Легкий разведывательный танк FV101 Scorpion (Великобритания)

В 1962 году начались тесты TVI5000 — макета гусеничной разведывательной машины. Его тесты дозволили прийти к выводу о том. что при жестких массогабаритных ограничениях удовлетворить требованиям военных не представляется вероятным. Заместо всеприменимой разведывательной машины было решено разрабатывать целое семейство боевых машин на едином шасси. Сначало предполагалось, что это будет лёгкий танк вооруженный 76-мм пушкой и носитель управляемых противотанковых ракет. В дельнейшем на этом шасси было создано еще несколько боевых машин. В 1967 году с компанией «Alvis» был заключен договор на разработку FV101 — грядущего легкого танка FV101 Scorpion. Практически сначало испытывали только само шасси. В 1969 году было сделано несколько прототипов, удачные тесты которых в разных погодных поясах дозволили заключить в 1970 году договор на массовое создание машин семейства CVR(T). В 1971 году началось серийный выпуск легкого танка FV101 Scorpion и разведывательной машины FV107 Scimitar.
Массовое создание легкого танка FV101 Scorpion и машин на его базе началось в 1971 году на заводе конторы «Alvis» в Англии. Сразу сборка «Скорпионов» из деталей поставляемых из Англии, началась в Бельгии (с 1970 года Бельгия участвовала в программке по созданию CVR(T)). По заказам министерства обороны Англии создание машин семейства длилось до 1986 года — за этот период времени сделано 313 танков FV101 Scorpion, 89 машин FV102 Striker, 691 бронетранспортер FV103 Spartan, 50 машин FV104 Samaritan, 291 КШМ FV105 Sultan, 95 БРЭМ FV106 Samson и 334 БРМ FV107 Scimitar. Создание на экспорт длилось до 1996 года, и ранее времени машины семейства CVR(T) собирали в Бельгии. Всего произведено более 3000 машин этого семейства.
Легкий разведывательный танк FV101 Scorpion имеет сборку с фронтальным расположением моторно-трансмиссионного отделения. Боевое отделение с башней занимает кормовую часть машины.
Корпус и башня танка по конструкции сварные, из дюралевой брони. FV101 Scorpion является первым в мире танком с дюралевым корпусом и башней. В лобовой проекции бронезашита выдерживает попадания пуль калибра 14,5 мм. Во всех других ракурсах броня может противостоять осколками и пулям калибра 7.62 мм.
Ходовка легкого танка FV101 Scorpion (с 1-го борта) состоит из 5 сдвоенных опорных катков (поддерживающих катков нет), зубчатого колеса фронтального расположения и направляющего колеса смонтированного в кормовой части корпуса. Подвеска — персональная, торсионная. На узлах подвески первого и 5-ого катков смонтированы гидравлические рессоры. Гусеница набрана из железных одногребневых траков с резино-металическим шарниром. Беговые дорожки обрезинены. На траки может быть установить резиновые асфальтоходные ботинки. Увлекательной особенностью ходовой части является полимерное покрытие зубчатого венца ведущего колеса. Это понижает шум при движении «Скорпиона» до уровня не превосходящего шум автомобиля.
Танк FV101 Scorpion способен вплавь переправляться через водные преграды. Для этого необходимо поднять установленную по периметру корпуса резиновую юбку. Перемещение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц.
В моторно-трансмиссионном отделении установлен двигатель внутреннего сгорания Ягуар J60 №1 Mk 100В мощью 190 л.с. Выбор бензинового мотора обоснован жесткими весовыми ограничениями при разработке танка. Подходящего дизеля не имелось, а его создание увеличивало цена танка, чего желали обойти. Танк имеет семискоростную коробку. Коробка подобна коробки танка «Чифтен».
Вооружение легкого танка FV101 Scorpion состоит из 76-мм пушки L23A1 и спаренного с ней пулемета L8A1 калибра 7,62 мм. Пушка представляет собой облегченный вариант орудия, устанавливавшегося на бронеавтомобиле «Саладин». Орудие не имеет систем стабилизации. Боекомплект составляет 30 выстрелов для орудия и 3000 патронов для пулемета.
Экипаж танка состоит из 3 человек — водителя, наводчика орудия и командира (также выполняющего функции заряжающего). Рабочее место водителя находится в фронтальной части корпуса у левого борта (справа размещен мотор). Командир и наводчик расположены в боевом отделении. Командир слева от орудия, а наводчик — справа. Наводчик имеет ночной и дневной прицелы с переменной кратностью. Командир имеет только наблюдательные приборы и не может производить наведение орудия.
в 1980 году началась война Ирака с Ираном. На вооружении армии Ирана имелись легкие танки FV101 Scorpion. Часть этих танков была захвачена Ираком. 19 трофейных "Скорпионов Ирак" передал Иордании.
В 1982 году Аргентина захватила Фолклендские острова. Для их освобождения Великобритания сосредоточила ударную группировку в состав которой входило и 4 танка FV101 Scorpion, 2 FV107 Scimitar и один FV106 Samson. Эти машины были высажены на сберегал с первой волной десанта. За некоторое количество дней британцы вернули контроль над островами. Один FV101 Scorpion подорвался на мине, но утрат в личном составе не было. Огнем 1-го FV107 Scimitar был сбит аргентинский штурмовик.
В 1991 году FV101 Scorpion в составе многонациональных сил участвовали в освобождении Кувейта. оккупированного Иракскими войсками. К этому моменту «Скорпионы» уже нельзя было использовать для разведки, потому что по подвижности на пересеченной местности они уступали ОБТ «Челленджер 1». Потому разведывательные танки были приданы самоходной артиллерии, обеспечивая зашиту корректировщиков. Во время ведения боевых действий истребителям танков FV102 Striker удалось подбить несколько Т-55.
Боевые машины семейства Scorpion состоят на вооружении в почти всех странах мира.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства ТАНКА FV101 Scorpion БОЕВАЯ МАССА, т: 8.073. ЭКИПАЖ, чел.: 3. ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4794, длина — 2235. высота — 2102. клиренс — 356. ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка L23 калибра 76 мм, 1 спаренный пулемет L8A1 калибра 7.62 мм, 1 зенитный пулемет L9A1 калибра 7.62 мм. 8 установок для запуска дымовых гранат. БОЕКОМПЛЕКТ: 411 выстрелов, 3000 патронов калибра 7.62 мм. СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: нет ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический бинокулярный прицел наводчика кратностью 1 и 10, ночной пассивный прицел наводчика конторы GEC-Marconi кратностью 5.8 и 1.6. БРОНИРОВАНИЕ: противопульное. броня из алюминиево-цинко-магниевого сплава. Движок: Ягуар J60 №1 Мк 800В. б-цилиндровый карбюраторный жидкостного остывания; мощность 190 л.с. при 4750 об/мин. Коробка: TN15, авгомагическая 7-скоростная. Ходовка: 5 сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо фронтального расположении со съемными зубчатыми венцами (ктепление цевочное), необрезинснное направляющее колесо, подвеска персональная торсионная. гидравлические рессоры обоестороннего деяния на подвесках 1-го и 5-го опорных катков; гусеница с РМШ. обрезиненными беговыми дорожками, состоит из 79 траков; траки шириной 432 мм. СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 80.5. Припас ХОДА, км; 644. ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 30; ширина рва. м — 2,057; высота стены, м — 0,5; глубина брода, м — плавает с подготовкой. СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанции VRC-353/321 и VRC-322, переговорное устройство.
Источник: dogswar.ru
Возможно интересно:
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.