
Рейдовые тральщики проекта 10750 «Сапфир» - разрабатывались в ПКБ "Алмаз" под управлением головного конструктора В. И. Блинова. Корабль предназначался для поиска мин, их траления и ликвидирования на рейдах ВМБ, прибрежных районах и районах рассредоточенного базирования с глубинами дна до 80 метров. Тральщик проекта 10750 «Сапфир» является предстоящим развитием РТЩ проекта 1258, его проект был разработан вследствие возникновения новых образцов вооружения и оборудования. Не считая того, в отличие от макета движок малого хода был заменен третьим ходовым дизелем. В качестве материала корпуса был применен усовершенствованный стеклопластик.
В проекте содержались технические решения, касающиеся вопросов понижения напряженности физических полей корабля.
Корпус корабля изготавливался из стеклопластика, с целью уменьшения водоизмещения и понижения уровня магнитного поля для обеспечения защиты от гидродинамических мин на малых глубинах. Для производства фундаментов, устройств, устройств и оборудования отчасти либо на сто процентов использовали маломагнитную сталь Ю3, также специальную изоляцию. Двери, лючки и их комингсы, трапы, леерное огораживание, бессчетные кранцы производились из алюминий-магневых сплавов(АМГ). Тральщик имел прямую верхнюю палубу с седловатостью в носовой части корпуса, фальшборт доходивший до надстройки. Надстройка с плавными обводами и большенными панорамными окнами ходовой рубки, которые давали неплохой обзор, как впереди по курсу корабля, так и по траверзу обоих бортов, ходовой мостик, воздухопроводящую выгородку и треугольную мачту, также пост управления тралами и искателями.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков:
- Форпик и цепной ящик;
- Агрегатная;
- Кубрик на 12 человек, цистерны пресной воды №1 и №2, ПОУ, ящик ЗИП;
- Тамбур №1 и №2, каюта командира, каюта мичманов, камбуз, помещение кондюков, сточные цистерны;
- Носовое машинное отделение;
- Кормовое машинное отделение, топливные цистерны №1 и №2;
- Тральная кладовая, выгородка ПЗРК, цистерна пресной воды №3;
- Румпельное отделение.

Численность экипажа сокращена за счет широкого внедрения автоматизации и удаленного управления техническими средствами корабля. Система автоматики, обеспечивала управление всеми техническими средствами тральщика с ГКП. Тральщик имел защиту от орудия массового поражения и систему кондиционирования воздуха. Размагничивающее устройство (РУ) на тральщике, устанавливалось настоящее, с системой автоматического регулирования, которое содержало как общекорабельные обмотки (главную горизонтальную - ОШТ, курсовую батоксовую - КБ, курсовую шпангоутную - КШ), так и местные на главные более большие механизмы (ОШТ, КБ, КШ на основных движках и дизель-генераторах). Тральные и палубные механизмы включали тральную лебёдку, одну поворотно-опускную кран-балку, якорно-швартовный шпиль с гидравлическим приводом. Управляющее устройство включало управляющую машину с гидравлическим приводом и полубалансирный руль. Система управления рулём предугадывала обычной, следящий и автоматический режимы управления.

Силовая установка механическая, трёхвальная с 3-мя высокооборотными (до 1500 об/мин.), четырехтактными дизелями 3Д-12 с конкретным впрыском горючего и мощью по 300 л.с. каждый, которые работали на три винта, через реверс-редукторы, которые состояли фактически из редуктора и гидроуправляемой многодисковой муфты сцепления, созданной для соединения и разобщения гребного винта с коленчатым валом, также конфигурации направления вращения гребного винта. Ресурс движков, до 1-й переборки (гарантийная наработка), составлял 4 500 часов, а до полгого ремонта - 14 000 часов. Масса мотора - 2 135 кг. Для управления ГД устанавливалась система удаленного автоматического управления. Электроэнергетическая система переменного тока напряжением 380 В включала три дизель-генератора мощью по 50 кВт. Аварийное освещение в машинных отделениях производилось от аккумуляторных батарей напряжением 12 В.
Вооружение тральщиков проекта 10750 «Сапфир» состояло из:
- 1 шестиствольного 30-мм автомата АК-306М с длинноватой ствола 54 калибра, размещенного на баке. Скорострельность установки составляла 4000-5000 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -12 до +88°, а горизонтального до 180°. Исходная скорость снаряда 960 м/с, дальность стрельбы до 8,1 км. Питание автоматов ленточное, лента на 2000 патронов размещена в круглом магазине. Расчёт орудия включает 2 человека. Масса установки 1 918 кг. Автоматы имели систему удаленного управления от ПУС "Колонка 219-1".
- 8 комплектов ПЗРК "Стрела-3". Как головная часть ракеты выйдет из пусковой трубы, под действием пружин раскрываются рули. Потом откидываются стабилизаторы и на удалении 5-6 м от ПУ срабатывает маршевый движок. Сначала работы маршевого мотора под действием сил инерции выключается особый инерционный стопор, который подготавливает взрывное устройство к взведению. На расстоянии 80-250 м от ПУ срабатывает 2-ая ступень предохранения - вполне выгорают пиротехнические предохранители, и заканчивается подготовка взрывного устройства. В полёте головка самонаведения всё время держит под контролем направление на цель: независимо от положения продольной оси ракеты головка смотрит за целью и корректирует курс ракеты до встречи с целью. В случае промаха через 14-17 секунд с момента пуска срабатывает самоликвидатор и ракета уничтожается. Скорость самонаводящейся зенитной ракеты 9К34 составляет 670 м/с, дальность стрельбы от 500 метров до 4,5 км, потолок - от 15 метров до 3 км при скорости цели до 310 м/с. Система управления: пассивная инфракрасная головка самонаведения. Вес (комплекса): 16 кг.
- 1 глубоководного контактного трала ГКТ-3МО, для траления якорных мин. Трал подсекающий с углублением от 5 до 120 метров и имел ширину захвата до 130 метров, при скорости траления до 12 узлов при волнении моря до 5 баллов. Набор включает буксирный трос, один либо два обычных гидродинамических углубителя (типа решеток - углубителей от МТ-3), две тралящие части и два отводителя. Все составные элементы трала, включая тросы, сделаны из маломагнитных материалов. Отводящие элементы автоматом задерживают данное углубление. Удаление трала от тральщика составляло 150-180 метров. Трал не имеет обозначителей протраленной полосы.
- 1 соленоидного электрического трала СЭМТ-1, для поражения донных магнитных и индукционных мин методом воздействия на них магнитного поля. Трал одинарный, поверхностный либо с углублением, буксируемый. Ширина протраленной полосы составляла 65 метров, глубина воздействия до 30 метров при скорости траления до 8 узлов, а волнение моря до 4 баллов. Длина буксира составляла от 150 до 180 метров.
- 1 акустического трала АТ-6, для ликвидирования донных акустических и комбинированных мин. Трал одинарный поверхностный либо с углублением, буксируемый, представлял собой акустический излучатель.
- 1 всеохватывающего искателя-уничтожителя мин КИУ-2М, для поиска, обнаружения и ликвидирования мин и миноподобных предметов впереди по курсу корабля. Комплекс включал Угасал миноискания якорных и донных мин впереди по курсу МГ-99А1 "Кабарга-А1" и самоходный телеуправляемый аппарат СТИУ-2 "Кетмень", который по данным Угасал миноискания производил допоиск и систематизацию найденного объекта при помощи телевизионной системы и ликвидирование мины оковём укладки на него заряда-уничтожителя, с следующим возвращением к кораблю.
- 2 шнуровых зарядов по 200 метров, для ликвидирования донных и придонных мин. ШЗ употребляется на глубинах от 5 до 100 метров при скорости буксировки до 6 узлов.
На тральщиках устанавливались Угасал миноискания якорных и донных мин и миноподобных предметов МГ-99А1 "Кабарга-А1", РЛС навигации "Миус" и радионавигационная система "Брасс". РЛС навигации "Миус" работает в режиме радиального обзора в спектре длин волн 3,2 см и имеет импульсную мощность излучения 7 кВт. Набор станции включал: антенно-поворотное устройство-прибор А, индикатор-прибор И; приемопередатчик-прибор П; преобразователь напряжения бортсети-прибор С; выпрямитель бортсети-прибор В. Ширина диаграммы направленности антенны в горизонтальной плоскости составляла 1,1°, а в вертикальной плоскости 20°. Поперечник экрана электронно-лучевой трубки 180 мм, а шкалы дальности имели деления меток недвижных кругов дальности 0,4/0,2; 0,8/0,2; 1,6/0,4; 4/1; 8/2; 16/4; 24/4 мили соответственно. Продолжительность зондирующего импульса на шкалах дальности 0,4 мили составляла 0,1 мкс,а на шкалах дальности 24 мили - 0,3 мкс. Дальность обнаружения эсминца при высоте установки антенны 15 м над уровнем моря составляла около 10 миль, а средний морской буй обычно находится на расстоянии 1,8 мили. Мертвая зона обычно не превосходит 30 м.
Строительство тральщиков проекта 10750 «Сапфир» проводилось на СреднеНевском заводе №363 в г. Ленинграде. Головной тральщик РТ-57 сдан Балтийскому флоту в декабре 1989 года. Всего выстроено тральщиков с 1989 г. по 2009 г. - 13 единиц.
Тактико-технические данные РТЩ проект 10750 "Сапфир"
Экипаж: 15 человек (1 офицер, 2 мичмана)
Водоизмещение: стандартное 131 тонна, полное 135 тонн.
Длина большая: 31,5 метра
Ширина большая: 6 метров
Осадка: 1,58 метра
Силовая установка: 3 дизеля 3Д-12 по 300 л.с., 3 винта ФШ, 1 руль
Электроэнергетическая система: 3 ДГ по 50 кВт переменного тока 380 В.
Скорость хода: полный 12 узлов, экономический 10 узлов, траления 10-12 узлов
Дальность плавания: 400 миль при 10 узлах
Автономность: 3 суток
Мореходность: до 5 баллов
Вооружение: .
ракетно-артиллерийское: 1х6 30-мм автомат АК-306М от ПУС "Колонка-219-1", 8 ПЗРК "Стрела-3"
противоминное:
- 1 глубоководный контактный трал ГКТ-3МО,
- 1 соленоидный электрический трал СЭМТ-1,
- 1 комлексный искатель-уничтожитель КИУ-2М,
- 1 акустический трал АТ-6, 2 шнуровых заряда ШЗ-200
гидроакустическое: 1 Угасал миноискания МГ-99А1 "Кабарга-А1"
радиотехническое: инфракрасная аппаратура ночного видения «Хмель», РЛС госопознавания "Нихром"
навигационное: 1 НРЛС "Миус", 1 радиопеленгатор АРП–50Р,
навигационная система "Брасс", эхолот НЭЛ-М3Б.
Источник: dogswar.ru