ArtGuns » Бронетехника » Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152М (СССР)

Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152М (СССР)

22 июнь 2025, Воскресенье
17
0
Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152М являлась модернизированным вариантом самоходной установки ИСУ-152 с внедрением узлов и агрегатов томного танка ИС-3. Мероприятия по модернизации машины на первом шаге выполнялись в 1954-1955 гг. на заводах индустрии при проведении капительного ремонта. Главное внимание при модернизации было уделено увеличению боевых параметров САУ и надежности ее узлов и агрегатов при эксплуатации. Так, на машине были установлены приборы ночного видения и средства маскировки (БДШ). На части машин устанавливался 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Была усовершенствована конструкция крышек люков командира и наводчика. В силовой установке применялся быстроходный дизель B-54K-ИC. Для облегчения запуска мотора в зимних критериях на машине была установлена новенькая система обогрева. Самоходная установка ИСУ-152М относилась к типу на сто процентов закрытых бронированных самоходных установок с фронтальным расположением боевого отделения. С боевым отделением было совмещено отделение управления. Отделение силовой установки находилось за боевым отделением и было отделено от него перегородкой. Трансмиссионное отделение размещалось в кормовой части танка и также было отделено от отделения силовой установки перегородкой. В трансмиссионном отделении, не считая агрегатов коробки, располагался центробежный вентилятор системы остывания. Экипаж САУ состоял из 5 человек. В броневом корпусе впереди справа от гаубицы-пушки находилось рабочее место командира, за ним - замкового. Рабочее место механика-водителя находилось впереди слева от артиллерийского орудия, за ним - рабочее место наводчика, сзади наводчика - рабочее место заряжающего. В крыше броневого корпуса имелись три посадочных лючка: два (круглых) в фронтальной и один (прямоугольный) в кормовой части. В фронтальной створке крышки командирского лючка был установлен смотровой устройство ТПК-1. Конструкция крышки лючка наводчика была таковой же, как и конструкция крышки лючка командира без кронштейна на основании лючка для зенитной пулеметной установки. В крышке фронтального лючка был установлен устройство наблюдения МК-4. На рабочем месте механика-водителя в верхнем лобовом листе корпуса имелся смотровой лючок, закрывавшийся броневой пробкой со смотровой щелью и стеклоблоком. С 1956 г. для обеспечения вождения машины ночкой в смотровой лючок механика-водителя мог устанавливаться устройство ночного видения БВН. За сидением механика-водителя в днище корпуса имелся лючок запасного выхода. Главным орудием ИСУ-152М являлась 152,4-мм гаубица-пушка МЛ-20С обр. 1937/43 гг. с поршневым затвором и щелевым дульным тормозом. Она устанавливалась при помощи рамки в лобовой части броневого корпуса со смещением к правому борту от продольной оси машины. Высота полосы огня составляла 1800 мм. Для облегчения заряжания к люльке орудия был прикреплен лоток и поставлена доп тяга к спусковому механизму. Не считая того, цапфы гаубицы-пушки были вынесены вперед. Углы вертикального наведения составляли от -2°30'-3°30' до +18-22°, по горизонтали - в секторе 9-11. Для стрельбы прямой наводкой применялся телескопический прицел СТ-10 двухкратного роста, для ведения огня с закрытых огневых позиций - панорама Герца с удлинителем, объектив которой выходил из корпуса через открытый левый верхний лючок. Прицельная дальность стрельбы прямой наводкой составляла до 6200 м. Наибольшая дальность стрельбы с закрытых позиций при помощи панорамного прицела составляла 13 000 м. Дальность прямого выстрела гаубицы-пушки бронебойно-трассирующим снарядом - 750 м (при высоте цели 2 м). Боевая скорострельность - до 3 выстр./мин. Артиллерийское орудие имело электронный и механический (ручной) спуски. Гашетка электроспуска находилась на ручке маховика подъемного механизма. Секторного типа механизмы подъема и поворота орудия крепились на креплениях к левой щеке рамки. Гаубица-пушка МЛ-20С являлась массивным орудием, способным отлично поражать бронированные цели, также длительные и дерево-земляные огневые точки. Боекомплект к орудию составлял 20 выстрелов раздельного заряжания с бронебойно-трассирующими остроголовыми снарядами со особым зарядом 53-ВБР-545, с бронебойно-трассирующими снарядами с баллистическим наконечником со особым зарядом 53-ВБР-545Б, осколочно-фугасными пушечными снарядами 53-ВОФ-545, осколочными гаубичными снарядами 53-ВО-545 и осколочно-фугасными гаубичными снарядами 53-ВОФ-545Г, которые располагались в боевом отделении. Исходная скорость бронебойно-трассирующего снаряда при массе 48,8 кг составляла 600 м/с. Бронебойный снаряд на дальности 1000 м пробивал броневую плиту шириной 123 мм. Для стрельбы по воздушным и наземным целям на части машин на вращающемся основании командирского лючка с двухстворчатой крышкой крепился кронштейн в который устанавливался станок 12,7-мм пулемета ДШК с коллиматорным прицелом К10-Т. Боекомплект к пулемету составлял 250 патронов. Не считая того, в боевом отделении укладывались два 7,62-мм автомата АК с боекомплектом 600 патронов и 20 ручных гранат Ф-1. Броневая защита сварного корпуса - противоснарядная, сделанная из броневых катаных листов шириной 20, 30, 60 и 90 мм. Маска пушки имела толщину 100 мм Лобовой, скуловые, верхние бортовые листы корпуса имели оптимальные углы наклона. В лобовой стене броневого корпуса имелись две, а в задней стене - одна амбразура для стрельбы из личного орудия, закрывавшиеся броневыми пробками. В фронтальной части крыши над боевым отделением, кроме 2-ух люков, имелось отверстие для установки вентилятора, которое снаружи запиралось броневым колпаком, и отверстие (справа в фронтальной части) для антенного ввода, прикрытое маленьким броневым стаканом. В левом нижнем бортовом листе корпуса в боевом отделении размещался лючок для загрузки боеприпасов, закрываемый броневой крышкой. Маскировка САУ ИСУ-152М осуществлялась при помощи 2-ух огромных дымовых (аэрозольных) шашек БДШ. Дымовые шашки крепились на кормовом листе корпуса машины при помощи замковых устройств. Дымовая смесь шашки загоралась от электрозапала, получавшего напряжение при нажатии кнопки на щитке управления. Сброс зажженной шашки мог выполняться срабатыванием пиропатрона, располагавшегося в замковом механизме. Для тушения возникающих очагов пожара в машине имелся ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2, устанавливавшийся в боевом отделении. В отделении силовой установки вдоль продольной оси корпуса устанавливался четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный быстроходный дизель В-54К-ИС мощью 382 кВт (520 л.с.). Запуск мотора выполнялся при помощи электростартера СТ-700 либо сжатым воздухом от 2-ух воздушных баллонов. Для чистки воздуха, поступающего в цилиндры мотора, использовались два воздухоочистителя ВТП-2 с 2-мя ступенями чистки и с эжекционным удалением пыли из пылесборника. Облегчение запуска мотора и поддержание его в состоянии неизменной готовности к пуску при низких температурах обеспечивалось при помощи подогревателя с низконапорной испарительной камерой сжигания и теплообменника в масляном баке. Емкость 3-х внутренних топливных баков составляла 560 л, 4 внешних - 360 л. Внешние баки сообщались меж собой и были подключены через распределительный кран к топливной системе. Припас хода самоходной установки по горючему достигал 400 км. В состав механической коробки ИСУ-152М входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения стали по асбобакелиту; восьмиступенчатая коробка с демультипликатором, обеспечивавшая восемь передач фронтального хода и две передачи при движении вспять; два двухступенчатых планетарных механизма поворота (ПМП) с многодисковым блокировочным фрикционом сухого трения (сталь по стали) и ленточными тормозами, и два двухрядных комбинированных бортовых редуктора. Приводы управления ПМП - механические. Комбинированный бортовой редуктор (i= 13,02) имел ординарную шестеренчатую передачу и эпициклический планетарный ряд. В ходовой части использовались два ведущих колеса кормового расположения со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления с гусеницами, два направляющих колеса с винтообразными механизмами натяжения гусениц, 6 двухдисковых поддерживающих и двенадцать двухдисковых цельнолитых опорных катков, две гусеницы, торсионная подвеска и ограничители хода балансиров. Направляющие колеса были взаимозаменяемы с опорными катками. Ширина трака гусеницы составляла 650 мм. Источниками электроэнергии ИСУ-152М являлись две аккумуляторные батареи 6-СТЭН-140М емкостью по 140 А*ч, соединенные поочередно и генератор Г-731 мощью 1,5 кВт. Для наружной радиосвязи на машине устанавливалась радиостанция Р-113, для внутренней связи и для связи с командиром десанта - танковое переговорное устройство ТПУ Р-120. Технические свойства САУ ИСУ-152М Боевая масса - 46 т; экипаж - 5 чел.; вооружение: 152,4-мм гаубица-пушка МЛ-20С, пулемет - 12,7 мм; броневая защита - противоснарядная; мощность мотора - 382 кВт (520 л.с.); наибольшая скорость - 40 км/ч. создатель статьи: Солянкин А.Г. первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!