. С 1962 г., с принятием на вооружение БРДМ-2, главная масса производимых БРДМ (ГАЗ-40П) использовалась в качестве базисных шасси для ПТРК и машин управления. В 1965 г. создание базисной машины было на сто процентов прекращено.
БРДМ представляла собой плавающую колесную двухосную машину с колесной формулой 4x4, оборудованную устройством для преодоления окопов и траншей и системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. При разработке БРДМ были применены принципная схема общей сборки и главные агрегаты бронетранспортера БТР-40. Установка мотора в удлиненной фронтальной части корпуса усугубляла обзорность с места водителя. Корпус машины имел три отделения: силовой установки, управления и боевое. В отделении управления, расположенном в средней части корпуса, были расположены шофер и командир машины. Отделение силовой установки и отделение управления делились перегородкой. Боевое отделение занимало среднюю и кормовую часть корпуса. В боевом отделении располагалось три сидения для членов экипажа. До 1962 г. главным орудием БРДМ являлся 7,62-мм пулемет СГМБ, который при стрельбе устанавливался на кронштейне приваренном к лобовому листу корпуса.

С июля 1962 г. машины оснащались 7,62-мм пулеметом ПКТ. Кронштейн под шкворневую установку пулемета был перенесен из боевого отделения на лобовой верхний лист корпуса. Во 2-ой половине 1962 - начале 1963 г. силами промышленных бригад на машинах, находившихся в войсках, была произведена доработка по расположению креплений под установку пулемета ПКТ снаружи корпуса БРДМ. Боекомплект к пулемету составлял 1250 патронов. Для стрельбы из личного орудия было предназначено семь амбразур: одна в фронтальной части боевого отделения, по две в каждом борту и две в кормовых дверках. Броневой герметичный корпус имел форму, обеспечивавшую малое сопротивление движению на плаву. Он сваривался из броневых листов шириной 6, 8 и 12 мм и являлся основанием для монтажа агрегатов и оборудования машины.
До 1959 г. машины выпускались с открытым безрамным несущим корпусом и съемным брезентовым тентом. С 1959 г. БРДМ выпускался с закрытым корпусом. В крыше корпуса машины имелся лючок с 2-мя откидными крышками для посадки и выхода водителя и командира. Верхний лобовой лист корпуса машины имел угол наклона 85°. Лобовые броневые листы обеспечивали защиту от 7,62-мм пуль. На БРДМ устанавливался карбюраторный шестицилиндровый движок ГАЗ-40 мощью 66 кВт (90 л.с.), который в сборе со сцеплением и коробкой монтировался в фронтальной части корпуса машины. В боевом отделении за нишами задних колес располагались два бензиновых бака суммарной емкостью 150 л. Припас хода по шоссе достигал 500 км, на плаву - 100 км. В состав механической коробки входили однодисковое сцепление, четырехступная коробка, двухступенчатая раздаточная коробка, карданная передача, главные передачи с самоблокирующимися дифференциалами, от которых осуществлялся привод к ведущим колесам.
На коробке была установлена коробка отбора мощи на водомет, а на раздаточной коробке - коробка отбора мощи на доп колеса. Машина была оборудована 4-мя доп пневматическими колесами размером 700x250 мм, расположенными попарно вереницей в средней части корпуса вдоль бортов. При помощи гидроподъемников, они опускались и подымалиь при преодолении окопов и траншей шириной до 1,2 м. Доп колеса производились ведущими с механическим приводом от коробки.

В кормовой части корпуса был установлен водомет, конструкция которого была таковой же, как у легкого танка ПТ-76. Он обеспечивал машине тяговое усилие на швартовах до 4,9 кН (500 кгс). При движении на плаву с лобового листа корпуса ввысь подымался волноотражательный щит. Для управления машиной на плаву использовались водяные рули, смонтированные в трубе водомета (они разрешали ей разворачиваться на месте), и фронтальные поворачивающиеся колеса машины. При всем этом радиус поворота (циркуляции) составлял 18-25 м. Задний ход машины на плаву осуществлялся при помощи боковых каналов при закрытой затворке водомета. Для повторяющейся чистки водозаборной решетки в коробке отбора мощи было предвидено переключение пропеллерного насоса водомета на оборотное вращение. В случае выхода из строя водомета машина могла двигаться за счет вращения колес при включении 2-ой либо третьей передачи в коробке. Откачка воды из корпуса машины выполнялась по принципу эжекции через специальную клапанную коробку при работающем водомете. Остывание мотора при движении на плаву производилось забортной водой через теплообменник.
Пневматические шины размерности 12.00-18" главного колесного движителя были подключены к системе централизованного регулирования давления воздуха. Подвеска состояла из 4 продольных полуэллиптических рессор и восьми поршневых гидроамортизаторов обоестороннего деяния. Самовытаскивание машины при застревании производилось при помощи кабестана с длиной троса 50 м, смонтированного в фронтальной части корпуса машины. Привод к кабестану осуществляется при помощи звездочек и цепной передачи от фронтального носка коленчатого вала. Врубался кабестан с места водителя. Приборы электрического оборудования имели напряжение 12 В. Для наружной связи использовалась радиостанция Р-113, а для ведения хим разведки - устройство ВПХР. С 1962 г. часть машин комплектовалась устройствами радиационной и хим разведки ДП-3 и ПХР-54.
На базе БРДМ были сделаны боевые машины 2П27 с ПТРК «Шмель», 9П32 с ПТРК «Фаланга», 9П32М с ПТРК «Фаланга-М», 9П110 с ПТРК «Малютка», машина хим разведки БРДМ-рх и машины управления БРДМ-У и БРДМ-РУ. Не считая того, были сделаны модификации БРДМ для экспортных поставок.
Технические свойства БРДМ выпуска 1958-1959 гг.
Боевая масса - 5,5 т;
экипаж - 5 чел.;
вооружение: пулемет - 7,62 мм;
броневая защита - противопульная;
мощность мотора 66 кВт (90 л.с.);
наибольшая скорость: по шоссе - 80 км/ч, на плаву - 9 км/ч;
колесная формула - 4x4.
создатель статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»
Источник: dogswar.ru