ArtGuns » Военный флот » Большие десантные корабли проекта 1174 «Носорог» (СССР)

Большие десантные корабли проекта 1174 «Носорог» (СССР)

16 июнь 2025, Понедельник
2
0
Огромные десантные корабли (БДК) океанской зоны проекта 1174 «Носорог» - эксклюзивная серия из 3-х кораблей, созданных для посадки морских десантов на необорудованном побережье, десантирования техники в составе первого эшелона десанта на побережье с томным рельефом (малым склоном) грунта в критериях противодействия противника, и переброски морем войск и грузов. В 1963 году в развитие БДК проекта 1171, ЦНИИ ВК ВМФ разработал проект тактико-технического задания на проектирование огромного десантного корабля нового типа, специально адаптированного для использования в океанской зоне. ГК ВМФ утвердил ТТЗ сначала 1964 года. Проекту нового БДК присвоили номер 1174, основным конструктором был назначен П.П.Милованов. Эскизный проект разрабатывался в 2-ух вариантах: без доковой камеры (основной) и с доковой камерой. После окончания разработки эскизного проекта, в конце октября 1964 года, по решению ВМФ и ГКС главным стал вариант с доковой камерой, обеспечивающий существенное повышение способностей посадки десанта. Эскизный проект БДК был утвержден 29 октября 1965 года, а скорректированный технический - 14 мая 1968 года. В итоге появился эксклюзивный десантный корабль, способный создавать посадку подразделений конкретно на сберегал либо не подходя к нему. Плавающую технику - на воду, неплавающую - при помощи десантно-высадочных плавсредств, личный состав с носимым орудием - на вертолетах. Строительство огромных десантных кораблей проекта 1174 создавал Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (г. Калиниград). Головной корабль «Иван Рогов» был заложен 17 сентября 1973 года, спущен на воду 31 мая 1977-го и сдан ВМФ в июне 1978 года. Окончание постройки и проведение испытаний этого БДК обеспечивал главный конструктор Б.М.Пикалкин. По универсальности решения задачки посадки десанта БДК пр. 1174 с доковой камерой и вертолетным вооружением не имел аналогов в практике мирового судостроения тех пор. Его создание было отмечено Гос премией 1981 года. До конца 1979-го завод «Янтарь» выстроил и сдал флоту еще два серийных БДК этого же типа. 2-ой корабль серии - «Александр Николаев» - в 1982 году, 3-ий - «Митрофан Москаленко» - в 1989-м.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Большой десантный корабль проекта 1174 - это многопалубный корабль океанской зоны длиной 157 м и шириной 23,8 м, с полубаком и развитой кормовой надстройкой. Для вертолетов на верхней палубе есть две взлетно-посадочные площадки и ангар, размещенный в надстройке меж ними. В носовой части размещен танковый трюм, в кормовой - заполняемая водой доковая камера. Для погрузки техники с пирса при швартовке кормой, также для приема в доковую камеру и выгрузки их из нее в транце имеется лацпорт с откидным герметическим закрытием, которое в опущенном положении служит сходней для прохода техники. Передвижение техники по кораблю осуществляется 3-мя сходнями с гидравлическими приводами. Носовое высадочное устройство включает носовые ворота и выдвижную сходню длиной около 32 м, в походном положении она находится под верхней палубой и выдвигается при помощи гидравлического привода. Корабль обустроен системой приема водянистых и жестких грузов в море. Основная энергетическая установка (ГЭУ) - две газотурбинных установки (ГТУ) мощью до 18 000 л.c., работающих на два гребных винта. ГЭУ расположена эшелонно в 2-ух бортовых отсеках, а вспомогательные механизмы размещаются меж ними под стапель-палубой. Источниками электроэнергии служат 6 дизель-генераторов мощью до 500 кВт. Внедрение ГТУ потребовало решить делему агрегатной подмены движков, но из-за неудачной общей сборки корабля этот вопрос до конца так и не был решен. В носовой части БДК размещен танковый трюм длиной 54 м, шириной 12 м и высотой около 5 м. В кормовой части размещена доковая камера длиной 75 м, шириной 12 м и высотой около 10 м. Разница по высоте меж 2-мя этими палубами составляет один твиндек. В транце имеется герметичный откидной лацпорт, который в опущенном положении служит для погрузки техники с пирса при швартовке кормой. Лацпорт употребляется также для приёма и выгрузки плавсредств в доковую камеру. Техника перемещается по кораблю при помощи трёх сходен с гидравлическими приводами. Одна сходня размещена меж доковой камерой и танковым трюмом и сразу в поднятом положении служит переборкой меж 2-мя этими помещениями. Ещё две сходни размещены меж верхней и танковой палубами. Носовое высадочное устройство состоит из раздвижных носовых ворот и выдвижной сходни длиной 32 метра. В походном положении сходня находится под верхней палубой и выдвигается при помощи гидравлического привода. Корабли проекта могли принимать на борт около 50 танков ПТ-76, либо до 80 БТР и БМП, либо до 120 автомашин. Личный состав десанта располагался в нескольких кубриках и четырехместных офицерских каютах. Посадка десанта с неплавающей техникой могла осуществляться конкретно на необорудованное побережье с наименьшим склоном дна 2° - 3°. Для выгрузки неплавающей техники без подхода к берегу в доковую камеру БДК мог принять 6 десантных катеров проекта 1785 либо проекта 1176, либо три десантных катера на воздушной подушке пр. 1206 «Кальмар», также новые быстроходные десантные катера на воздушной каверне проекта 11770 «Серна». На корабле могли базироваться четыре транспортно-боевых вертолета Ка-29. Артиллерийское вооружение включает одну 76-мм артустановку АК-726 с РЛС управления «Турель» и четыре шестиствольных 30-мм автоматических пушки АК-630 с РЛС управления «Вымпел». На корабле расположена двухбалочная пусковая установка (ПУ) ЗРК «Оса-М» с боезапасом 20 ракет. Имеются четыре счетверённых ПУ (колонки МТ-4) для ПЗРК. Для огневой поддержки десанта употребляется одна установка РСЗО А-215 «Град-М».

СЛУЖБА КОРАБЛЕЙ ПРОЕКТА

БДК «Иван Рогов» в 1978 году был включен в состав Тихоокеанского флота. Потом стал флагманом 37-й отдельной дивизии МДС. В 1996 году был исключен из состава ВМФ и передан для разделки на металл. БДК «Александр Николаев» вступил в строй в конце 1982 года в состав Тихоокеанского флота. В 1997 году выведен в резерв. БДК «Митрофан Москаленко» в марте 1991 года был включен в состав 37-й Дивизии МДС Северного флота. В 1994 году вошел в состав Атлантической эскадры, потом заходил в состав Кольской флотилии. Выведен в резерв в 2002 году. Главные свойства БДК проекта 1174 Экипаж - 239 человек (37 офицеров) Водоизмещение: - 11 580 т (обычное) - 14 060 т (полное) Длина 157,5 м (149,9 м по КВЛ) Ширина 23,8 м (22 м по КВЛ) Осадка 6,7 м Движки 2 х ГТУ Мощность 36 000 л.с. (26,4 МВт) Движитель 2 гребных винта Скорость хода 20 узлов (37 км/ч) Дальность плавания 7 500 миль (на 14,5 узлах) Десантовместимость 50 танков ПТ-76, либо 80 БТР и БМП, либо до 120 машин Вооружение Тактическое ударное вооружение 2 х А-215 «Град-М» Артиллерия 1 х 76-мм АК-726 Зенитная артиллерия 4 х 30-мм АК-630 Ракетное вооружение - 1 х ПУ ЗРК «Оса-М» (боезапас 20 ракет) - 4 х ПЗРК «Стрела-3» Авиационная группа 4 вертолёта Ка-29

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!