
Легкий разведывательный бронеавтомобиль D-442 FUG (Felderito Uszo Gerkosci) либо OT-65 (Obrněný Transportér vz. 65) был сотворен в Венгрии на базе технических решений русской машины БРДМ-1 и поступил на вооружение венгерской армии в 1964 году. По конструкции D-442 FUG является аналогом БРДМ-1, но имеет сборку с кормовым расположением МТО. В 1966 году бронемашина D-442 FUG также была принята на вооружение армий Польши и Чехословакии.
Корпус бронеавтомобиля сварной из железных бронелистов, толщина в лобовой части 13 мм. Среднюю часть корпуса занимает боевое отделение, в фронтальной части которого размещены сидения командира и водителя. Огромную часть крыши занимает прямоугольный двустворчатый лючок для доступа в боевое отделение. В бортах рубки боевого отделения размещены четыре амбразуры для стрельбы из личного орудия (по две на борт). В корме находится моторно-трансмиссионное отделение, где установлен 4-цилиндровый дизельный движок водяного остывания «Чепель» D.414.44 мощью 100 л. с.
Ходовка бронеавтомобиля D-442 FUG двухосная. Но подобно русской БРДМ-1 она также имеет четыре маленьких доп колеса, которые опускаются для улучшения проходимости машины при движении по пересеченной местности, а в обычном положении наполовину убираются вовнутрь корпуса. Бронеавтомобиль оборудован системой централизованного регулирования давления в шинах. Для движения по воде на плаву в задней части корпуса машины установлены два водометных движителя; а в фронтальной части корпуса имеется поднимаемый водоотбойный щиток. Бронеавтомобиль D-442 FUG обустроен системой защиты от орудия массового поражения. В качестве вооружения употребляется 7,62-мм пулемет, устанавливаемый на шкворневой установке на крыше перед лючком.
На базе бронемашины D-442 FUG выпускались также модификации: санитарно-эвакуационная машина, и машина радиационной, бактериологической и хим разведки. Не считая того, в Чехословакии выполнялся свой вариант этой машины, получившей обозначение ОТ-65А. У ней на крыше устанавливалась крутящаяся башня от гусеничного БТР ОТ-62В с 7,62-мм пулеметом М59Т. На некоторых машинах с правой стороны башни монтировалось 82-мм безоткатное орудие Т21.

На базе D-442 FUG в Чехословакии был разработан легкий бронетранспортер PSZH-IV (другое обозначение – OT-66) с колесной формулой 4 х 4. В его конструкции выслеживается аналогия с русской машиной БРДМ-2, но в отличие от нее отсутствуют доп колеса посреди корпуса, а более емкий сварной корпус применен для размещения десанта. Места командира и механика-водителя размещены в фронтальной части, десантное отделение – посреди, а силовой блок в корме. Рубка БТР имеет облегченную форму, в бортах оборудованы двухсекционные двери, открывающиеся вперед и по две амбразуры для стрелкового орудия. На крыше боевого отделения установлена крутящаяся башня, со спаренными пулеметами КПВТ (14,5 мм) и ПКТ (7,62 мм) с боезапасом 500 и 2000 патронов соответственно. Обстрел по азимуту – радиальный, в вертикальной плоскости – от-5° до +30°. В распоряжении наводчика имеется перископический прицел, головка которого находится на крыше башни.
PSZH-IV, как и FUG может преодолевать водные преграды вплавь без подготовки при помощи 2-ух водометов, расположенных в корме корпуса. В фронтальной части корпуса имеется поднимаемый водоотбойный щиток. Штатное оборудование включает усилители управляющего привода, систему защиты от ОМП радиостанцию и централизованную систему регулирования давления в шинах. Также имеются приборы ночного видения. На базе БТР PSZH-IV выпускались два варианта командно-штабной машины, санитарно-эвакуационная машина и машина хим, бактериологической и радиационной разведки. Бронеавтомобили PSZH-IV состояли на вооружении в армиях бывших соцстран: Болгарии, Венгрии, ГДР, Словакии и Чехии, также Ирака.
Технические свойства D-442 FUG (OT-65)
Колёсная формула 4х4
Боевая масса, т 7,0
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 4
Длина корпуса, мм 5790
Ширина, мм 2500
Высота, мм 1910
База, мм 3300
Клиренс, мм 340
Бронирование - железная катаная, противопульная
Вооружение: Пулемёты 1 х 7,62-мм UK vz.59T
Движок - 4В Csepel D.414.44
Мощность мотора, л.с. 100
Скорость по шоссе, км/ч 87
Скорость по пересечённой местности, км/ч 9 на плаву
Припас хода по шоссе, км 600
Тип подвески рессорная
Преодолеваемая стена, м 0,4
Преодолеваемый ров, м 1,2
Преодолеваемый брод, м плавает
Источник: dogswar.ru