ArtGuns » Военный флот » Атомный авианосец USS Enterprise (CVN-65) (США)

Атомный авианосец USS Enterprise (CVN-65) (США)

16 июнь 2025, Понедельник
2
0
Будучи первым в истории авианосцем с ядерной силовой установкой, USS Enterprise выделялся «футуристическим» внешним обликом и необыкновенно массивным авиационным вооружением при полном отсутствии вооружения оборонительного. Его непременно можно поставить в один ряд с самыми эпохальными боевыми кораблями XX века - такими как линкор «Дредноут» и АПЛ «Наутилус». Вопрос о разработке ударного авианосца с энергетической установкой на ядерном горючем в первый раз был поднят янки еще в 1946 году. Но к реализации идеи приступили не сразу: расчеты проявили, что внедрение атомной энергии на авианосцах, как это ни удивительно на 1-ый взор, наименее прибыльно, чем на кораблях других классов. Постройка USS Enterprise на верфи в г. Ньюпорт-Ньюс началась в ноябре 1957 года, но официальная церемония закладки свершилась только 4 февраля 1958 года. Корабль был спущен на воду 24 сентября 1960 года и принят флотом 25 ноября будущего года. Дело в том, что при активных боевых действиях припас горючего для самолетов и авиабомб иссякает во много раз резвее, чем припас котельного мазута, и повысить автономность авианосца за счет атомной энергетики не получится - кроме только тех случаев, когда корабль будет нести патрульную службу в отдаленных регионах в мирное время. Вкупе с тем ядерная силовая установка обладала рядом других преимуществ: она позволяла несколько уменьшить объем машинно-котельных отделений за счет ликвидации топливных танков, обеспечить наилучшую защиту воздухопроводящих шахт от воздействия орудия массового поражения, исключить задымленность полетной палубы и коррозионное воздействие дыма на антенны РЛС. Потому в бюджет 1958 года постройку атомного авианосца все таки включили. Проект «Энтерпрайза» разрабатывался на базе ударного авианосца Kitty Hawk class. Интересно, что, невзирая на отсутствие котельного горючего, система противоторпедной защиты (ПТЗ) осталась предыдущей, предусматривавшей наполнение части отсеков жидкостью. Потому, хотя масса ядерной установки по сопоставлению с паротурбинной практически не поменялась, размерения корпуса пришлось прирастить: в отсеках ПТЗ корабль возил существенное количество забортной воды, только позднее отчасти замененной доп припасом авиатоплива. Полетная палуба авианосца USS Enterprise имела рекордную площадь - более 18 тыс. кв. м. На ней размещались четыре паровые катапульты, 6 аэрофинишеров и четыре бортовых самолетоподъемника наибольшей грузоподъемностью по 50 т. Используя все катапульты, «Энтерпрайз» мог подымать в воздух по четыре самолета каждые 15 секунд. Под полетной палубой размещался закрытый ангар, простиравшийся приблизительно на две третьих длины корпуса и имевший высоту 7,6 м. Припас авиатоплива - 9,38 млн. л керосина и 363,3 тыс.л. бензина - хранился в отлично защищенных цистернах под нижней палубой. Емкость погребов авиабомб - 1800 т; позднее (сначала 1970-х) ее прирастили до 2524 т. Колоритная отличительная черта внешнего облика USS Enterprise - форма надстройки («острова») с фазированными антеннами трехкоординатных РЛС обнаружения и сопровождения AN/SPS-32 и SPS-33 (южноамериканские мореплаватели называли их billboards -рекламные щиты). Выше на куполообразной надстройке располагались антенны системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В процессе модернизации в 1979-1982 годах фазированные решетки антенн сняли; заместо них установили стандартные РЛС AN/SPS-48C, SPS-49, SPS-65 и SPS-10B. Соответственно, «остров» заполучил более классические очертания.

ЭНЕРГОВООРУЖЕННОСТЬ

Энергетическая установка включала в себя 8 атомных реакторов Westinghouse A2W, 32 парогенератора и 4 паротурбинных агрегата с зубчатой передачей. Каждый агрегат работал на свой пятилопастный гребной винт поперечником 6,4 м. Чтоб обеспечить огромному кораблю приемлемую маневренность, его оснастили 4-мя рулями. 1-ая перезарядка активной зоны реакторов была произведена после 3-х лет эксплуатации, в течение которой USS Enterprise прошел 207 тыс. миль. Следующие перезарядки реакторов обеспечивали дальность плавания в 300 тыс. миль. На авианосце имелась необыкновенно мощная судовая электрическая станция, состоявшая из 16 турбогенераторов мощью по 2500 кВт и 4 дизель-генераторов по 1000 кВт.

ВООРУЖЕНИЕ

Оборонительное вооружение по проекту должно было включать два ЗРК RIM-2 Terrier, но их так и не установили, и корабль вступил в строй вообщем без личного вооружения. Частично это разъяснялось желанием мало восполнить и без того очень высшую цена постройки, но главная причина заключалась в тогдашней концепции, согласно которой оборона авианосца возлагалась на его воздушные суда. Только в 1967 году на USS Enterprise установили две пусковые установки (ПУ) Mk.25 ЗРК RIM-7 Sea Sparrow. В процессе модернизации в 1979-1982 годах эти ПУ поменяли 3-мя Mk.57, также дополнительно установили три 20-мм зенитно-артиллерийских комплекса Mk.15 Phalanx CIWS. В 1991-1994 годах USS Enterprise прошел 42-месячную модернизацию, после которой полное водоизмещение корабля подросло до 93 400 т, осадка - до 11,9 м, а численность экипажа вкупе с авиаперсоналом - до 5570 чел. Цена постройки USS Enterprise для собственного времени была астрономической - 451,1 млн баксов; модернизация 1979-1982 годов обошлась в 276,7 млн. Состав авиагруппы На 1966 г.: 24 истребителя F-4B, 3 лазутчика RA-5C, 24 штурмовика A-4C, 12 штурмовиков A-6A, 6 штурмовиков A-3B, 3 лазутчика RA-3B, 3 самолета РЭБ EA-3B, 4 самолета ДРЛО E-2C, 4 вертолета UH-2A. На 1975 г.: 24 истребителя F-14A, 3 лазутчика RA-5C, 24 штурмовика A-7, 12 штурмовиков A-6A, 4 самолета РЭБ EA-6B, 4 самолета-заправщика KA-6D, 4 самолета ДРЛО E-2C, 10 самолетов ПЛО S-3A, 8 вертолетов SH-3H. На 1999 г.: 20 истребителей F-14A, 36 истребителей-штурмовиков F/A-18, 4 самолета РЭБ EA-6B, 4 самолета ДРЛО E-2C, 6 самолетов ПЛО S-3A, 4 вертолета SH-60F CVN-65 Enterprise стал восьмым по счету кораблем южноамериканского флота с таким именованием. Первым из его предшественников был парусный шлюп (1775 г.), а последним - именитый авианосец типа «Йорктаун» (1938г.) В южноамериканском флоте USS Enterprise имел прозвище Big Е - «Большой Э». USS Enterprise находился в строю 51 год. Общее число моряков, служивших на нем, - более 100 тыс. USS Enterprise остался в истории как самый длиннющий боевой корабль в мире. Главные свойства USS Enterprise Водоизмещение: Полная загрузка 93 284 тонны Длина 342 м Ширина 78,4 м, по ватерлинии 40,5 м Осадка 12 м Летная палуба 342 м Оборудование палубы 4 паровые катапульты Движки 8 ядерные реакторы Westinghouse A2W, 4 паровых турбины Westinghouse Мощность 210 МВт Скорость хода 33,6 узлов (62,2 км/ч) Экипаж: - судовая команда: 3000 (2700 матросов, 300 офицеров) - воздушное крыло: 1800 (250 пилотов и 1550 вспомогательного персонала) Электрическое вооружение: - Воздушный поисковый радар AN/SPS-48 - Радиолокационный поисковый радар AN/SPS-49 - Mk.23 Система обнаружения цели - РЛС поправки огня - комплекс РЭБ AN/SLQ-32 - система постановки помех BAE Systems Mark 36 Вооружение: 3 х пусковые установки NATO Sea Sparrow 3 х 20-мм комплекса Phalanx CIWS 2 х RAM launchers Авиационная группа до 90 самолётов и вертолётов

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!