
Огнемётный танк ТО-54 был разработан на базе среднего танка Т-54 в 1952 г. в Харькове на заводе №75 конструкторским бюро под управлением головного конструктора завода А.А. Морозова. Танковый огнемет был разработан коллективом конструкторов СКБ-1 этого завода под управлением начальника сектора М.С. Озерского. При разработке танк имел заводское обозначение «Объект 481». Два первых опытнейших эталона машины были сделаны заводом весной 1952 г. На вооружение танк был принят приказом министра обороны СССР от 21 июня 1954 г. Массовое создание огнеметных танков было скооперировано на заводе №75 в Харькове, а огнеметов - на заводах в Свердловске и Омске. Всего в 1955-1959 гг. за время серийного производства было сделано 110 огнеметных танков ТО-54.
От базисной машины танк ТО-54 отличался, в главном, установкой заместо спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета СГМТ порохового автоматического танкового огнемета АТО-1 и его оборудования, которое располагалось в отделении управления и в боевом отделении. Огнемет состоял из цилиндра (рабочего резервуара), казенника с патронником, автоматики (клинового затвора и механизма подачи и перезарядки), задвижки и системы пиротехнического зажигания. Задвижка представляла собой запорное устройство игловатого типа с недвижной иглой и подвижным насадком.
В состав огнеметного оборудования входили воздушная и гидравлическая системы. Воздушная система огнемета была выполнена раздельно от воздушной системы танка. Она включала в себя два десятилитровых воздушных баллона, воздушный редуктор, перепускной кран, манометр низкого давления, запорный кран и трубопроводы высочайшего и низкого давления. В состав гидравлической системы, обеспечивавшей бесперебойную подачу огнесмеси, входили: бак для огнесмеси, трубопровод врашающегося жидкостного контактного устройства (ВЖКУ), запорный кран и оборотный клапан.
В связи с размещением в танке огнемета АТО-1 и его оборудования поменялась сборка обитаемых отделений. В носовой части корпуса заместо боеукладки на 20 артиллерийских выстрелов устанавливаемся бак для огнесмеси емкостью 460-470 л. В боевом отделении па левом борту корпуса танка устанавливались два десятилитровых баллона со сжатым воздухом для сотворения давления в бакс с огнесмесью. В центре боевого отделения заместо ВКУ устанавливалось ВЖКУ, которое обеспечивало подвод огнесмеси к огнемету из бака и электронную связь корпуса и башни независимо от положения башни по отношению к корпусу танка.
Установка огнемета в башне танка ТО-54 позволяла вести прицельное огнеметание с места с внедрением штатного прицела ТШ2-22, при всем этом углы наводки огнемета в вертикальной и горизонтальной плоскостях были такими же, как для пушки танка Т-54. Наибольшая дальность огнеметания составляла 160 м, а темп стрельбы - 20 выстр./мин. Емкость огневого выстрела была равна 20 л. Выстрел из огнемета выполнялся при помощи механического (ручного) спуска либо нажатием па кнопку электроспуска. При выстреле срабатывал пороховой патрон и под действием пороховых газов поршень передвигался снутри цилиндра огнемета, выбрасывая огнесмесь, которая в момент вылета из насадка воспламенялась при помощи системы пиротехнического зажигания. Во время огнеметания воздушный редуктор поддерживал давление в баке с огнесмесью в границах 0,34-0,54 М Па (3,5-5,5 кгс/см) при давлении воздуха в воздушных баллонах от 11,3 до 14,7 МПа (от 115 до 150 кгс/см). Для стрельбы применялась огнесмесь АП-7, представлявшая собой смесь бензина и керосина с добавкой порошка - загустителя ОП-2 и ксиленола. Температура пламени огневого выстрела достигала 900-1000°С.
Боекомплект танка состоял из 19 выстрелов к пушке, 1500 патронов к курсовому пулемету, 200 патронов к зенитному пулемету ДШКМ, 20 пороховых патронов к огнемету и 20 зажигательных патронов. Вполне заполненный огнесмесью бак обеспечивал создание 20 огневых выстрелов. Размещение боекомплекта в танке по сопоставлению с размещением боекомплекта в танке Т-54 было изменено. В нише башни располагались 6 выстрелов к пушке, 1 выстрел - в носовой части корпуса, 5 выстрелов - в фронтальной части боевого отделения, 4 выстрела - в боевом отделении на правом борту и 2 выстрела на левом борту корпуса и 1 выстрел - на полу боевого отделения. Пороховые патроны для огнемета находились в двадцатиместной укладке в башне танка справа от заряжающего. Зажигательные патроны укладывались в барабан системы пиротехнического зажигания (ПТЗ).
Броневая защита корпуса и башни танка была сохранена на уровне броневой защиты базисной машины. В связи с установкой огнемета и оборудования к нему конструкция башни и корпуса машины перетерпела некие конфигурации. В лобовой броне башни было изготовлено отверстие для вывода отводящей трубы, соединявшей переднюю крышку с шаровой опорой задвижки огнемета. Для заправки бака огнесмесью в подбашенном листе корпуса был изготовлен лючок с броневой крышкой. Для постановки аэрозольных дымовых завес на корме танка устанавливались две дымовых шашки БДШ-5. В системе ППО был добавлен 4-ый баллон с углекислотой, предназначавшийся для тушения пожара в зоне расположения огнемета. В связи с установкой огнемета АТО-1 и оборудования к нему масса танка возросла до 36,45 т. Другие боевые и технические свойства огнеметного танка были такими же, как у танка Т-54.
Технические свойства танка ТО-54.
Боевая масса - 36,45 т;
экипаж - 4 чел.;
вооружение: пушка - 100 мм, огнемет - 1, пулемет - 12,7 мм, пулемет - 7,62 мм;
броня -противоснарядная;
мощность дизеля - 382 кВт (520 л.с.);
наибольшая скорость - 48 км/ч.
создатель статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»
Источник: dogswar.ru