
Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 «Касатка» вначале создавались как носители крылатых ракет. Это были наибольшие ДЭПЛ российского судостроения. После разработки крылатой ракеты подводного базирования П-5 встал вопрос о ее носителях. 1-ые контейнеры с ПУ устанавливали на переработанных субмаринах проекта 613 - проекты 644 и 665. Проект 651 подразумевал создание первой ПЛ, вначале созданной для использования крылатых ракет подводного базирования. Начало проекта положили постановления Совета министров № 1149-592 от 17.08.1956 и № 1190-610 от 25 августа 1956 года. Тактико-техническое задание ВМФ было утверждено 28 января 1957-го. Эскизный проект был утвержден в мае 1958-го. На его базе разработали технический проект, который утвердили в январе 1959 года.
Проектирование ДЭПЛ пр. 651 производилось в ЦКБ-18 (ЦКБ МТ «Рубин») под управлением головного конструктора А. С. Касациера. 1 б ноября 1960 года на Балтийском ССЗ имени С. Орджоникидзе (№ 189) свершилась закладка головной лодки нового проекта - К-156. Спуск на воду состоялся 31 июля 1962 года. Фабричные тесты начались 22 декабря 1962 года. 10 декабря 19бЗ-го 1-ая ДЭПЛ пр. 651 была передана флоту Всего предполагалось выстроить 36 лодок пр. 651, но в итоге выстроили 16. На том же заводе в 1964 году выстроили вторую лодку 651-го проекта, а другие 14 строили в период с 1965 по 1968 год на заводе «Красное Сормово» (№ 112) в Горьком.
На первых 5 лодках внешний корпус, крепкие внешние цистерны, стабилизаторы и огораживание крепкой рубки были выполнены из маломагнитной стали марки 45Г17ЮЗ. В период освоения этой марки стали судостроительные фабрики повстречались со значительными технологическими трудностями в части сварки, правки и резки стали. Не считая того, через четыре-пять лет эксплуатации субмарин, выполненных из маломагнитной стали марки 45Г17ЮЗ, на наружном корпусе и цистернах появились сквозные и несквозные трещинкы. Это потребовало разработки мероприятий по увеличению коррозионно-механической прочности легких корпусов и крепких внешних цистерн, сделанных из стали 45П7ЮЗ.
МОДИФИКАЦИИ
Не считая базисной модели существовали две модификации ДЭПЛ проекта 651. Проект 651К - лодка К-81 была изменена в 1972 году для установки сателлитной антенны приема целеуказания с военных спутников и комплекса управляющей аппаратуры «Касатка-Б». Проект 651Э - единственная атомная-дизель-электрическая подводная лодка. В 1985 году на лодку К-68 заместо аккумуляторных батарей, выработавших собственный срок службы, была установлена специально предназначенная для нее эксклюзивная маленькая ядерная энергетическая установка (ЯЭУ). Разработку выполнило ЦКБ «Лазурит» в 1977 году ЯЭУ типа ВЭУ-б с реактором ТВП-4 спроектировал НИКИЭТ. Стендовую отработку провел НИТИ. ТВП-4 кипящего типа имел термическую мощность 5 МВт, турбогенератор выдавал 600 кВт электричества. ЯЭУ была смонтирована в цилиндрическом корпусе поперечником 2,9 м, длиной 6,5 м, массой 70 т и располагалась в пространстве меж крепким и легким корпусом в кормовой части лодки. Решение оказалась очень удачным, но накладность и сложность переоборудования привели к тому, что лодка проекта 651Э осталась в единственном экземпляре.
Крепкий корпус ДЭПЛ пр. 651 представлял собой цилиндр поперечником 6,9 м с 2-мя усеченными конусами в оконечностях. Поперечными плоскими водонепроницаемыми переборками крепкий корпус делился на восемь отсеков: носовой торпедный, жилых помещений и фронтальных аккумуляторных батарей, управления ракетами и аккумуляторных батарей, отсек управления, жилых помещений и 2-ой группы аккумуляторных батарей, дизель-генераторный, электромоторов, кормовой торпедный.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Шпангоуты крепкого корпуса размещались как снутри, так и снаружи корпуса. Крепкая рубка была округлой, а крыша ее имела форму радиального цилиндра с образующей, параллельной диаметральной плоскости. Главный балласт располагался в 14 цистернах. Все эти цистерны были крепкими и имели кингстоны. Вентиляция всех междубортных цистерн была раздельной. Управление кингстонами и клапанами вентиляции - дистанционное гидравлическое. Конструкции крепкого и внешнего корпусов были рассчитаны с учетом требований противоатомной защиты. Соответствующей особенностью лодок пр. 651 стало наличие пусковых контейнеров СМ-49, укрытых в надстройке. Два контейнера размещались перед огораживанием рубки, другие два - сзади. В бортах появились большие выемки, созданные для вывода газов стартовых движков. Позднее данное решение использовали и на других носителях крылатых ракет. Начиная с седьмой лодки серии, внешний корпус покрывали противогидролокационным нерезонансным покрытием с рупорными каналами НППРК-4ДЗ. Надводное водоизмещение ДЭПЛ с покрытием возросло до 3300 м.
Источник: dogswar.ru