
Французские субмарины типа «Rubis» являются самыми малеханькими из всех серийных подводных атомоходов в мире. Все же по аспекту «стоимость - эффективность» специалисты единогласно оценивают проект как очень успешный. 1-ая попытка Франции сделать свою свою многоцелевую атомную подводную лодку потерпела крах: из-за бессчетных технических заморочек строительство заложенной в 1957 году субмарины пришлось закончить. Позднее она была достроена в качестве опытнейшей ракетной дизель-электрической и под заглавием «Gimnote» длительное время использовалась для испытаний баллистических ракет
Повторно решение о постройке многоцелевой АПЛ было принято в январе 1973 года. К тому времени французские судостроители уже обладали нужным опытом: ими была сотворена серия атомных подводных ракетоносцев типа «Redoutable». Сейчас перед ними была поставлена задачка спроектировать малогабаритную и недорогую субмарину, но при всем этом владеющую низким уровнем шума и высочайшей надежностью ядерной энергетической установки. В качестве макета взяли проект дизель-электрической ПЛ «Agosta».
В базу энергетики новейшей субмарины также был положен принцип электродвижения. Разработка проекта, получившего обозначение SNA 72, длилась более 2-ух лет, заказ на головную субмарину S601 верфь в Шербуре получила в феврале 1976 года. Интересно, что сначало подлодки предполагалось именовать в честь провинций Франции, и 1-ая АПЛ при закладке получила наименование «Provence». Но скоро приняли новое решение и субмарины в конечном итоге нарекли по заглавиям драгоценных камешков. Головная АПЛ S601 вошла в строй уже как «Rubis» (Rubis, другими словами «Рубин»). Сначало намечалось выстроить восемь подлодок, но в конечном итоге ограничились шестью - от постройки 2-ух последних (S607 «Turquoise» и S608 «Diamant») отказались.
КОНСТРУКЦИЯ
По архитектуре АПЛ «Rubis» - одновальная, смешанной конструкции. На большей части длины корпуса легкий корпус отсутствует (двухкорпусная схема - только в носовом торпедном отсеке и в районе электромеханической установки). Крепкий корпус разбит поперечными водонепроницаемыми переборками на 5 отсеков. В носовом отсеке расположены четыре торпедных аппарата и стеллажи для торпед, ракет либо мин. Во 2-м находятся центральный пост, пост управления движением, жилые помещения, также аккумуляторная батарея, компрессоры и различное оборудование. 3-ий отсек занимает атомный реактор с паропроизводительной установкой, в четвертом установлены турбогенераторы, в 5-ом - главный гребной и вспомогательный электродвигатели, также аварийный дизель-генератор и пост управления энергетикой. Основная энергетическая установка - турбоэлектрическая с водо-водяным реактором CAS 48 мощью 48 МВт и 2-мя турбогенераторами мощью по 3950 КВт.
Маленькие размеры лодки определили применение реактора уменьшенной мощи, что позволило практически на всех режимах работы использовать естественную циркуляцию теплоносителя первого контура и таким образом повысить надежность энергетической установки. Не считая того, отсутствие насосов отдало возможность понизить шумность. В качестве вспомогательной ЭУ употребляется дизель-генератор SEMT-Pielstick/Jeumont Schneider 8РА4 VI85SM мощью 450 кВт. Последние два корабля серии (S605 «Améthyste» и S606 «Perle») отличаются формой корпуса (носовая часть стала не штевневой, а каплевидной, при всем этом длина лодки возросла на 1,5 м) и поболее обтекаемой рубкой (огораживанием выдвижных устройств). Не считая того, в их конструкции отыскали обширное применение звукоизолирующие и демпфирующие материалы, что позволило значительно понизить уровень шума. По их подобию в 1989-1996 годах были модернизированы и четыре первых лодки типа «Rubis», по этому боевые способности всей серии стали приблизительно схожими.
Радиоэлектронное вооружение АПЛ включает автоматическую систему боевого управления DLA-2B либо DLA-3, пассивные гидроакустические станции «Thomson Sintra/ Thales» DMUX 20 (стационарная) и DSUV 62С (буксируемая), навигационную РЛС компании «Келвин Хьюз» 1007, комплекс радиоэлектронной борьбы ARUR-13/DR3000U. Невзирая на маленькие размеры, на АПЛ типа «Rubis» удалось сделать экипажу достаточно комфортабельные условия. У каждого мореплавателя есть свое спальное место, кубрики разделены от столовой, которая служит также кают-компанией. Производительность опреснительной установки обеспечивает мореплавателям фактически неограниченное потребление пресной воды.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Все 6 построенных подводных лодок сейчас входят в состав ВМС Франции и базируются в Тулоне. Они не один раз совершали далекие походы и кругосветные плавания. Предельная автономность АПЛ по припасам - 60 суток. У каждой лодки есть два штатных экипажа («красный» и «синий»), которые попеременно сменяют друг дружку. Межпоходовый период в базе обычно не превосходит 3-х недель. Невзирая на то что по совокупы черт АПЛ типа «Rubis» уступают атомным субмаринам Рф, США и Англии, они оцениваются профессионалами как достаточно действенные, так как лидируют по такому показателю, как наибольший малошумный ход, и имеют очень совершенные гидроакустические средства пассивного обнаружения. Это дозволит им оставаться в строю до 2017-2027 годов, когда их планируется поменять многоцелевыми АПЛ последнего поколения типа «Suffren».
Главные свойства ПЛ Rubis class
Скорость (надводная) 15 узлов
Скорость (подводная) 25 узлов
Рабочая глубина погружения 300 м
Автономность плавания 45 суток, может быть повышение до 60 суток
Экипаж - 57 человек, в том числе 9 офицеров. 2 смены.
Водоизмещение надводное 2410 т
Водоизмещение подводное 2607 т
Длина большая (по КВЛ) 73,6 м
Ширина корпуса наиб. 7,6 м
Средняя осадка (по КВЛ) 6,4 м
Силовая установка - Атомная. один атомный реактор CAS 48MW (48 МВт), два турбогенератора по 3 950 кВт, один дизель-генератор 450 кВт, один гребной электромотор 9 500 л. с., вспомогательный гребной электромотор
Торпедно-минное вооружение - 4 носовых ТА калибра 550 мм, до 14 торпед L5/F17, вероятна установка мин
Ракетное вооружение - противокорабельные крылатые ракеты типа «Exocet» заместо части торпед
Источник: dogswar.ru