Основной боевой танк Strv-103 (Швеция)

Разработка боевой машины, известной также под обозначением «5» велась с конца 1950-х годов. 1-ые бывалые эталоны были сделаны в 1961 году. Массовое создание производилось компанией Bofors с 1966 по 1971 год. Сделано 335 единиц.
Танк Strv-103 имеет бесшабашную схему сборки с установкой главного вооружения в корпусе. Пушка установлена в лобовом листе корпуса без способности качания по вертикали и горизонтали. Её наведение осуществляется конфигурацией положения корпуса в 2-ух плоскостях. В фронтальной части машины размещается моторно-трансмиссионное отделение, за ним — отделение управления, сразу являющееся боевым. В этом отделении справа от пушки размещается командир, слева — механик-водитель (он же — наводчик), за ним лицом к корме машины — радист. В случае необходимости он может управлять танком при движении задним ходом. Командир имеет низкопрофильную башенку с углом вращения 208° и одностворчатой крышкой лючка. Корма машины занята автоматом заряжания.
Корпус танка Strv-103 сварен из листов катаной броневой стали. Продуктивность броневой зашиты повышена за счет огромных углов наклона бронелистов к вертикали (сначала — верхнего лобового бронелиста) и малой площади лобовой и бортовой проекций корпуса.
В средней части корпуса агрессивно установлена нарезная 105-мм пушка L74, представляющая собой модификацию британской пушки L7. Пушка L74 выпускалась в Швеции по лицензии и отличалась от собственного британского макета в главном длиной ствола — 62 калибра по сопоставлению с 52 калибрами у L7. Пушка имеет гидравлический тормоз отката и пружинный накатник. Живучесть ствола добивается 700 выстрелов. Стрельба из пушки может вестись всеми боеприпасами, разработанными для L7. Боекомплект состоит из 50 выстрелов в главном с подкалиберными, осколочно-фугасными и дымовыми снарядами. На стволе пушки установлено эжекционное устройство.
Вариант недвижной установки пушки был избран конструкторами для того, чтоб обеспечить её относительно обычным и надежным автоматом заряжания, состоящим из подающего и досылающего устройств и 3-х магазинов с выстрелами. Один магазин емкостью 25 выстрелов установлен справа от пущки, а два других емкостью 20 и 5 выстрелов — слева от нее. При перезаряжании орудия стреляная гильза выбрасывается через лючок в кормовой части танка. Автомат заряжания обеспечивает техно скорострельность до 15 выстр./мин. Загрузка AЗ осуществляется вручную через два кормовых лючка и занимает 5—10 мин.
Наведение пушки в вертикальной плоскости осуществляется продольным качанием корпуса за счет регулируемой гидропневматической подвески в границах от -10" до -1-12", в горизонтальной — поворотом танка. Два курсовых 7,62-мм пулемёта установлены в бронированном коробе в левой фронтальной части корпуса, справа от пушки установлен пристрелочный пулемёт, а слева от командирской башенки — зенитный. Для постановки дымовых завес по обе стороны командирской башенки смонтированы четырехствольные гранатомёты.
Стрелять из пушки могут как командир танка, так и наводчик. Они имеют дублированные приводы управления танком и комбинированные перископические бинокулярные прицелы OPS-1 Jungner с 6-, 10- и 18-кратным повышением. Прицел командира стабилизирован в 2-ух плоскостях наведения. Все члены экипажа пользуются перископическими устройствами наблюдения: у командира танка четыре таких устройства (установлены по периметру командирской башенки), у наводчика — один, у радиста — два.
На танке Strv-103 установлена комбинированная силовая установка, состоящая из главного дизельного мотора Rolls-Royce К60 мощью 240 л.с. и вспомогательного ГТД Boeing 502-10МА мощью 270 л.с. ГТД связан с дизелем механическим редуктором и должен подключаться к последнему для совместной работы при движении машины в сложных критериях. Он может употребляться и для пуска дизеля зимой.
Коробка — гидромеханическая DRH-1M компании Volvo. Она содержит в себе гидротрансформатор, коробку и механизм поворота с гидрообъемной передачей в доп приводе. Коробка обеспечивает две передачи фронтального хода и две — заднего, при всем этом движение вспять может осуществляться с той же скоростью, что и движение вперед. Управление танком в данном случае берет на себя радист, имеющий все нужные для этого органы управления и приборы наблюдения.
Подвеска персональная регулируемая гидропневматическая, позволяющая изменять положение опорных катков (унифицированных с катками танка Centurion) относительно корпуса и таким образом поворачивать корпус в вертикальной плоскости для наведения вооружения на цель. Так как наведение пушки просит резвого вращения танка на месте, для уменьшения сопротивления повороту длина опорной поверхности уменьшена до 2,85 м. Длина опорной поверхности быть может еще уменьшена подъемом последних катков.
Модификации Strv-103A (1966 г.) — 1-ый серийный вариант. Боевая масса 39 т. Все машины потом модернизированы до эталона Strv-103B.
Strv-103B (1969 г.) - силовая установка завышенной мощи (ГТД Boeing 553), лазерный дальномер встроенный в прицел командира, личное плавсредство, оборудование самоокапывания. Изъят пристрелочный пулемет.
Strv-103C (1986-1989 гг.) - танки Strv-103B, прошедшие модернизацию. Установлены СУО с цифровым баллистическим вычислителем и новым прицелом наводчика с лазерным дальномером Simrad на базе иттриево-алюминиевого лимонка с неодимом, многотопливный дизель Detroit 6V-53T мощью 232 л.с., улучшенная автоматическая коробка с 3-мя передачами вперед и 2-мя вспять, двухствольный 71-мм гранатомет Bofors Lyran для пуска осветительных ракет, новые радиаторы системы остывания, глушитель, генератор, 18 доп топливных баков по бортам корпуса (по 9 на борт). С 1992 года — приспособления для крепления доп брони, включая динамическую и составную, в лобовой части корпуса и система зашиты от ОМП. Боевая масса 42,5 т.
Создание Strv-103 завершено. Танк состоял на вооружении только шведской армии. С момента собственного возникновения танк Strv-103 завлекал к себе пристальное внимание танкостроителей и танкистов всего мира. Он оказался первым на Западе главным боевым танком, снаряженным автоматом заряжания, имеюшим экипаж из 3 человек и способным преодолевать водные преграды вплавь. Посреди 1970-х годов Strv-103B проходил тесты в США, Англии и ФРГ.
Совместно с тем опыт учений шведской армии и забугорных испытаний показал, что невозможность ведения прицельного огня с ходу является значимым недочетом танка и в критериях нынешнего маневренного боя значительно понижает его огневую мошь. Восполнить этот недочет не могут ни увеличение скорострельности, ни высочайшая маневренность на поле боя, ни улучшение СУО. В нынешних критериях Strv-103 является практически очень успешной конструкцией самоходной 105-мм пушки — истребителя танков. Вобщем, схожая оценка этой во всем нестандартной боевой машины оспаривается шведами, упрямо считающими Strv-103 бесшабашным танком.
С середины 1990-х годов, по мере поступления в войска танков Strv-122 (Leopard 2A5), танки Strv-103B и C снимались с вооружения, К истинному времени в шведской армии их больше нет.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства ТАНКА Strv-103B БОЕВАЯ МАССА, т: 39,7. ЭКИПАЖ, чел,: 3. ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 8990, ширина — 3400, высота (по крыше командирской башенки) — 2140, клиренс — 400. ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка L74 калибра 105 мм. 2 пулемета KsP-58 калибра 7,62 мм, 1 зенитный пулемет KsP-58 калибра 7.62 мм, 8 дымовых гранатометов калибра 53 мм. БОЕКОМПЛЕКТ: 50 выстрелов. 2750 патронов. АВТОМАТ ЗАРЯЖАНИЯ: электромеханический. ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: лазерный дальномер Simrad LV-300 интегрированный в прицел наводчика, бинокулярные комбинированные перископические прицелы наводчика и командира OPS-1L. БРОНИРОВАНИЕ, мм: противоснарядное. Движок: Rolls-Royce К60, 6-цилиндровый, дизельный, горизонтально-оппозитный, двухтактный, жидкостного остывания; мошность 240 л.с. (176 кВт) при 3750 об./мин. и газотурбинный Boeing 553 мошностью 490 л,с. Коробка: Volvo DRH-1M, двухпоточная гидромеханическая, включаюшая в себя гидротрансформатор, коробку (2+2), механизм поворота с гидрообъемной передачей в доп приводе. Ходовка: четыре обрезиненных опорных катка на борт, два поддерживающих катка, ведущее колесо фронтального расположения со съемными зубчатыми вениами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска персональная регулируемая гидропневматическая; гусеница с РМШ и съемными резиновыми подушками состоит из 61 трака шириной 670 мм. СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по шоссе — 50 на плаву — 7, Припас ХОДА, км: 390. ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30. ширина рва, м — 2.3, высота стены, м — 0.9. СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция, переговорное устройство.
Источник: dogswar.ru
Возможно интересно:
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.