ArtGuns » Бронетехника » Средний танк Т-54 (СССР)

Средний танк Т-54 (СССР)

09 апрель 2025, Среда
5
0
Средний танк Т-54 - это 1-ый серийный русский массовый танк послевоенного выпуска. Разработан в 1945-1946 годах в КБ-520 завода № 183 (Нижний Тагил) на базе корпуса, коробки и ряда других технических решений среднего танка Т-44. При проектировании вначале задавались более высочайшие тактико-технические свойства, чем у Т-34 и Т-44, также учитывался опыт 2-ой мировой войны. Принят на вооружение Русской Армии в 1946 году. Массовое создание танков Т-54 различных модификаций производилось с 1947 по апрель 1959 года на 3-х заводах Министерства транспортного машиностроения: №183 в Нижнем Тагиле, №75 в Харькове и №174 в Омске.

При всем этом последний приемущественно занимался созданием разных боевых и особых машин на базе танка Т-54: САУ, ЗСУ и инженерной техники. На заводе №75 наряду с танком осуществлялся серийный выпуск томного артиллерийского тягача АТ-Т на его базе. При этом в отдельные периоды объем выпуска тягачей превосходил выпуск танков. Четкое количество выпушенных танков указать проблемно. Можно гласить приблизительно о 17-17.5 тыс. сделанных танков Т-54.

По русской лицензии создание танка Т-54А производилось в Польше и Чехословакии. В Польше танки Т-54А выпускались заводом Bumbar-Labedy в г. Гливице с 1956 до конца 1963 года. За время производства в Польше сделали около 3 тыс. танков Т-54А и Т-54АМ. Чехословакия получила лицензию на создание танков Т-54А в 1958 году. Их созданием занимался завод ZTS (Zavod Trucanske Strojarne) в Г.Мартин в Словакии. До 1964 года из его цехов вышли около 2.5 тыс. боевых машин.

Танк Т-54 имеет традиционную сборку с задним расположением моторно-трансмиссиоиного отделения. Корпус сварен из броневых катаных листов и имеет острую носовую часть и вертикальные борта. Днище для роста прочности имеет корытообразную форму (редан). Цельный верхний лобовой лист корпуса имеет толшину 120 мм и размещен под углом 60° к вертикали. Толщина брони бортов корпуса составляет 80 мм, крыши и днища корпуса — 30 и 20 мм соответственно.

Башня — литая, крупногабаритная, с вварной крышей и оборотным скосом снизу по всему периметру. Толщина ее лобовой части 200 мм. Поворотный механизм башни с электрическим приводом управляется с помошью контроллера наводчиком, а с помошью системы командирского управления — командиром.

100-мм пушка Д-10Т была спарена с 7.62-мм пулеметом СГ-43. Углы вертикального наведения пушки — от -5" до +18". Прицел спаренной установки — ТШ-20, телескопический, шарнирный. Два пулемета СГ-43 смонтированы в броневых коробках на надгусеничных полках, неприцельный огнь из них ведет механик-водитель. Над лючком заряжающего на турели аналогичной применявшимся на танках ИС-2 и ИС-3 устанавливается 12,7-мм зенитный пулемет ДШК с коллиматорным прицелом К10-Т. Углы вертикального наведения пулемета от -4,5" до +82". Боекомплект танка включает 34 унитарных 100-мм выстрела (20 — в отделении управления справа от механика-водителя. 14 — в боевом отделении), 200 патронов калибра 12.7 мм н 4500 патронов калибра 7.62 мм.

Приборы наблюдения: командира, наводчика и заряжающего — перископические типа МК-4. Механик-водитель для наблюдения за полем боя располагает 2-мя устройствами МК-4, установленными под утлом 165° друг к другу.

На танке Т-54 установлен движок В-54 мощью 520 л .с. Для наибольшего сокращения размера занимаемого МТО по длине машины, движок установлен поперек корпуса и соединен с коробкой повышающим редуктором — так именуемой "гитарой". Топливные баки емкостью 520 л размещаются в боевом отделении и отделении управления. На надгусеничных полках установлены доп баки цилиндрической формы не подсоединенные к системе питания мотора. Припас хода танка 110 горючему составляет 330 км.

Коробка танка — пятиступная, с 2-мя инерционными синхронизаторами. В качестве механизма поворота использованы двухступенчатые планетарные механизмы. обеспечивающие получение 2-ух расчетных радиусов поворота. Бортовые передачи — однорядные. Ведущие колеса — литыe со съемными зубчатыми венцами. Зацепление — цевочное.

В ходовой части с каждого борта имеется 5 сдвоенных обрезиненных опорных катков. Механизм натяжения — червячного типа. Гусеница мелкозвенчатая, железная, с открытым шарниром. Ширина гусеницы — 500 мм. Подвеска опорных катков персональная торсионная, в узлах подвески первого и 5-ого катков каждого борта установлены лопастные гидравлические рессоры.

Электрическое оборудование танка выполнено по однопроводной схеме, напряжение 24 В, четыре аккумуляторные батареи соединены параллельно и поочередно, генератор имел мошность 1,5 кВт, стартер — 15 л.с.

Средства связи состояли из радиостанции 10-PT-26 и переговорного устройства ТПУ-47 на четыре абонента. На танке имелась противопожарная углекислотная установка автоматического типа. Для постановки дымовой завесы на корме танка крепились две дымовые шашки МДШ, оборудованные системой удаленного запалa и сброса.

Модификации Т-54-1 (объект 137. Т-54 обр. 1946 г.) — 1-ый серийный вариант. Массовое создание с 1947 по 1949 год. Сделано 769 единиц.

Т-54-2 (Т-54 обр. 1949 г.) — литая башня полусферической формы с узенькой амбразурой и с оборотным скосом исключительно в кормовой части, курсовой пулемет СГ-43 в лобовом листе корпуса (пулеметы на надгусеничных полках изъяты), новенькая турель зенитного пулемета, лобовой лист корпуса шириной 100 мм, конфигурации в агрегатах силовой установки и коробки, гусеница шириной 580 мм. Боевая масса 35,5 т. Массовое создание c 1949 по 1951 год. Сделаны 2573 единицы.

Т-54-3 (Т-54 обр.1951 г.) — литая башня полусферической формы без оборотных скосов, прицел ТШ-2-22 с переменным 3,5 и 7-кратным повышением, усовершенствованная пылезашита агрегатов танка. Массовое создание с 1952 по 1954 год.

Т-54К — командирский вариант. Оснашен доп радиостанцией, навигационной аппаратурой и зарядным устройством. Боекомплект пушки уменьшен.

ОТ-54 (объект 481, 1952 г.) - огнеметный танк. Заместо спаренного пулемета установлен автоматический пороховой огнемёт АТО-1. Припас огнесмеси 460-470 л. дальность огнеметания 160 м. Боекомплект пушки — 19 выстрелов, пороховых патронов к огнемёту — 20, патронов к пулеметам; СГМ-43 — 1500, ДШК — 200. Боевая масса 36.45 т.

Т-54А (объект 137Г, 1955 г.) -электрогидравлический стабилизатор пушки в вертикальной плоскости СТП-1 «Горизонт», пушка Д-10ТГ с эжекционным устройством для продувки канала ствола, автоматический электрический привод поворота башни с дублированным управлением, прицел ТШ-2А-22. ИК-прибор водителя ТВН-1, радиостанция Р-113. ОПВТ. Массовое создание с 1955 по 1956 год.

Т-54АК — командирский вариант Т-54А. Доп радиостанция Р-112, навигационное оборудование ТНА-2 и зарядное устройство АБ-1-П/30.

Т-54Б (объект 137Г2, 1956 г.) -двухплосткостной стабилизатор вооружения СТП-2 "Циклон", пушка Д-10Т2С (либо Д-10Т с противовесом на дульном срезе ствола), крутящийся пол боевого отделения. ИК-прицел ТПН-1-22-11 (до апреля 1959 г. ИК-осветитель прицела Л-2 устанавливайся на стволе пушки, потом - на башне), ИК-прибор водителя ТВН-2. Массовое создание с 1956 по 1959 год. В предстоящем, мри модернизации на танк установили движок В-55 мощью 580 лс, опорные катки Т-55, гусеницы с РМШ, прицел ГШ-2Б-32, радиостанцию Р-123, боеукладку на 43 выстрела, лазерный дальномер КДТ-1 (на части машин). Некое количество машин оборудовали под установку всеприменимых плавсредств ПСТ-У и ПСТ-63.

Т-54БК — командирский вариант Т-54Б. Доп радиостанция Р-112, навигационное оборудование ТНА-2 и зарядное устройство АБ-1-Г1/30.

Т-54М (обьект 137М. 1977 г.) -модернизированный вариант танка Т-54. Двухплоскостной стабилизатор СТП-2, ИК-прицел ТПН-1. прицел ТШ-2Б-32, радиостанция Р-123. движок В-55. гусеницы с РМШ, ОПВТ, боеукладка на 43 выстрела, на части машин лазерный дальномер КДТ-1 и опорные катки от Т-55.

Т-54МК — командирский вариант Т-54М. Доп коротковолновая радиостанция Р-130М, зарядный агрегат АБ-1-П/30 и навигационное оборудование ТНА-4.

Т-54АМ — модернизированный вариант танка Т-54А по той же программке, что и Т-54.

Создание танков Т-54 завершено. Танки Т-54 разных модификаций интенсивно использовались в локальных войнах и военных конфликтах, в том числе на Ближнем Востоке и в Индокитае. В составе Русской Армии в боевых действиях не участвовали. Использовались в русских танковых частях при вводе войск в Венгрию в 1956 году и в Чехословакию в 1968 году.

Согласно данным, заявленным русской стороной на венских переговорах по ограничению обыденных вооружений в Европе, в 1990 году на европейской части местности СССР, также в войсках, дислоцированных в Восточной Европе, находилось 1379 танков Т-54Б. Т-54М и Т-54МК. В 1994 году эти танки были сняты с вооружения Русской Армии.

По состоянию на 1 января 2010 года танки Т-54 разных модификаций находятся на вооружении (данные приблизительные) в Алжире, Анголе, Армении (8 ед.), Бангладеш, Боснии и Герцеговине (12 ед.), Вьетнаме. Гвинее (8 ед.), Египте (на хранении), Иране, КНДР, Ливии, Мозамбике (более 60 ед. на 2007 г.). Монголии. Перу. Конго, Руанде, Сирии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства ТАНКА Т-54-3 БОЕВАЯ МАССА, т: 36. ЭКИПАЖ, чел.: 4. ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 9000, ширина - 3270. высота -2750, клиренс — 425. ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Д-10Т калибра 100 мм. 2 пулемета СГМТ обр. 1943 г. калибра 7,62 мм, 1 пулемет ДШКМ обр. 1938/46 г. калибра 12.7 мм. БОЕКОМПЛЕКТ: 34 выстрела. 3500 патронов калибра 7,62 мм, 200 патронов калибра 12,7 мм. ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический шарнирный прицел ТШ-2-22, боковой уровень. БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса -100, борт -80, корма - 30-45, крыша и днише — 20-30. башня — 65-200. Движок: В-54 12-цилиндровый, дизельный, четырехтактный, V-образный. жидкостного остывания; мошность 520 л.с. (382,5 кВт) при 2000 об./мин., рабочий объем 38 880 см'. Коробка: гитара, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка, планетарные механизмы поворота, бортовые передачи. Ходовка: 5 обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направлнюшее колесо; подвеска персональная торсионная; в каждой гусенице 90 траков шириной 580 мм, шаг трака 137 мм СКОРОСТЬ МАКС, км/ч: 48. Припас ХОДА, км: 360. ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град.- 30; ширина рва, м — 2,7; высота стены, м — 0,8; глубина брода, м — 1.3. СРЕДСТВА СВЯЗИ; радиостанция 10-РТ-26, переговорное устройство ТПУ-47.

Источник: dogswar.ru

Читайте также:

Средний танк Т-62М (СССР)
06 апрель 2025, Воскресенье
Средний танк Т-62М (СССР)
Опытный танк «Объект 137» (СССР)
04 апрель 2025, Пятница
Опытный танк «Объект 137» (СССР)
Опытный танк «Объект 442» (СССР)
01 апрель 2025, Вторник
Опытный танк «Объект 442» (СССР)
Огнеметный танк M67 (США)
31 март 2025, Понедельник
Огнеметный танк M67 (США)
Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!